Вопросы, связанные с духовно-нравственными проблемами, актуальны для любого общества. Особенно остро эти проблемы стоят в современной России.
Российское общество, занятое экономическими проблемами и политическими баталиями, не заметило, что исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Мы забыли древнюю истину о том, что не хлебом единым жив человек. И как следствие этого, когда мы сталкиваемся с поступками, основанными на высших ценностях, они вызывают у нас не только восхищение, но и удивление. Недавно в передаче «Пусть говорят» рассказали о поступке Гульсум, турчанки, которая в течение четырех лет ухаживает за молодым человеком, инвалидом. Умут (Надежда) – так назвала Гульсум русского юношу, прикованного к постели: он не может говорить, двигаться, самостоятельно принимать пищу. То, что делает Гульсум, достойно восхищения, хотя для нее, для ее детей это вполне обычный поступок.
В российском обществе повседневностью становятся другие поступки: ограбление, нередко и убийство ветеранов войны, убийство собственных детей, продажа грудных младенцев и другие. Все это говорит о нравственном кризисе в обществе. Основная же причина кроется в навязанных российскому обществу чуждых для него ценностях и подмене истинных ценностей мнимыми.
В современном обществе приоритетной жизненной ценностью стало материальное благополучие. Жизненный успех связывается с предприимчивостью, умением работать за деньги, а не с талантом, знанием и трудолюбием. Обществу навязывается мысль, что во взаимоотношениях людей приоритетом должна быть материальная выгода. Отсюда и все беды наши. Не секрет, что нравственный кризис является основной причиной таких острых проблем нашего общества, как коррупция и обострение межнациональных отношений. Посудите сами: человек идет на преступление во имя чего? Что взамен? Вилла на Лазурном берегу, тринадцатикомнатная квартира? Смотришь на таких людей, думаешь, когда же они насытятся, и понимаешь – никогда. Люди стали рабами денег, богатства. Про таких людей Пророк правоверных говорил: «Несчастен раб динара (золотая арабская монета), несчастен раб дирхема (серебряная арабская монета) и несчастен раб лепешки и куска ткани». (Михайлов Ю. А. «Пора понимать Коран». М., 2007. С. 49.)
В комментариях на очередную выходку моих земляков-кавказцев можно услышать, мол, ведут себя в соответствии со своими обычаями и традициями. На самом деле все с точностью до наоборот: ведут они себя вопреки горским обычаям, традициям и нормам мусульманского права. Гостеприимство, почитание старших, уважение к чужому мнению традиционно в характере кавказцев. У кумыков говорят: «На чьей арбе едешь, того и песни пой», что соответствует русской поговорке «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». На Кавказе всегда понимали важность межнациональных отношений и старались строить их на принципах справедливости и взаимоуважения. В исламе национальная принадлежность верующего не имеет значения, преимущество одного человека над другим, с точки зрения ислама, заключается в степени справедливости.
Человек свободен и в выборе религии. В священном Коране сказано: «Кто хочет, пусть уверует, а кто не хочет – может отказаться» (сура 18, аят 29). Каждый человек сам несет ответственность за свои деяния: «Ни одна душа не понесет чужого бремени» (сура 17, аят 15). Разумеется, не в обычаях и традициях дело, мотивы правонарушений и преступлений кавказцев те же, что и у остальных россиян: стремление к наживе, богатству, стяжательство. Хамство и безобразное поведение этих людей объясняется не национальной принадлежностью, а кризисом нравственности, их моральным разложением. Критичность сложившейся в обществе ситуации признается и самой властью. В послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года Президент В. В. Путин отметил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».
Жизнь показывает, что в обществе, где потребление (материальные блага) становится самоцелью, неизбежен «дефицит духовных скреп». Такое общество порождает «плюшкиных», «чичиковых» и «молчалиных». Они правят бал в нашей стране. Люди высоконравственные, как Гульсум, которых немало и в российском обществе, оказались не у дел, их не видно, о них не пишут. Оно и понятно: ведь есть вопросы более актуальные для общества, к примеру, сколько стоит очередная игрушка представителя элиты: тапочки, бриллиантовые подвески или золотой унитаз.
Подводя итог, хотелось бы сказать словами великого Омара Хайяма:
Были бы добрые в силе, а злые слабы,
Мы бы от тяжких раздумий
не хмурили лбы!
Если б в мире законом была
справедливость,
Не роптали бы мы на превратность
судьбы.