Где же наши Гульсумы?





  


Вопросы, связанные с духовно-нравственными проблемами, актуальны для любого общества. Особенно остро эти проблемы стоят в современной России.



   Российское общество, занятое экономическими проблемами и поли­тическими баталиями, не заметило, что исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Мы забыли древнюю истину о том, что не хлебом единым жив человек. И как след­ствие этого, когда мы сталкиваемся с поступками, основанными на высших ценностях, они вызывают у нас не только восхищение, но и удивление. Недавно в передаче «Пусть говорят» рассказали о поступке Гульсум, тур­чанки, которая в течение четырех лет ухаживает за молодым человеком, инвалидом. Умут (Надежда) – так на­звала Гульсум русского юношу, прикованного к постели: он не может говорить, двигаться, самостоятельно принимать пищу. То, что делает Гульсум, достойно восхищения, хотя для нее, для ее детей это вполне обычный поступок.

В российском обществе повседневностью становятся другие поступки: ограбление, нередко и убийство ве­теранов войны, убийство собственных детей, продажа грудных младенцев и другие. Все это говорит о нравствен­ном кризисе в обществе. Основная же причина кроется в навязанных российскому обществу чуждых для него ценностях и подмене истинных ценностей мнимыми.

В современном обществе приоритетной жизненной ценностью стало материальное бла­гополучие. Жизненный успех свя­зывается с предприимчивостью, умением работать за деньги, а не с талантом, знанием и трудолюбием. Обще­ству навязывается мысль, что во вза­имоотношениях людей приоритетом должна быть материальная выгода. Отсюда и все беды наши. Не секрет, что нравственный кризис является основной причиной таких острых про­блем нашего общества, как корруп­ция и обострение межнациональных отношений. Посудите сами: человек идет на преступление во имя чего? Что взамен? Вилла на Лазурном бе­регу, тринадцатикомнатная кварти­ра? Смотришь на таких людей, дума­ешь, когда же они насытятся, и пони­маешь – никогда. Люди стали ра­бами денег, богатства. Про таких лю­дей Пророк правоверных говорил: «Несчастен раб динара (золотая араб­ская монета), несчастен раб дирхема (серебряная арабская монета) и не­счастен раб лепешки и куска ткани». (Михайлов Ю. А. «Пора понимать Ко­ран». М., 2007. С. 49.)

В комментариях на очередную выходку моих земляков-кавказцев можно услышать, мол, ведут себя в соответствии со своими обычаями и традициями. На самом деле все с точностью до на­оборот: ведут они себя вопреки гор­ским обычаям, традициям и нормам мусульманского права. Гостеприим­ство, почитание старших, уважение к чужому мнению традиционно в характере кавказцев. У кумыков говорят: «На чьей арбе едешь, того и песни пой», что соответствует русской поговорке «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». На Кавказе всегда понимали важность межнациональных отношений и старались строить их на принципах справедливости и взаимоуважения. В исламе национальная принадлежность верующего не имеет значения, преимущество одного человека над другим, с точки зрения ислама, заключается в степени справедливости.



Человек свободен и в вы­боре религии. В священном Коране сказано: «Кто хочет, пусть уверует, а кто не хочет – может отказаться» (сура 18, аят 29). Каждый человек сам несет ответственность за свои деяния: «Ни одна душа не понесет чу­жого бремени» (сура 17, аят 15). Ра­зумеется, не в обычаях и традициях дело, мотивы правонарушений и пре­ступлений кавказцев те же, что и у остальных россиян: стремление к наживе, богатству, стяжательство. Хамство и безобразное поведение этих людей объясняется не национальной принадлежностью, а кризи­сом нравственности, их моральным разложением. Критичность сложив­шейся в обществе ситуации призна­ется и самой властью. В послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года Президент В. В. Путин от­метил: «Сегодня российское обще­ство испытывает явный дефицит ду­ховных скреп: милосердия, сочув­ствия, сострадания друг другу, под­держки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».



Жизнь по­казывает, что в обществе, где потреб­ление (материальные блага) стано­вится самоцелью, неизбежен «дефи­цит духовных скреп». Такое общество порождает «плюшкиных», «чичико­вых» и «молчалиных». Они правят бал в нашей стране. Люди высоконравственные, как Гульсум, которых немало и в российском обществе, оказались не у дел, их не видно, о них не пишут. Оно и понятно: ведь есть вопросы более актуальные для общества, к примеру, сколько стоит очередная игрушка представителя элиты: тапоч­ки, бриллиантовые подвески или зо­лотой унитаз.

Подводя итог, хотелось бы сказать словами великого Омара Хайяма:

Были бы добрые в силе, а злые слабы,

Мы бы от тяжких разду­мий


не хмурили лбы!


Если б в мире законом была


справедливость,


Не роптали бы мы на превратность


судьбы.