Сеид Азим Ширвани – выдающийся азербайджанский поэт, педагог и просветитель XIX века, чья удивительная судьба тесно переплетена с историй кумыкского Яхсая.
Родился Азим в 1835 году в Шемахе в семье известного религиозного деятеля Сеид Мухаммеда. Мальчику не было и семи лет, когда отец неожиданно слег и уже не поднялся. Оставшись одна с сыном, мать Азима, кумычка от рождения, Сакинат ханум, испытывая нужду, решила переселиться в Дагестан в родной Яхсай. Её отец Молла Гусейн лично занялся воспитанием и образованием внука. За 11 лет Сеид Азим в совершенстве изучил арабский и персидский языки, полностью освоил Коран. Для завершения духовного образования дед отправил его за границу. Он учился в Багдаде, Каире, Дамаске, посетил святыни мусульманского мира в Мекке и Медине. В 1860 году Гаджи Сеиду Азиму Ширвани в Дамаске был присвоен высокий духовный сан ахунда. Однако после возвращения на родину интерес к общественным проблемам и тяга к научным знаниям изменили его отношение к религии. Он сознательно отказался от духовного звания.
Сеид Азим вновь очутился в родном городе отца Шемахе и открыл школу нового типа и до конца жизни руководил ею. В школе преподавали азербайджанский, персидский, русский языки, а также историю, географию и математику. Долгие годы Сеид Азим Ширвани возглавлял в Шемахе поэтическое собрание «Бейтус Сафа» («Дом чистых»), собрав вокруг себя прогрессивную интеллигенцию города, поддерживал связи с аналогичными собраниями в других городах. К примеру, собранием в Шуше, которым руководила знаменитая поэтесса Хуршидбану Натаван, бывшая некогда супругой яхсайского князя, генерала царской армии Хасай-хана Уцмиева. Их сын Мехти-Кули Хан тоже станет известным поэтом.
Творческий путь Сеида Азима Ширвани начался в 1850-е годы. Он писал стихи на азербайджанском и персидском языках. Его произведения по праву вошли в сокровищницу азербайджанской литературы. К великому сожалению, при жизни Сеид Азим так и не стал свидетелем изданий своего богатого поэтического наследия. Первая книга поэта, подготовленная его сыном Мирджафаром, увидела свет лишь в 1895 году в Тифлисе на средства бакинского миллионера, мецената Зейналабдина Тагиева. К слову, неоценимо то, что сделал Тагиев для просвещения, образования и культуры не только Азербайджана, но и Дагестана. Это и строительство школ, семинариев, училищ, институтов, других культурно-просветительских учреждений. Это и издание газет, книг и журналов, в том числе первого кумыкского журнала «Тангчолпан».
Умер Сеид Азим Ширвани, когда ему было 52 года. Прах великого поэта покоится на шемахинском городском кладбище «Шахихандан».
Постановлением Правительства Азербайджанской Республики произ-ведения Сеида Азима Ширвани объявлены государственным достоянием Азербайджана.
Ниже мы публикуем стихотворение Сеида Азима в переводе.
Упрек Меджнуну
Однажды Меджнуну невежда заметил:
«Вот ты осмеял всех влюбленных на свете,
Красавиц, что Лейли прекрасней бесспорно,
По-твоему в сердце лелеять зазорно?
А так ли уж Лейли мила и прелестна?
Ведь есть и прелестней, мне точно известно!»
Меджнун не сдержал невеселого вздоха:
«Ты в деле любви, как я вижу, не дока!
Почтенный, на Лейли взглянуть ты попробуй
Моими глазами, затем, чтоб до гроба,
Ты помнил, как лик ее гордо сияет,
Какой он божественный свет излучает!
И ты, ослепленный божественным светом,
Узнаешь, что Лейли прекраснее нету!
Лишь к Лейли одной мое сердце стремится,
Она среди роз богоравных – царица.
Я к ней устремлюсь – к земной, настоящей,
Святая любовь – мой напиток пьянящий!
Не будь на невежество ты обреченным,
Мой ум не казался б тебе помраченным,
Есть истина в мире обмана и праха,
Ей имя любовь, ты служи ей без страха!