Хозяйственные неровности равнины

За последние годы в руководстве Дагестана происходили частые изменения и каждый избранный глава республики вступал в свои служебные обязанности с намерениями улучшить потенциал республики, усовершенствовать материально-техническую базу, найти экономические рычаги повышения социального благополучия всех слоев населения.

Неопровержимо одно: частое перемещение руководителя любого уровня, особенно главы региона, во многих случаях не даёт ожидаемых результатов.

Относительно нынешнего Главы нашей республики хочу сказать, что Сергей Алимович Меликов для Дагестана человек не со стороны, с первых шагов работы заметно его желание быть полезным для республики, и мы возлагаем на него большие надежды. Когда корреспондент газеты «Дагправда» спросил у него: «Сергей Алимович, какие направления развития республики вы считаете приоритетными?», он ответил: «На сегодняшний день в Дагестане существуют четыре очень важные проблемы. В первую очередь это вопросы, связанные с земельно-имущественными отношениями» («Дагправда», 16 июня, 2021 г.).

Будет справедливо, если скажем, что при осуществлении земельной реформы допускается систематическое игнорирование интересов коренных народов и общин на их исторических территориях. Действия ответственных лиц за землепользование намеренно противоречивы и непоследовательны, в них отсутствует прозрачность, что позволяет скрывать многочисленные нарушения. Это усиливает этнотерриториальные противоречия и социальную напряжённость. Эти и другие факты показывают, насколько эта проблема важна и чрезвычайно актуальна для сегодняшнего Дагестана.

Согласно Конституци РФ, Всеобщей декларации прав человека, провозглашённой ООН, и особенно Декларации прав коренных народов, принятой ООН в сентябре 2007 года, земля и другие природные ресурсы должны использоваться и сохраняться как основа жизни и деятельности коренных народов, исторически проживающих на соответствующей территории.

В этом плане аграрная политика в республике на сегодняшний день проводится в крайне социально опасных, незаконных, коррупционных формах. В республике назревает кризис, связанный с возрастающей нехваткой земли на равнине, при стабильно высоких темпах роста населения и постоянном миграционном давлении на равнинные и приморские районы.

Под лозунгами различных земельных реформ в республике реализуется передача в собственность переселенцам из горных районов равнинных земель, предоставленных во временное пользование (в аренду) бывшим колхозам и совхозам горных районов советской властью. Кроме того, законодательно легализуются построенные на этих арендованных землях самовольные поселения, ко­торым власти придают статус населённых пунктов.
В условиях полного развала колхозносовхозной системы, в частности в горных районах, занимающихся отгонным животноводством, и существования её сегодня фактически в виде частно-хозяйственной системы должны получить совсем иные, соответствующие современным рыночным механизмам правовые и экономические основания для оправдания своего существования. А иначе это откровенный протекционизм в интересах горных районов (так же было и ранее при советской власти) и ущемление экономических интересов населения равнинных районов.

Отгонное животноводство полностью лишено в сегодняшних условиях какого-либо серьёзного правового и экономического обоснования. Сохранение горно-кутанной формы ведения отгонного животноводства в сегодняшнем виде ничем не оправданно и существует как прикрытие для неэффективного использования равнинных земель. Вся эта незаконная авантюристическая политика в РД по созданию населённых пунктов на зимних пастбищах с оседлым образом жизни и круглогодичным выпасом скота приводит к экологической катастрофе земель сельскохозяйственного назначения (Ногайский, Тарумовский, Кизлярский районы, на очереди Бабаюртовский район).

На сегодняшний день в республике властные структуры руководствуются стратегией «свершившегося факта». Действуют стихийные, ситуативные регуляторы земельных отношений, когда самовольно захваченные территории узакониваются и получают статус сельских поселений на землях отгонного животноводства, а переизбыток скота в расчёте на единицу площади уже привёл к ухудшению экологии и продолжает усиливать процессы опустынивания, засоления и выветривания почвенного слоя этих земель.
На землях отгонного животноводства, которые являются исторической территорией обитания коренных народов равнины, уже созданы муниципальные образования, относящиеся к отдаленным горным районам. Тем самым «узаконена» часть из незаконно созданных поселений временно живущими на этих землях жителями горных районов.

30 ноября 2006 года Народное Собрание РД приняло закон РД, который сохраняет статус поселений и муниципальных образований (расположенных на землях отгонного животноводства) в ведении и подчинении горных районам, находящимся за 150-200 и более километров от них.

Всё это сделано республиканскими властями в нарушение требования п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ, согласно которому строительство поселений на землях сельскохозяйственного назначения, к которым относятся и пастбища (отгонные земли), запрещено! Но законы полностью игнорируются. Они возникли по совершенно различным основаниям, как-то возвращение ранее депортированного населения из Чечни 1957-1959 гг., землетрясение 1970 и 1975 гг., привлечение трудовых ресурсов в интересах экономики, выселение Грузии в 1990-х годах, переселение из Новолакского района, оползни и наводнения. Это все сопровождалось мощной стихийной миграцией, которая продолжается и сегодня.

В это же время парадоксальным образом все пригородные посёлки и селения коренных жителей низменности, расположенные вокруг Махачкалы, лишены статуса муниципальных образований, их территории отчуждены от населённых пунктов и обезличены тем, что включены в состав городского округа «г. Махачкала».
Беззаконие и реализация земельной политики доведены до такой крайности, что обществу села Агачаул (вблизи Махачкалы) приходится бороться за права строиться на исконных землях.

Результатом избирательного подхода к проблемам поселений является то, что не возвращено и не компенсировано в какой-либо иной форме 8166 га земельного фонда бывших колхозов в селениях Тарки, Альбурикент, Кяхулай. Вместе с тем идет массовый незаконный захват земель, возведение домов и капитальных строений переселенцами в ареале селений на склоне горы Тарки-Тау, землях лесного фонда, где распоряжением ­ Правительства РФ от 1994 г. было предусмотрено создание национального заповедника.
Все принятые законодательные ограничения и запреты на нецелевое использование земель только декларируются. Здесь, думается, соучаст-никами нарушения законов являются не только органы муниципальной власти, но и республиканской.

Неправомочно отстранение от полноценного контроля эффективности использования земель муниципальных органов тех райо­нов, на территории которых расположены эти земли. Тем самым подрываются основы экономически рационального и социально справедливого пользования земель, где необходим учёт интересов этнических и общинных территориальных ареалов.

Необходимо обнародовать учёт земельных ресурсов, составленный по материалам инвентаризации и кадастрового учёта, реестр землеполь-зователей и арендаторов по районам, дать оценку соответствия количества поголовья скота и площади арендованных участков, передать часть земель отгонного животноводства остронуждающимся в земельных площадях селениям равнинных Кумторкалинского, Бабаюртовского, Хасавюртовского, Каякентского и других районов.

Нерешённые в Конституции РД политические вопросы по созданию механизмов согласования межэтнических интересов имеют постоянно проявляющиеся и весьма негативные последствия. Они проецируются на всю систему общественных отношений, в том числе и на земельные проблемы, где они проявляются наиболее остро. Отсутствие защиты прав и интересов коренных народов равнины на исторических территориях своего обитания превращает регион в зону перманентной нестабильности и ведёт к тяжёлым последствиям для всех жителей республики. Этого можно избежать, достичь стабильности в республике, если признать конституционно права коренных народов на исторических территориях, землях своего естественного обитания и подтвердить это соответствующими законами.

Этнотерриториальные противоречия, земельные конфликты в респуб-лике множатся усиленными темпами и имеют тенденцию к количественному росту и качественному усугублению и обострению. Однако они в республике не решаются при полной неопределённости правовой системы принципов межэтнического сосуществования в республике. Поэтому с ними работают в пожарном порядке и они нередко усугубляются «заинтересованным» участием в них органов государственной и местной власти.
Приведя в соответствие с интересами всех народов РД законодательную базу землепользования, а также процедуры образования, преобразования и изменения границ муниципальных образований, можно упредить возможные национальные конфликты, чтобы они не стали суровой реальностью.

Консервация совершенно изжившей себя «горно-кутанной системы», организация животноводческих хозяйств и политика административно-территориального подчинения равнинных земель, предоставленных для отгонного животноводства, в административное ведение горных районов, в которых изначально располагались животноводческие колхозы и совхозы, наносят непоправимый ущерб экономике Дагестана.

Искусственное сохранение миниатюрных муниципальных районов (и участков) в горах с небольшой численностью населения и огромным аппаратом управления, а также проекты для переселенцев на равнине не позволяют снизить дотационность республики и остроту противоречий, а лишь усугубляют их.

Расул КАДИЕВ,

доктор экономических наук