В этом году исполняется 700 лет великому исламскому ученому Саад-ад-Дину ат-Тафтазатани (1322–1390). Уроженец небольшого села Тафтазатан, что на современной границе Туркменистана и Ирана, он прожил насыщенную и яркую жизнь, побывал во многих странах и оставил незабываемый след. Имам ат-Тафтазатани происходит из знатной семьи. Его отец Умар, получивший титул «Фахр ад-Дин», или «Зайн ад-Дин», был человеком знания и занимал должность кади (судьи). Его дед по имени Абдулла получил титул «Бурхан ад-Дин», а также был известным кади и обладал высокими знаниями.
Естественно, что первые знания он почерпнул у отца. Затем он учился у таких известных богословов, как аль-Иджи и Кутб ад-дин ар-Рази (ум. 1365). Около тридцати лет провел в скитаниях, преподавал в различных медресе Средней Азии. Работал также в Герате и Гиджуване. По приглашению хана Золотой Орды Джанибека приехал работать в Сарае. Затем проживал в близлежащем городе Гюлистан. В 1367 году этот город был уничтожен войсками знаменитого «делателя ханов» темника Мамая.
Вновь началась скитальческая жизнь Саад-ад-Дина ат-Тафтазатани. Он побывал в Ширазе при дворе эмира Шах-Шуджа, а затем обратно вернулся на север, но уже осел в городке Эндирей, в окрестностях которого находилась ставка претендентов на ордынский престол Джанибека и Пулада (Болата). По прямым (нумизматическим) и по косвенным источникам («Дербент-наме» Мухаммада Аваби Акташи) здесь находилась их ставка Гиччи-Маджар. Не зря Якоб Рейнегс спустя 400 лет, опираясь на предания, называл Эндирей столицей Дешт и-Кипчака. Возможно, что ат-Тафтазатани был как-то связан с окружением ханов, неудачно участвовавших в гражданской войне в Золотой Орде, известной как «великая замятня».
Как бы то ни было, живя в Эндирее, ученый преподавал в местном медресе. Хотя источники прямо об этом не говорят, но, видимо, он и был его основателем. Вследствие этого оно называлось медресе «ат-Тафтазатани». Здесь, согласно преданию, его в 1386 году застал Тамерлан и увел с собой в Самарканд. Такая же судьба, как известно, постигла и немало кумыков. Вместе с тем тот факт, что Эндирей пострадал от войск завоевателя гораздо менее других соседних кумыкских земель, возможно, связан и с заступничеством ученого. Саад-ад-Дин умер и был похоронен в столице державы Тимуридов – Самарканде.
Тафтазатани написал множество работ в виде текстов, серхов и аннотаций во многих областях, таких как сарф, синтаксис, риторика, логика, калам, фикх, тафсир и процессуальные науки. Всего известно около 30 его сочинений. Среди его трудов «Талхис и-камил (работа по ханафитскому фикху), «Мухтасарул-маани» («Наука риторики»), «Шерхур Рисалет и-Шемсие» («Наука логики»), «Мутавасит и-Кафие» (работа по арабской рифме) и перевод Саади с фарси на тюркский язык. Будучи последователем ханафитского мазхаба, ат-Тафтазатани оставил работу и по шафиитскому фикху «Мифтахуль-фикх». Интересовался он и физикой. Так он прославился также своим комментарием к «Акаид» («Символу веры») суннитского теолога ан-Насафи (ум. 1142) – «Шарх аль-акаид ан-насафийя». В этом труде помимо чисто религиозных вопросов содержатся изложения идей об атомистическом строении пространства и времени.
Ат-Тафтазатани также написал трактаты по грамматике, риторике, богословию, логике, праву и тафсиру (толкованию) Корана. Благодаря ясности изложения работы ат-Тафтазатани стали учебниками и получили распространение от Магриба до Индонезии. Они использовались в качестве учебников и в Дагестане.
Естественно, нельзя не сказать о его педагогическом наследии. Несмотря на то, что ат-Тафтазатани преподавал в Эндирее не более 10–15 лет, посеянные им семена просвещения дали благодарные всходы. Вероятно, обучение в его медресе продолжили его ученики. Удивительно, но веками не прерывалась эта нить передачи знаний. Спустя 300 лет великий турецкий путешественник Эвлия Челеби писал о том, что в Эндирее действуют 7 начальных школ и 3 медресе. Он утверждал, что: «Это город древний, средоточие мудрых, источник совершенств, обитель поэтов и умиротворенных… его ученые обладают мудростью арабов и великими знаниями». Советский историк Т. Х. Кумыков подчеркивал: «Если горский мулла или эфенди заканчивал курс обучения в Эндерийском медресе, то это было вполне достаточной аттестацией о высоком уровне его подготовки в области арабистики и знания основ ислама». Местные учебные заведения были известны не только на Северном Кавказе, но и далеко за его пределами. В них учились многие учёные из Волго-Уральского региона на рубеже XVIII-XIX веков.