Бурлият Мамашева — первая женщина-министр просвещения Дагестана

Сегодня, 8 марта, день рождения Бурлият Салавутдиновны Мамашевой — первая женщина-министр просвещения республики. Сегодня ей исполнилось бы 100 лет.

Причудлива жизнь… Для одних она словно посох, без которого немыслим путь, который предстоит пройти. Для других – шанс, данный судьбой только раз в жизни, а еще характер, воспитание, среда, что остается опорой, корневой основой, рождающей особых, крепко стоящих на земле людей, может, порой и сомневающихся, иначе какая же это жизнь, но не дающих спуску никому из тех, кто завидует, легковесно воспринимая то, что дается невероятной выдержкой, работоспособностью рожденных сильными, способными покорить суровые горы. Она – Бурлият Мамашева (на снимке) – первая женщина-министр просвещения республики, такой и была…

Казалось, что ей удается в жизни все. Но если проследить ее биографические даты, то можно сделать вывод: она не была приучена сетовать на судьбу, нет, но она взнуздала ее, покорив как строптивого жеребца. Словом, характер… Знала, что легких побед не бывает. Отец Салаутдин Мамашев из Атлыбоюна, сколько помнил себя, батрачил, пас скот и твердо верил в то, что, как только накопит на арбу с парой быков, почувствует себя свободным человеком и займется модной тогда среди сельчан перевозкой грузов из Порт-Петровска. А тут еще, на радость, дочь Бурлият родилась. И вот только, казалось бы, качали ее близкие в люльке, а уж подросла и уже в шестилетнем возрасте девчушка пасла скот, носила воду из родника и любила уединяться отдельно от сверстниц в лесу, чтобы послушать гулкое эхо, отдавававшее окрест, насладиться вкусом сладкой лесной ягоды, дикой груши, насобирать в подпол кизил и шиповник. Родители замечали, что дочь растет особняком от сверстниц, но списывали это на счет ее замкнутого характера. Ничего, перерастет, выдадим замуж, станет такой, как все, рассуждали родители, рассказывает сотрудник газеты «Дагестанская правда» Айшат Тажудинова.

Итак, по рассказам Булача Имадутдиновича Гаджиева, отец Бурлият Салаутдин Мамашев из Атлыбоюна 10 лет пас скот княгини Патимат-Бике. Столько же лет батрачил у состоятельных крестьян своего аула, пока не приобрел арбу и пару быков. Теперь, как и большинство своих земляков, стал перевозить грузы из Порт-Петровска в горы и обратно. Жить можно было сносно.

Здесь, в Атлыбоюне, в утешение Мамашевым, родилась девочка. Назвали ее Бурлият. Сельские дети чуть ли не с колыбели приучены к труду. Шестилетней девочке полагалось ни свет ни заря гнать корову в общественное стадо, носить воду из источника Ахмет-хан-булах, подбирать сушняк в окрестностях аула.

Такого рода работа в осеннюю пору для Бурлият, когда в ближайшем лесу можно было полакомиться кизилом, шишками и дикой грушей, становилась настоящим праздником.

Тогда же Бурлият оказалась свидетельницей редкого события, которое не только она, но и взрослые атлыбоюнцы долго не могли переварить. Из США в Дагестан приехали преподаватели и студенты Калифорнийского университета. Единственным населенным пунктом, который они посетили, если не считать Махачкалу, был Атлыбоюн. Сельчане встретили заокеанских гостей хлебом-солью, исполнением старинных песен и танцев. По этому поводу американцы провозглашали: «Вери гуд, Дагестан!» Сами тоже не остались в долгу – на чьей-то плоской крыше девушки и парни отплясали фокстрот, чем привели в полную растерянность атлыбоюнцев.

Продолжим биографию Бурлият, как упоминается в статье, опубликованном в книге «Дочери Дагестана, она на третьем курсе уже терпимо владела русской речью, а в самодеятельных кружках и в спорте даже стала задавать тон. К примеру, по волейболу входила в сборную техникума, по бегу на 100 и 200 метров равных ей среди девушек не было. Это, видимо, вскружило ей голову. Иначе как понять такой случай. Во время финального забега на 400 метров девушка из Дербента стала обгонять ее. Бурлият Мамашева сошла с дистанции и через все футбольное поле отправилась в раздевалку. На вопрос, почему она так поступила, отвечала: «Не привыкла занимать вторые места». Мало того, в ответ на упреки товарищей и физрука техникума Баширова сгоряча поклялась более на беговую дорожку не выходить. И такая черта наблюдалась в ней, когда ее залихорадило от «звездной болезни». Очистительные слезы в подушку все-таки были.

На беговую дорожку она действительно больше не выходила, но не из-за упрямства, а по другой причине. Настала пора, когда человек на себя, на свою внешность начинает глядеть со стороны. Отца в живых не было, когда ее, 15-летнюю девчонку, выдали замуж. Мать поторопилась принять такое решение: уж очень много молодых и не совсем молодых приглядывались к ее дочери.

Мужем Бурлият Мамашевой стал односельчанин Саадула Ахмедханов. Он был вдвое старше ее, но оказался добрым, внимательным человеком и ни разу за всю совместную жизнь не оскорбил и не унизил достоинства юной супруги ни словом, ни действием. Он давал возможность Бурлият поступать так, как она считала нужным. С перерывами она закончила педтехникум, рабфак, потом Дагестанский педагогический институт, Высшую партшколу и вдобавок еще защитила кандидатскую диссертацию.

В тот день, когда она сдавала экзамены за первый курс института, в длинном узком коридоре кто-то бежал и надрывно выкрикивал два слова: «Товарищи, война!» Студенткам дали сутки уладить свои дела и выбрать, в каком населенном пункте они хотели бы работать. Вот так в одночасье Бурлият Мамашева стала учительницей географии и естествознания в Ленинкенте.

Жизнь менялась, будто камушки в калейдоскопе, только с черным оттенком. Вскоре на войну забрали директора школы Сатава Исмаилова, а на его место назначили Мамашеву. И гора хлопот и забот навалилась на нее: ремонт школы, помощь колхозу, рытье окопов, сбор посылок для фронтовиков, ночные дежурства. При этом нельзя было забывать и о непосредственных задачах школы. Но, пожалуй, самое трудное состояло в том, как утешить детей, когда их родителям вручали похоронки. В такие дни ни учителям, ни директору школы было не до уроков. Помощь тимуровских команд семьям фронтовиков становилась одной из важнейших забот школы.

Жизнь шла своим чередом… Закончилась война. Наступило мирное время. Директор Ленинкентской школы Б. Мамашева считалась одним из лучших директоров школ республики, сюда приезжали со всех концов республики педагоги, чтобы обменяться опытом. По сути школа превратилась в образовательное учреждение, где в процесс обучения внедрялись новые по тем временам методики педагогов-новаторов, для которых каждый ученик индивидуальность, которую может и должен раскрыть педагог. В трудовой книжке директора одна запись сменяла другую, подтверждая статус потенциального руководителя. Бурлият Мамашева успела побывать в должности старшего библиографа, заведующей национальным отделом, директором. Позже была избрана вторым секретарем Советского райкома партии Махачкалы, секретарем Дагестанского обкома. Тогда же решением обкома была назначена республиканским министром образования.

Бурлият Салаутдиновна вспоминала: «Когда меня представляли сотрудникам, хотя я уже не была новичком и в трудовой деятельности имела за плечами 30 лет стажа, но, несмотря на это, растерялась. Я понимала, какую ответственность на себя беру». Немало бессонных ночей пережила новый министр, в голове крутились мысли, с чего начать. И пришла к выводу, что с самого простого, но главного. Она побывала в самых отдаленных районах республики, чтобы увидеть, в каком состоянии находятся образовательные учреждения, обращая внимание правительства республики на нехватку кадров, тяжелые условия жизни сельских учителей, отсутствие элементарных условий для школ, нелегкое положение с учебниками. Тогда она поняла, что, когда трудно, надо идти к людям. И она не ошиблась, привлекая к работе специалистов, средства массовой информации. Убедившись в потенциале молодого министра, смолкли наконец слухи о том, как рядовой директор школы сделала столь стремительную карьеру. Но ведь именно в те годы шло интенсивное выдвижение женщин-горянок на партийно-государственные должности. Женские «квоты» были вызваны самой жизнью.

Б. С. Мамашева так и не узнала, кто остановил выбор на пост министра просвещения именно на ней. Ее пригласили в кабинет первого секретаря обкома партии. Во время беседы с Абдурахманом Данияловым она то садилась, то вставала, мяла в руках платок.

Первый спросил:

– Вы что-то хотите сказать?

– Да, да, – произнеслаа Мамашева, – у меня семья, дети, домашнее хозяйство, и вдруг – министр…

Секретарь улыбнулся:

– Магомедову Айшат мы выдвинули первым секретарем Гергебильского райкома партии, а ведь у нее детей в два раза больше, чем у Вас…

После небольшой паузы Даниялов спросил:

– Может, супруг против?

Оказалось, нет, с этой стороны проблем не было.

Наша справка:

Мамашева Бурлият Салавутдиновна Родилась 8 марта 1921 года в селе Атлыбоюн (п. Ленинкент). По национальности кумычка.

В 1938 году по окончании школы продолжила учебу на 10-ти месячных курсах учителей при Наркопросе Даг. Республики, а в 1940 году поступила в Дагестанский педагогический Институт.

В 1960 году оканчивает Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1970 году в Академии общественных наук при ЦК КПСС защищает диссертацию на присуждение ученой степени кандидата исторических наук. Ее перу принадлежит ряд научных и публицистических работ.

В 1941 году, прервав по своей инициативе учебу в Институте на 2-ом курсе, она, в связи с мобилизацией на фронт мужчин из числа преподавательского состава, пошла работать учителем в Ленинкентскую среднюю школу, где вскоре назначенная директором, продолжала совмещать преподавательскую работу с руководящей деятельностью до 1945 года.

В 1946 году, по окончании Дагпединститута работала в Дагестанской Республиканской Библиотеке — старшим библиографом, библиотекарем, зав. Национальным отделом, директором.

В 1951 году была избрана вторым секретарем Советского райкома г. Махачкалы, а в начале 1952 года — секретарем Дагестанского обкома.

В конце того же года она назначается Министром просвещения Дагестанской АССР и, пробыв на этому посту до 1955 года, в связи с избранием, вновь возвращается на партийную работу — Секретарем парторганизации Дагестанского филиала Академии наук СССР.

C 1960 года Мамашева Б.С, лектор, затем инструктор Даг. Oбкома. 

С 1972 по 1980 годы работает ответственным секретарем, а затем, до выхода на пенсию, 1-ым зам. председателя Правления Дагестанской организации общества «Знание» РСФСР.

Помимо трудовой деятельности, активно участвовала в общественной жизни Республики. Она неоднократно избиралась членом Даг. Обкома и Махачкалинского горкома, депутатом районного и городского советов народных депутатов г. Махачкалы.

Ее активная государственная и общественная деятельность была отмечена орденом «Знак Почета». Медалями, почетными грамотами Президиума Верховного Совета и Совета Министров ДАССР