Педагоги Махачкалы смогут пройти бесплатный онлайн-курс по инклюзии

«Я учитель» предлагает бесплатный онлайн-курс по инклюзивному образованию для педагогов общеобразовательных учреждений, в классе у которых есть ученики с ограниченными возможностями.

 

Онлайн-курс инклюзивного образования программы «Я учитель» предназначен в первую очередь для практики. Учителя получат рекомендации и инструменты для работы с детьми с ограниченными возможностями, узнают, как установить эмоциональный контакт с ребенком, и помогут им наладить общение со сверстниками. Каждый преподаватель может самостоятельно выбрать актуальные темы специально для себя и своих учеников.

 

По словам Елизаветы Александровны Агафоновой, педагоги истории и обществознания Многопрофильной средней школы № 9 г. Махачкалы, учителям необходимо постоянно повышать квалификацию и осваивать новые методы работы с детьми с ограниченными возможностями.

 

«У нас в республике есть школы-интернаты и библиотеки для слепых. Существует также школа в Махачкале, которая специализируется на работе с детьми с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата. В каждой школе имеется домашнее обучение, где учитель навещает ребенка дома. Среди школьников дома большое количество детей с ограниченными возможностями, поэтому курс инклюзивного образования, несомненно, нужен каждому современному учителю», – говорит Елизавета Агафонова.

В курс вошли общие лекции от экспертов и восемь блоков, посвященных основным категориям ОВЗ. В каждом блоке есть информация о типе ОВЗ, о том, как выстраивать общение с детьми и родителями, и практические рекомендации по процессу обучения.


«В первую очередь, учителям и родителям нужны психологические приемы и техники. Потому что без психологического контакта даже самый лучший метод не сработает. Однажды я узнала, что мне придется ходить на занятия с девочкой-инвалидом — она ​​была в инвалидном кресле. Я переживала, потому что мне было жалко, а это недопустимо. А потом от учителей узнала, что девочка живет полной жизнью, у нее много интересов: шьет, вышивает, рисует, создает музыку. Я подумала: какая успешная девочка! Работая с детьми-инвалидами, мы должны найти в них что-то, чем можно будет восхищаться, тогда все получится» – сказала воспитательница.

Также в онлайн-курсе рассматриваются конкретные алгоритмы действий учителя: как оборудовать класс для ребенка с расстройствами аутистического спектра, как сопровождать слепого ребенка на экскурсиях, как помочь ребенку в инвалидной коляске. Курс рассчитан на 16 часов и доступен по записи, пройти его можно в любое удобное время. По его результатам педагог получает сертификат о повышении квалификации.

 

«Учителя и дети сейчас используют несколько цифровых платформ, в том числе Яндекс.Учебник. Преимущество в том, что дети могут подключаться к дистанционному обучению и получать полные знания из любой точки республики. В условиях пандемии такие цифровые ресурсы особенно необходимы, особенно для детей с ограниченными возможностями опорно-двигательным аппаратом – им трудно добраться в школу. Кроме того, у ребенка будет возможность изучить материал углубленно», – комментирует Елизавета Агафонова.

 

Программа повышения квалификации и развития учителей «Я учитель» разработана специалистами Яндекса. В нем собраны материалы по актуальным темам в помощь современным учителям: бесплатные учебные курсы, диагностика, статьи и учебные материалы. Онлайн-курс инклюзивного образования разработано в сотрудничестве со специальным центром лечебной педагогики детей «Особое детство», региональной общественной организацией людей с ограниченными возможностями «Перспектива» и Центром «Мастера и Маргариты».

 

По статистике, в Дагестане на душу населения приходится 1,52 ребенка-инвалида. По данным управления образования мэрии Махачкалы, сейчас 3024 ребенка школьного возраста с ограниченными возможностями (данные на 2020 год).

Также в Дагестане 18 коррекционных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями.