В Роспотребнадзоре рассказали об особенностях приобретения товаров через интернет в период распродаж и «чёрной пятницы»

Как сообщает пресс-служба Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в период распродаж и так называемой «чёрной пятницы» стоит обращать внимание на ряд ключевых особенностей продажи товаров, в частности через интернет.

В сообщении ведомства отмечается, что продавец обязан передать потребителю заказанный товар, если он ещё не оплачен. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю денежной наличности, квитанции или иного документа, подтверждающего оплату товара, либо с момента получения продавцом информации о намерении покупателя приобрести товар. 

А также передать товар покупателю в порядке и на условиях, указанных в договоре. Если товар был оплачен, но продавец задерживает отгрузку или доставку товара, потребитель вправе потребовать штраф в размере 0,5% от предоплаты за товар за каждый день просрочки.

Необходимо четко сформулировать условия и закупочную цену товаров по акции. Только если продавец правильно и грамотно передаст информацию покупателю, между ними не возникнет конфликтных ситуаций.

Кроме того, предложить покупателю услуги по доставке товаров путем отправки их почтой или транспортом, указав используемый способ доставки и вид транспорта.

Роспотребнадзоре сообщили, что навязывать покупателю дополнительных товаров и услуг не допускается. Контроль качества и консультации по выбору товаров ни в коем случае не могут быть дополнительными услугами, ведь за них отвечает продавец. Если потребителю предлагается застраховать товар или продлить гарантию, следует иметь в виду, что заявленный производителем гарантийный срок не может быть сокращен и должен быть раскрыт продавцом до заключения договора. . Часто так называемые «программы страхования» или другая «защита покупателя» частично совпадают с обязательствами, которые продавец или производитель должны выполнять по закону (обмен товаров или их ремонт).

А ещё потребитель вправе отказаться от товара, приобретенного в Интернет-магазине, в том числе в рамках акции, в любое время до его передачи потребителю продавцом или уполномоченным им лицом, а также после передачи товар — в течение семи дней (если у купленного товара были сохранены товарный вид, потребительские свойства). И если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена ​​в письменной форме при доставке товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Если окажется, что товары, купленные в Интернете, недостаточно качественные, потребитель имеет те же права, что и в «традиционной» (офлайн) торговле, в отношении товаров с дефектами для защиты своих прав. Статьями 18-24 закона «О защите прав потребителей» предусмотрена возможность замены товара на новый, перерасчета затрат и возврата товара с дефектом продавцу.

Закон о защите прав потребителей обеспечивает дополнительную защиту потребителей при покупке товаров (и заказе услуг) через так называемые Сайты (приложения) владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах). К ним относятся информационные ресурсы, в которых потребитель имеет возможность получить информацию о товаре (услуге), оформить заказ и оплатить его. Важной особенностью таких ресурсов является их ответственность за достоверность информации о реальном продавце (исполнителе).

Владельцы агрегаторов несут ответственность за убытки потребителей из-за недостоверной информации о товаре или продавце. В то же время в Законе «О защите прав потребителей» перечислены случаи их освобождения от ответственности. Например, если владелец агрегатора не изменил информацию о товаре (услуге), то требование потребителя о возмещении убытков, причиненных продажей товара (или оказанием услуги) на основании неполной или неточной информации следует адресовать напрямую продавцу (поставщику услуг).

Закон о защите прав потребителей определяет случаи, когда владелец агрегатора по требованию потребителя обязан вернуть предоплату за товар (услугу). В частности, это ситуации, когда товар не был доставлен (услуга не оказана) в срок, а Потребитель направил продавцу (подрядчику) уведомление об отказе в их приеме и проинформировал об этом владельца агрегатора. Потребителю может быть отказано в возврате предоплаты, если продавец предоставит потребителю подтверждение доставки товара.

Роспотребнадзор рекомендует потребителям проверить  цену на товар со скидкой у других продавцов. Если товар неожиданно «подорожал» перед акцией и со скидкой стоит столько же, сколько и раньше привлечь к ответственности продавца (многие из которых находятся за рубежом) будет невозможно.

Если цена слишком низкая, возможно продается контрафактный или фальсифицированный товар. Стоит попробовать запросить у продавца информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение порчи имущества покупателя.

Обратите внимание на стоимость доставки товара перед оплатой. Большую скидку на товар можно получить за счет дорогой доставки.

Убедитесь, что продавец не скрывает никакой информации о себе. На сайте (в приложении) необходимо указать фирменное наименование (наименование) продавца, его местонахождение (адрес), режим работы, ОГРН для юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии) и ОГРНИП для индивидуальных предпринимателей. 

Если вы покупаете товар на сайте владельца агрегатора информации о товарах (услугах), то при несвоевременной доставке товара вы можете потребовать возврат денежных средств у такого посредника (агрегатора). Возврат будет произведен в течение десяти календарных дней с даты подачи такого запроса потребителем.

При покупке товара узнайте, в какие сроки он должен быть доставлен. Продавец обязан согласовать с покупателем дату передачи товара покупателю.

Остерегайтесь фишинговых сайтов и ресурсов, основной целью которых является не продажа товаров со скидкой, а сбор ваших личных данных, а также информации о платежных картах и ​​паролях для удаленных банковских операций.