увиденная через
их герб и перстневые печати
Правящая элита
Российской империи была многонациональна. По мере вхождения в ее состав новых
земель местная знать включалась в состав российской, приобретая права, которые
декларировались специальными императорскими указами, инвеститурными грамотами.
Некоторые из них за особенные заслуги
перед престолом возводились в княжеское
достоинство Российской империи, в также изготовлялись родовые (фамильные) гербы
и печати. Так было и с правителями
Дагестана – шамхалами Тарковскими.
Их государственное образование, возникшее на территории Черкесского улуса в
результате распада Золотой Орды и
просуществовавшее с 1443 года по 1867 годы (Алиев К.М. История кумыков со II века по XVI
в.: этногенез и этнополитическая история. Махачкала. 2015. С.244-245) на Северо-Восточном Кавказе и на прилегающих
территориях, в русских источниках вначале стало известно под названием «Шевкальское царство», а в восточных
источниках – «Aliye Sawhaliyаn Devleti» (государство высокородных шамхалов).
Сами же кумыки на своем языке его именовали Tarğu sawhallıgı, Tarğu Sawhallar Devleti. Государство это было
основано, по некоторым сведениям, почти одновременно с Крымским ханством в 1443 году одним из чингизидов, если судить
по некоторым источникам, из того же ханского рода, что и крымские
ханы, некоторые из которых ранее правили в Крыму и на Северном Кавказе (Алиев
К. М. Шаухалы Тарковские. Кумыкская аристократия. Махачкала. 2006; он же.
История кумыков со II века по XVI в.: этногенез и этнополитическая история.
Махачкала. 2015. С.244-245). Нас к этому склоняют сведения османских (турецких)
источников, в которых в первый период после провозглашения шамхальства (1443 г.) один из крымских
царевичей Герей Xан Бин Бахадур Xан упоминается в 1473-1474 гг. как «вали Дагестана» (наместник
Дагестанский). Кстати, это титульное имя за шамхалами сохранялось вплоть до XIX
века.
Государство это несколько веков просуществовало
самостоятельно (порой под протекторатом
сопредельных государств) и окончательно вошло в состав Российской империи в конце XVIII – начале XIX века
(официальная дата вхождения – 1806
г.), причем (следует подчеркнуть) на добровольных
началах, скажем так, «вследствие определенного совмещения интересов» и продолжало существовать в составе Российской империи в своем позитивном векторе развития вплоть до
1867 года, пока не «было упразднено
одним из последних на Кавказе» (Алиев К.М. Кумыки в военной истории России
(вторая пол. XVI – начало ХХ вв. Махачкала. 2010. С. 31).
По мере вхождения в состав Российской империи тех или иных
северокавказских владений их гербы уже с
XVII-XVIII вв. начинают изображаться на гербах России и ранее всех и в частности «герб Черкасских и горских
князей» (Дворянские роды Российской империи. т. I, Князья. Руководитель
авторского коллектива П. Гребельский, под редакцией С. Думина, СПб., 1993. 38.
Сычев Н., Книга династий, М., 2006).
Если обратимся к предыстории…
Первый герб, олицетворяющий северокавказских правителей («черкасских
и горских князей») и их владений, в русской геральдике встречается уже с XVII века. Так, в «Титулярнике» царя Алексея Михайловича –
первом русском гербовнике – было изображение герба «Черкасских и горских
князей», под которыми, по всей вероятности, следует полагать не только адыгов
(кабардинцев), но и тюркоязычных
правителей кумыков, балкарцев, карачаевцев и ногаев Северного Кавказа и
Дагестана. Ведь, как известно из русских источников, ко времени появления данного «Титулярника» «учинился под государя… царскою рукою
Иверский царь, Шевкальский князь, Тюменский князь, Окуцкий князь и все Горские
князи, Черкасы Кабардинские, абазинские, абыслейские и Ногайская орда Казыева
улуса» (см.: Памятники дипломатических сношений древней России с державами
иностранными. т.1. (с Империей Римской, 1488-1594).СПб. 1851. Стб. 1244.). По
источникам также известно, что названия кавказских земель в русском царском титуле известны с 1590 года (Кушева Е.Н. Народы Северного
Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI — 30-е годы XVIII века). М.,
1963. С.276). В этом контексте интересно, что «черкесы» фигурировали и в титуле
крымского хана. Полный титул крымских ханов, использовавшийся в официальных
документах и переписке с иностранными правителями, незначительно варьируясь от
документа к документу на протяжении трёх веков существования ханства, звучал
так: «Милостью и помощью благословенного и высочайшего Бога великий падишах
Великой Орды, и Великой Страны, и престола Крыма, и всех ногаев, и горных
черкесов, и татов с тавгачами, и Кыпчакской степи и всех татар» (крым. Tañrı
Tebareke ve Ta’alânıñ rahimi ve inayeti milen Uluğ Orda ve Uluğ Yurtnıñ ve
taht-ı Qırım ve barça Noğaynıñ ve tağ ara Çerkaçnıñ ve Tat imilen Tavğaçnıñ ve
Deşt-i Qıpçaqnıñ ve barça Tatarnıñ uluğ padişahı) [Документы Крымского ханства
из собрания Хусейна Фейзханова/ сост. и транслит. Р. Р. Абдужемилев; науч. ред.
И. Миргалеев. – Симферополь: ООО «Константа». – 2017. (Сагит Фаизов. Письма
ханов Ислам-Гирея III и Мухаммед-Гирея IV к царю Алексею Михайловичу и королю
Яну Казимиру, 1654-1658: крымскотатар. дипломатика в полит. контексте
постпереяслав. времени — Москва : Гуманитарий, 2003), что, и может, отражало
его давний сюзеренитет и над кумыками, и
над всеми народами Северного Кавказа и Дагестана. Кроме того, не следует
забывать, что в сефевидских (иранских) и грузинских источниках верховные
правители кумыков – шамхалы – фигурируют как «черкес шамхал», «черкес хан». Так вполне возможно, что и в
русском «Титулярнике» начала XVII века под «черкесами» понимались все правители и народы, принявшие к
раcсматриваемому периоду русское подданство, а не только адыги.
Герб «Черкасских и горских князей» впоследствии постоянно
изображался в числе титульных гербов Российского императора. В русских исторических
источниках мы находим следующие его изображения и описания (герб «Черкасских и горских князей».
Человек на коне в татарском платье с копьем):
В “Историческом словаре российских государей …”
А.Решетникова (1793 г.)
Черкасский герб описан так: “Черкасский, в красном поле, серебряный ездок”.
В проекте Большого герба Российской империи (1800) герб
Черкасский описан так: “Черкасский. В алом поле изображен черкасский всадник в
скачке, имеющий на правом плече дротик; одежда его золотая, а конь белый”.
В описании траурного знамени с Черкасским гербом (см.
«Описание погребения блаженной памяти императора Николая I .., 1856) герб описан так: «в златом
поле скачущий на черном коне воин в серебряном вооружении, черной одежде и с
черным копьем на правом плече».
На некоторых грамотах Николая I поле щита черкасского герба также
золотое.
Описание герба к 1890-м годам:
«Скачущий на чёрном коне черкес, в серебряном вооружении,
червлёной одежде и чёрной из меха приволоке, с чёрным копьём на правом плече».
О государственных атрибутах и символах власти
Верховная власть в любом государстве имеет свою особую
социально-культурную природу и свою собственную оригинальную историю. Это
культурно-историческое своеобразие наиболее ярко и концентрированно выражается
в государственной символике, непременными атрибутами которой являются герб,
флаг и печать.
Государственные образования кумыков и их предков располагали
практически всеми атрибутами государственной власти (Алиев К.М. Кумыки с
древнейших времен до наших дней. Хронограф. Махачкала, 2014. С.8-11). Об этом
свидетельствуют документы по истории средневековых тюрков Кавказа, Восточной
Европы и сопредельных регионов, произведения народного фольклора, собственные,
русские и турецкие источники, труды европейских востоковедов и тюркологов,
свидетельства путешественников и т. д. На существование в прошлом у кумыкских
правителей своих собственных гербов указывает и историк XIX века Девлет-Мурза Шейх-Али (Шейха-Али Девлет Мирза (1848). Рассказ кумыка о
кумыках. Махачкала, 1993. С.18).
По арабским источникам известно, что на полотнище царского
шатра хазарского кагана, попавшего в руки арабов в качестве трофея, золотом был
вышит некий «грушевидный» (и/или миндалевидный) знак. Этот знак присутствует и
на древнетюркских каменных надгробиях. Можно предположить, что каганский
«грушевидный» знак, напоминающий одну из букв древнетюркского алфавита,
наверняка был изображен и на вышеназванных предметах – символах царской власти.
C другой стороны, из источников также известно, что на
шелковом шатре хазарского кагана (921
г.) красовалось «золотое яблоко» («Алтын алма»,
«Алтын-топ»). Вот почему хазарских каганов по этой причине называли «алтын алма
падишахлары» (цари, имеющие своим символом «золотое яблоко» (Fahrettin
Kırzıoglu; (Субхи Талыкзаде. История. Топкапы сарайы-Реван кёшкю. №1300.
лл.196-20а. 1584; а также Ф. Кырзыоглу. Карапапахи в свете эпоса о Деде Коркуде (на турецком языке). Эрзерум,
1972. С. 110).
Эти же символы мы встречаем и у правителей более поздних
тюркских государственных образований на Кавказе и в Восточной Европе, включая
сюда Золотую Орду (XIII-XV вв.) и средневековые тюрко-татарские государства,
возникшие после ее распада. Среди них и Кумыкское Тарковское Государство,
известное как шамхальство Тарковское. По аргументированному мнению В.
Трепавлова и П. Голдена, Чингисхан и его потомки также считали себя потомками и
продолжателями политической линии тюркских каганов и заимствовали их церемонии
и символы власти. (См. В. В. Трепавлов. Государственный строй Монгольской
империи XIII в. М.: Издательская фирма “Восточная литература”, 1993. С. 20,
72).
Огромный интерес в данной связи представляют знаки карты
Каталонского атласа (1375 г.),
где среди городов Золотой Орды обозначен и город Тарки (Таргу). На ней указано
и имя правящего в то время золотоордынского хана Джанибека. Он сам изображен на
карте в тюрбане с жезлом и золотым шаром (!) в руках, восседающим на подушке.
Интересные, довольно подробные сведения о «золотом яблоке»,
которым пользуются кумыки при избрании своего правителя-шамхала, сообщает Адам
Олеарий, побывавший у кумыкских шамхалов в середине XVII в., а также очевидец
Мехмет Эфенди из Волыни (начало XVIII в.) (Таргу-наме. Лексикон. Махачкала,
2001. С.49-50). Азербайджанский народный поэт эпохи Надир-шаха Ашык Сафи
Реванлы, воспевая «дагестанский поход» Надир-шаха, также называет Страну
шамхалов «страной золотого яблока».
Как показывают кумыкские эпиграфические памятники (сынташи),
шаухалы изображали этот свой династический символ и на надгробиях. Так, непременным
атрибутом каменных надгробий кумыкских правителей в Тарках, Бойнаке, Кумухе,
Мехельте, относящихся к XVII-XVIII вв., является «миндалевидный» символ-знак.
Разные ученые его называют по-разному: «грушевидный» (В.Минорский),
«грушеобразный» (П.Дебиров), «каплеобразный» (А.Шихсаидов).
Рис. 1. Вариации
шамхальской эмблемы на могиле Муртазали шамхала сына Махди
Рис. 2. То же на
могиле Месей дочери Адильгерея шамхала
(Фотографии предоставлены И.
Ханмурзаевым)
Совпадение этих знаков у хазарских каганов, венгерских
королей династии Арпада, золотоордынских
ханов и кумыкских шамхалов не может считаться случайным. По компетентному
мнению турецкого историка Фахреттина Кырзыоглу, «шаухалы, происходящие из рода
хазарских каганов, и венгерские короли, также имеющие хазарское происхождение»,
как их потомки и наследники, вполне законно использовали «золотое яблоко» в
своей государственной символике. Тем
более что имеющиеся местные исторические источники подтверждают это
предположение. Например, автор хроники “История Маза” прямо указывает: “Эти
кумукские султаны — потомки шамхала,
которого эмир Чубан поставил среди них, [избрав его] из числа своих близких.
Они — ветвь ханско-хаканских поколений”.
Сведения о флаге
шамхалов Тарковских
Кумыкский (шамхальский) флаг исторически восходит к
знамённому комплексу, существовавшему в военно-политической культуре
раннесредневековых гунно-булгарских племен Северного Кавказа и Восточной
Европы, которые, как установлено, приняли активное участие в этногенезе кумыков.
По историческим источникам известно, флаг «гуннов Аттилы»
был белым, и на нем была изображена коронованная птица (тугрул, кум. тююлген) с
короной на голове. А флаг венгерских кунов (дополовецких тюрков-гуннов, хазар,
кабаров) был синего цвета, на нем были изображены луна со звездой и лев,
стоящий на задних лапах с воздетыми вперед и вверх передними конечностями; а у
половцев юга России – были флаги красного и белого цветов. Белый флаг (ак
байрак) тюрков в XI в. упоминает и Махмуд Кашгарский. В кумыкском фольклоре
также часто упоминаются «Ак байрак» (белый флаг), «Гёк байрак» (голубой флаг),
«Ал байрак» (алое знамя). У предков кумыков хазар, как и у отколовшихся от них
сельджуков, флаг был синего цвета (цвет неба), кроме того, на нем был изображен
конский хвост с пятью звездами. Вообще необходимо подчеркнуть, что белый или
светло-желтый (солнце) цвет считался каганским, царским. Такого же цвета были
их шатры. Солнечного цвета был флаг кипчакских мамлюков в Египте. Следует
обратить внимание и на цвета османских флагов – у Султан-Мурада III, как и у
Кануни Султана (XVI в.), они были белого, алого, красного и зеленого цветов.
В этой связи не могут не обратить на себя внимания
графические знаки карты Каталонского атласа (1375 г.), где среди городов
Золотой Орды обозначен и город Тарки (Таргу). На ней над городом (столицей)
Золотоордынского царства реет флаг с джучидской тамгой. По историческим
источникам известно, что золотоордынские ханы имели белое знамя с ханской
тамгой. Так, по свидетельству очевидцев, войска Бату-хана в европейском походе 1241 г. шли под белыми и
чёрными (или бело-чёрными) флагами: «… на чёрных или белых знамёнах своих имеют
пучки из конских волос (бунчуки)».
В исторических источниках собственно кумыкский (шамхальский)
флаг, очевидно, впервые упоминается в конце XVI – начале XVII вв. На это
указывает турецкий историк Джемал Гекдже в своей научной работе «Кавказ и
политика Османской империи на Кавказе». Флаг этот был трехцветным
(трехполосным) – светло-желтый (ачыкъ сари) – красный (ачыкъ къызыл, ал) –
зеленый (синий). Кроме того, известно, что турецкие султаны при вступлении
какого-нибудь местного правителя в их подданство вручали ему «al sancak» (алое
знамя). Так было и тогда, когда в последней четверти XVI в. в их подданство
вступили шамхалы Тарковские. Чопан Шамхалу («Мухтешему») Тарковскому, его брату
Тунджалаву (Бурханетдину) после
вступления Кумыкии (Дагестана) в союз с османами султаном Мурадом III «были
вручены знамена (санджаки), шитые золотом» (Ибрагим Печеви, Ибрагим Рахимзаде).
А согласно союзническому договору между Тарками и Стамбулом «вновь избранному
шамхалу от султана были вручены знамя, флаг, герб, сабля и кафтан».
О бытовании у шамхалов Тарковских своих государственных
атрибутов и символов свидетельствуют и средневековые европейские географические
карты XVII-XVIII вв. Так, на знаменитой
карте Катиба Челеби, составленной им во второй половине XVII в., Эндирей
(видимо, периода Айдемир-шаухала) обозначен графическим знаком в виде башни с
реющим над ней флагом. Точно такими же условными графическими знаками здесь
обозначены Тарки, Бойнак, а также Дербент. Столица шаухалов Тарки в виде
трехбашенного знака с реющим над ней флагом обозначена и на европейской карте
Maris Kaspi, относящейся к первой четверти XVIII века.
Имеются сведения о кумыкском флаге и в
других источниках этого периода. Так, упомянутый выше тюркский летописец Мехмет
Волынский, гостивший у шамхалов Тарковских в первой пол. XVIII века, сообщает
следующее: «Лезгины (горцы. — К.А.) и все другие в своей совокупности подчиняются
шамхалам. Когда их безопасность оказывается под угрозой, под знамя шамхала
собирается армия из 100 тыс. всадников и пеших…».
Флаг
Амалат-бека Тарковского Флаг Ташева-хаджи
И еще одна деталь. Согласно фольклорным данным, древко
кумыкского флага, очевидно, было увенчано металлическим навершием в виде копья
или шара и украшено чёрными и белыми бунчуками (кум. тув). Они служили в
XV–XVIII веках знаком власти.
Таким образом, бытование у кумыков и их предков белого
(желтого), алого, синего (зеленого) флага имеет значительную ретроспективу.
В контексте нашей темы представляет определенный интерес и
флаг сподвижника Кази-муллы Умалат-Бека Тарковского-Буйнакского (1831 г.): серый (белый?)
двухконечный (83 х 157 см),
на обоих концах пришиты красные вставки, между концами вставлен зеленый
треугольный кусок ткани с надписью: “Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед Его
пророк. Помощь и сила только в Аллахе Всевышнем и Великом. Мы одержали для тебя
знаменитую победу”.
И теперь, если суммировать все сведения источников, можно
заключить:
а) собственно кумыкский флаг (периода шамхальства) был
трехполосным (трехцветным), состоящим из трех равновеликих горизонтальных (?)
полос — верхняя светло-желтая (сап-сари, цвет солнца, каганский), средняя –
красная и нижняя – светло-голубая (или синяя, цвета неба, небесные тюрки).
Наиболее часто упоминаемый в архаичном кумыкском фольклоре цвет – синий (гёк):
есть мнение, что кумыки, как и другие тюрки-степняки, особо не различали синий
и зеленый цвета;
б) он мог быть также состоящим из двух равновеликих
горизонтальных полос – верхняя черная (или темно-голубая), нижняя – лазоревая
(яркой светло-голубой); верхняя полоса усеяна золотыми звездами, и на ней же —
серебряная гора о двух вершинах (как в гербе шамхалов Тарковских).
О гербе князей
(шамхалов) Тарковских
После возведения Указом императора Николая I, данным
правительствующему сенату 21 декабря 1849 года, генерал-лейтенанта, шамхала,
валия Дагестанского Абу-Муслим Хана
Тарковского в княжеское Российской империи достоинство, с присвоением ему
титула князя Тарковского с нисходящим от него потомством, Гербовому отделению
Сената по составлению гербов было дано поручение на подготовку формуляра и изготовление проекта герба князей Тарковских.
На этот счет в Российском государственном историческом
архиве (РГИА) имеются интересные
документы. Из них следует, что на все
это, а именно на переписку с профильными ведомствами,
извлечение и изучение «высочайших грамот, пожалованных как нынешнему шамхалу,
так и предкам его», а также изготовление проекта княжеского герба Тарковских
понадобилось несколько лет кропотливой работы. Все работы были завершены лишь к
июлю 1853 года (См. архивный документ Минюста РИ от 17 июля 1853 года № 15726 «О формуляре грамоты и
проекта герба на Княжеское достоинство шамхала Тарковского» (стиль и
грамматика документов сохранены).
Фрагмент Каталонской карыт (1375 г.)
Предваряя историю шамхальского герба , отметим, что гербов у татарских княжеских родов, в т.ч. и у кумыков, до пожалования их
русскими государями не существовало, а были в употреблении особые метки,
которые назывались тамгами. Они носились на щитах и изображались также на
знаменах (Лакиер А.Б. Русская геральдика / Худ. Б.А.Лавров. Подготовка текста и
послесловие Н.А.Соболевой. — М.: Книга, 1990). Весьма ценным мы находим
косвенное свидетельство кумыкского историка Д.-М. Шейх-Али XIX века о
существовании тамга-знаков у кумыков, о чем в своем очерке “Рассказ кумыка о
кумыках” в 1848 г.
он писал: «каждый ногаец имеет свою родовую тамгу (вроде наших (!) гербов)»
(Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала, 1991, с. 67). О наличии
большой коллекции тамга-знаков дагестанских (читай: кумыкских. – К.А.) и
кабардинских владельцев, на одно-два столетия древнее зарисовок Гильденштедта,
в документах Посольского приказа в Москве отмечала еще русский историк Е.Н. Кушева (
Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI –
30-е годы XVII века). М. 1963, с.19-20). Предварительная сводка сведений о
тамга-знаках Дагестана приведена в моей
статье (См.: Алиев К. М. Тамга-знаки Дагестана. По материалам кумыков и их
предков // КНКО: Вести. Вып. № 8-10, 2003, Махачкала).
Первые сведения о тамга-знаках у кумыков и их предков –
хазар содержатся в исторических источниках. Так, по арабским источникам,
известно, что на полотнище царского шатра хазарского кагана, попавшего в руки
арабов в качестве трофея, золотом был вышит некий «грушевидный» знак ( Z.V.
Togan. Ibn Fadlan’s
Reisbericht. Leipzig.
1939, s.120; Z.V. Togan. Hazarlar // IA, s. 404-405). Этот знак
присутствует и на древнетюркских каменных надгробиях (Sadettin Gomec. Kok
Turkce Belgelerindeki Akrabalik Isimleri // Tarih. Istanbul. Mayis.2001,
s/44,45).
По сведениям Ибн Русте, о хазарах также хорошо известно, что
«впереди войска на значительном расстоянии едет сам царь, перед которым всадник
или всадники несут не совсем понятное сооружение, обозначаемое в источниках
словом зонтик, бубен, диск» (Хвольсон Д.
А. Ибн Даста. с. 18-19).
Сообщая об этих отдельных толкованиях, В.Ф. Минорский в
своей рецензии на книгу Д.М. Денлопа (Cм.: Заходер Б.Н. Каспийский свод
сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IХ-Х вв. М. 1962, с. 220) обращает внимание на Тарих-и Бейхак, где, со
слов одного жителя Дейлема, упоминается позолоченный щит, который «несли перед
государем во время движения» (см. там же). Можно предположить, что каганский «грушевидный» (миндалевидный)
тамга-знак, напоминающий одну из букв древнетюркского алфавита, наверняка был
изображен и на вышеназванных предметах – символах царской власти.
Из источников также известно, что на шелковом шатре
хазарского кагана (921 г.)
красовалось «золотое яблоко» («Алтын алма», «Алтын-топ»). по этой причине их
называли «алтын алма падишахлары» (цари, имеющие своим символом «золотое
яблоко»). По сведениям немецкого профессора Э. И. Эйхвальда, один из хазарских
«золотых беков» имел своей резиденцией
«город Тарки, древний Семендер» (см.: Путешествие профессора Э. И. Эйхвальда к
Каспийскому морю и Кавказскому краю // Библиотека для чтения. 1838. Т.26. № 2,
с. 145).
Кстати, источники позволяют утверждать, что «золотое яблоко»
как один из своих государственных символов использовали и ханы Золотой Орды. Так, по аргументированному мнению
известного российского историка В. В. Трепавлова и американского тюрколога хазароведа П.
Голдена, Чингисхан и его потомки также считали себя потомками и продолжателями
политической линии тюркских каганов и заимствовали их церемонии и символы
власти. (См. подробно: В. В. Трепавлов. Государственный строй Монгольской
империи XIII в. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1993. С. 20,
72). Для наглядности данного тезиса привожу фрагмент известной Каталонской карты (предположительно 1375 г.), на которой указано и имя правящего в то время
золотоордынского хана Джанибека. Хан сам
изображен на карте в тюрбане с жезлом и золотым шаром (!) в руках, восседающим
на подушке (Алиев К. М. Кумыки с древнейших времен до наших дней. Хронограф.
Махачкала, 2015. С.9). Кроме того, на
карте нанесены Волга, впадающая в Каспийское море (здесь направление на север —
вниз), у дельты Волги — ставка хана город Сарай, справа вверху — западное
побережье Каспия и стольный город кумыков Тарки и пограничный город-крепость золотоордынской
державы – Дербент (см. выше).
По компетентному мнению турецкого историка Фахреттина Кырзыоглу (Челика), «дагестанские шамхалы,
происходящие из рода хазарских каганов и венгерские короли, также имевшие
хазарское происхождение», использовали «золотое яблоко» в своей государственной
символике (Kirzioglu Fahrettin (M. Fahrettin Celik). Kizilalma’nin YerIeri
//Yurd. Istanbul. Sayi 7,sayfa 20-23.Ekim 1941; Он же. Kizilalma’nin Yerleri //
Cinaralti, 1942, №30, s.10; Он же. Kizialmanin Oz yeri yahut Kafkas (Dagistan)
kizilalmasi // Cinaralti, 1942, №31; Он же. Kizialmanin Toresini yasatan Samkallarin Soyu. Istanbul. Sayi 33,sayfa 11-12,15.1942. Он же. Roma Kizilalmasi // Cinaralti, 1942, №39; Он же. Macaristan Kizilalmasi // Cinaralti, 1942, №40; Он же.Turk Milli Geleneginde Kizilelma ve Yerleri-1 // Belgelerle Turk
Tarihi. Istanbul.
Mart 1986, Sayi1,sayfa 30-36; Он же.Turk Milli Geleneginde Kizilelma ve
Yerleri-11 // Belgelerle Turk Tarihi. Istanbul.Nisan 1985. S ayi2,sayfa
41-47).
подтверждением вышесказанному служат сведения о «золотом
яблоке» гольштинского путешественника А. Олеария (середина XVII в.) и турецкого
путешественника Мехмет-Эфенди Волынского (начало XVIII в.). Символическим «золотым яблоком» пользовались кумыки на
съездах кумыкской знати, когда избирали своего верховного правителя-шамхала (См.: Олеарий А. Описание путешествия в
Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906, С. 494-495; Çelik (Fahrettin
M.). Kızılalmanın Türesini Yaşatan Şamkallar’ın Soyu // Çinaraltı, 1942, №30,
31, 33; а также: Алиев К. «Таргу-наме.
Лексикон. Махачкала. 2001, С. 49).
Яблоко как геральдический символ мы находим и на гербе
князей Даудовых, предок которых в
середине XVII в. выехал из «Персии» к царю Алексею Михайловичу. «Их герб
представляет голубого цвета щит, на котором положено шесть яблоков (по три с
каждой стороны) ; на средине щита изображены крестообразно две золотые стрелы и
копье, в подошве же герба два страусовых пера» (Лакиер А.Б. Русская геральдика
— Москва: Книга, 1990. С.432)
Таким образом, мы
видим, что кумыки и их правители являются носителями традиции «золотого
яблока». Это в свою очередь показывает, что династии кумыкских верховных правителей-шамхалов происхождением
своим имеют не арабов (аббасидов или омеядов), не персидских шахов (сасанидов),
а происходят они от хазарских каганов и золотоордынских ханов, своих тюркских
предков.
- Документы
Министерство юстиции.
Департамент.
17 июля 1853 года № 15726
О формуляре грамоты и проект герба
на княжеское достоинство Шамхала Тарковского
Управляющий Министерством Юстиции
имеет честь представить Кавказскому комитету, для поднесения к Высочайшему его
Императорского Величества утверждения, изготовленные в Департаменте герольдии
Правительствующего Сената проекты формуляра грамоты и герба на
Всемилостивейшее пожалованье Шамхалу Тарковскому, генерал-лейтенанту
Абу-муслим Хану, в 21 день декабря 1849 года, Княжеского Российской
Империи достоинство, присовокупляя, что
означенный формуляр грамоты был сообщаем г. Министром Юстиции на рассмотрение
Наместника Кавказского и дополнен согласно отзыву генерал-адъютанта Князя
Воронцова полученными от него сведениями.
Управляющий Министерством
Товарищ министра
Директор М. Топильский.
Кавказский комитет.
В С.-Петербурге
22 августа 1853 года № 1306
Господину товарищу Министерства
Юстиции.
Впоследствии внесенной Вашим
Превосходительством в Кавказский Комитет записки от 17-го июля № 15726 об
изготовлении формуляра, грамоты и герба на Всемилостивейшее пожалованье Шамхалу
Тарковскому, генерал-лейтенанту Абу-Муслим хану княжеского Российской Империи
достоинства, имею честь препроводить при этом к Вам, Милостивый Государь,
выписку за № 1284 из Высочайше утвержденного 20 августа журнала Комитета по
настоящему дню, а также удостоенные Высочайшего рассмотрения и утверждения
формуляры, грамоты и проекты герба на пожалованье Шамхалу Тарковскому
княжеского достоинства.
Подписал управляющий делами Комитета
Статс-секретарь В. Бутков.
Верно, Секретарь Н. Гулькевич
Как же выглядел «высочайше
утвержденный» герб князей Тарковских? Его мне удалось обнаружить в результате поисков еще в 2005 году и впервые опубликовать в газете
«Ёлдаш» (См.: Алиев К. Таргъу шавхалланы (князьланы) герби. Тарихден бир япракъ
// «Ёлдаш», а также [Электронный ресурс] ( http://kumukia.ru).Приводим его полное описание в «Истории родов русского дворянства»
Герб князей (шамхалов)Тарковский
Высочайше утвержденный (20 августа
1853 года) герб, нами помещаемый, представляет щит, волнообразно пересеченный:
в первой части черное поле, усеянное золотыми звездами, и серебряная гора о
двух вершинах; во второй половине — лазоревое поле.
Щитодержцы в костюме жителей
шамхальства. Намёт черный с золотом.
В Указе императора Николая I (21 декабря 1849 г.) сказано, что
государь возводит в княжеское достоинство генерал-лейтенанта своей службы,
Шамхала Абу-Муслим-хана с тем, чтобы он именовался князем Тарковским и чтобы
достоинство и титул переходили наследственно к старшему из потомков
пожалованного, в мужском поле по прямой линии и по праву первородства.
Абу-Мусселим хан был правнуком
вступившего в русское подданство Шамхала Муртуз-Али (1786). Отец Мусселима был
тайным советником Русской службы, имел чин генерал-лейтенанта. Муртуз-Али был
сыном кумыкского князя Каспулата, сделанного от шаха Персии Надира по
восстановлении шамхальства, уничтоженного русскими, Шамхалом Тарковским,
владетелем Буйнакским и вали Дагестанским при Анне (1735 г.), уступившей Персии
завоевания Петра Великого. А Петру I Шамхал Адиль-Герей, приняв русское
подданство, оказал услуги во время похода 1722 г., но по смерти
императора изменил — передался Персии, взят русскими в плен, доставлен в
Петербург и сослан в Колу, где и умер.
Адиль-Герей был правнуком Сурхая — Шамхала
Тарковского, принявшего при Михаиле Федоровиче русское подданство, но, конечно,
номинально скорее. Этот Сурхай был, кажется, еще из потомства Чингисхана, при
преемниках которого племянник Узбека Чолхан Тарковский в Твери нашел смерть от
руки князя Александра Михайловича (1327 г.).
История родов русского дворянства:
В 2 кн. / авт.-сост. П. Н. Петров
– СПб.: Изд-во Германа Гоппе, 1886
В вышеприведенном описании герба отсутствуют некоторые
статусные элементы. Поэтому требуются дополнительные уточнения и
комментарии. На это по результатам обработки архивных материалов обратил
внимание еще И.В.Борисов, современный
историк-гербовед (Борисов И.В., Дворянские гербы России: опыт учёта и описания
XI-XXI частей Общего гербовника дворянских родов Всероссийской Империи. М.
2011).
Прежде всего отметим, что герб князей Тарковских внесен в часть 12 Общего гербовника
дворянских родов Всероссийской империи, с. 9), и описание герба здесь несколько отличается от приведенного в «Истории
родов…». Поэтому есть смысл
процитировать его здесь полностью:
«Щит пересечен волнообразно. В первой черной половине,
усеянной золотыми звездочками, серебряная гора о двух вершинах, вторая половина
лазоревая. Щит увенчан княжеским коронованным шлемом (!). Нашлемник: два черных
орлиных крыла (!), усеянных золотыми звездочками (!).
Щитодержатели – два вооруженных жителя Шамхальского
владения. Намёт черный с золотом. Герб украшен червленой, подбитой горностаем
мантией с золотыми кистями, бахромой и увенчан княжеской короной».
Таким образом, мы видим, что данное описание содержит весьма важные геральдические
атрибуты герба: княжеский коронованный шлем, нашлемник: два черных орлиных (!)
крыла, усеянных золотыми шестиугольными геральдическими звездами, наличие которых имеет принципиальное значение с точки зрения
объяснения семантики и символики герба князей Тарковских.
Несомненно, герб рода князей Тарковских с богатейшей
многовековой историей и княжеским титулом должен быть интересен, и разобраться
в его истории – большая честь для любого исследователя и, несомненно,
захватывающее чтение для тех, кто почитает историю и культуру своего народа и
других народов России и Кавказа.
Поэтому проанализируем по порядку его составные части. Признано, что каждая из
составных частей герба была существенно необходима, а потому неизбежна и в
изображении герба. Но первой из этих составных частей и, пожалуй, самой
существенной является щит.
В первой черной половине щита, усеянной шестиугольными
золотыми звездами, изображена «серебряная гора о двух вершинах». Отметим, что символ «огнедышащей горы» встречаем и на гербе
грузинских царей, «двуглавая гора», как и у шамхалов Тарковских, изображена и
на гербе правителей Верхней Сванетии князей
Дадешкелиани, по семейным преданиям их
род происходит от шамхалов Тарковских (Toumanoff, Cyril (1963). Studies in
Christian Caucasian History, p. 270. Washington DC: Georgetown University
Press). Символ этот, по всей вероятности, был позаимствован у Тарковских.
Кстати, гора или двуглавая гора, как геральдический символ, кажется, встречается только в гербах шамхалов Тарковских, князей Дадешкелиани и грузинских
царей.
Попробуем разобраться в символике герба. Сразу же заметим,
что мы не считаем «серебряную гору о
двух вершинах» в гербе Тарковских чисто геральдической выдумкой. Сюжет этот, на наш взгляд, не
взят с потолка, а имеет богатую геральдическую историю.
Символ «священной
горы» («Асхар-тау») коренится в древней
кумыкской (и шире тюркской) мифологии и традиционном мировоззрении. Известный историк Зеки Велиди Тоган в своей
фундаментальной работе “Введение в общетюркскую историю” (Стамбул, 1961 г.) обратил внимание на
то, что название это (Азыгарт=Асгар-тав) встречается не только на
географической карте Восточного Туркестана, но и в фольклоре многих тюркских
народов. Так, в тюркском эпосе гора Азыгарт (Асхар-тав) упоминается как древнее
обиталище Тюрка, сына Камара, считающегося мифическим прародителем всех
тюркских народов. В источниках название это зафиксировано также в форме “Ызыг
Арт”, то есть “священный перевал, гора”, а в сегодняшних картах встречается в
киргизской транскрипции “Ызыгарт”. В казахском эпосе оно встречается в форме
“Асгар” (“Асыг-арт”). Обобщенно же следует сказать, что Асгар считается у
тюрков самой священной точкой гор Тенгри-тау (Тянь-шаня). А в Казахстане есть гора под названием Казыгурт (Ызыгарт),
про которую говорится: “Казыгурттын басында кеме калган…» (Подстрочный перевод:
…На вершину Казыгурта судно
(ковчег?) пристало). [По библейскому
сказанию, ковчег — судно, в котором спасся от всемирного потопа Ной с семьей и
животными]. По одним ученым гипотезам гора, к которой пристал Ноев ковчег во время всемирного потопа ,
находится на территории современной восточной Турции, по другим – на территории
современной Киргизии (гора Тахт-и Сулейман).
Что же касается горы Асхар-тау у кумыков, то она известна в
кумыкском фольклоре и, в частности, в кумыкских казак-йырах (XI-XII в.) под
названием священной горы, соотносимым со скандинавским Асгард и нартским
Асгартак у осетин. Воспевает ее и Йырчи Казак в своей поэзии и, в частности, в
своем знаменитом стихотворении “Асхар-тау”. Кроме того, она часто упоминается и
в кумыкских пословицах (“Атасы оьлмек — Асхартаву йыгъылмакъ”), сказках,
плачах, народных песнях.
Отметим, что кумыкское название Асхар-тау географически не
идентифицировано, но, видимо, несет в себе важную информацию, связанную с
общетюркской мифологией. Можно также предположить, что объект этот находился
вне территории современной Кумыкии (Дагестан). В этой связи интересно то, что
генетически близкородственные кумыкам балкарцы и карачаевцы называют гору
Эльбрус — Минги-тау (от древнетюркского
бёнгю в значении “вечный”, отсюда “Бёнгю-тау” — “Вечная гора”, или “гора
Вечности”). Последнее следует сравнить с “Мёнке-тау”. Так называют свою гору
тарковские кумыки (Кяхулай, Альбурикент, Кум-Торкала).
Не исключено, что одним из названий горы Эльбрус у предков
кумыков было “Асхар-тау” — “Бёнгю-тау”. (Алиев К. “Асхар-тау, нет горы, что
выше тебя…” (“Асхар-тав, сенден бийик тав болмас…”) // газета “Ёлдаш/Времена”,
6 апреля 2007).
Нашу точку зрения на происхождение символа «серебряная гора о двух вершинах» в гербе князей Тарковских и Дадешкелиани поддержал и карачаевский исследователь Ахмед
Салпагаров. «Сванские князья Дадешкелиани считали себя ответвлением от
владетелей Дагестана шамхалов
Тарковских. А самих кумыкских шамхалов обычно производят от курайшитов или
чингизидов. Но думаю, что разгадка их происхождения скрывается в их гербах.
Двуглавая белая гора занимает весь герб шамхала Тарковского. Но и герб сванских князей Дадешкелиани имеет
в своем нижнем левом секторе двуглавую гору с полумесяцем и двумя ключами. Но
на Кавказе двуглавая и вечно белая гора — это Эльбрус» (Ахмед Салпагаров. Эльбрус как княжеский,
национальный и республиканский символ [Электронный
ресурс]гhttps://a-salpagarov.blogspot.com/2014/01/gora-elbrus-simvol-karachaevo-cherkesii-kabardino-balkari….
К сказанному выше добавим, что кумыки и их предки в раннем
средневековье занимали более широкий географический ареал, нежели в настоящее время, он
простирался от Дербента до Центрального
Кавказа и Крыма, где возникали и существовали первые и последующие тюркские
государственные образования – Магна Булгария, Кавказская Гунния («Царство
гуннов» — Варачан, Семендерское царство – Джиндан, Хазария, Кумания и Золотая
Орда и возникшее в период распада последней Тарковское кумыкское государство, называемое в турецких (османских)
источниках «Девлет-ит Шевкалийе», а в русских – «Шевкальское царство» а
впоследствии «Тарковское шамхальство»). И надо сказать, что еще в 1818 г. до русской экспансии и
осуществления русскими военными
властями колонизационной политики (заселения северокавказских равнин русскими казаками и «мирными» горцами
«населенные пункты кумыков тянулись узкой полосой вдоль предгорий
Северо-Восточного Кавказа (от г. Дербента до Моздока)» (Сатыбалов А. А, Попов
А.И. Ариак-Ариан. К разгадке тайн кумыкского этнонима //Вестник Ленинградского
университета. 1956.)
Известно также, что кумыки наряду с
балкарцами, карачаевцами и крымскими татарами являются прямыми
потомками гуннов-булгар, хазар и
кипчаков (Алиев К. М. История кумыков: со II по XVI этногенез и
этнополитическая история). Махачкала. 2015). По мнению ученых Б.Виноградов, Т.
Магомадова (см. статью: Брагунцы. Кто они и откуда? «КНКО: Вести», 200, №1,
с.13-15), брагунские кумыки, например, хорошо известны среди тюркских племен Золотой Орды в период Тимуровских
походов (СМИЗО, т.2, с. 181). Их ханом в тот период был Бораган (Буракан) ,
считающийся «одним из потомков золотоордынских ханов, с именем которого
связывают погребение в мавзолее брагунских ханов Борга-Каш (Гребенец Ф.
Борга-Каш. Терские ведомости, 1913, № 23). Его родным городом (столицей) был опять-таки Нижний Джулат (Татар-Туп,
Татар-и Шехир) (там же).
Вот именно в таком историческом контексте достойно
внимания то, что турецкий путешественник Э. Челеби (XVII в.), ссылаясь на
Мирхонда, Шереф-хана и на сведения «Татарханийе», указывает, что «в древние
времена столицей падишахов (шамхалов) Дагестана был именно этот град (Шехр-и
Татар, Джулат)» ( Mehmet Gunes. Evliya Celebi ve Hasim Efendinin Cerkezistan
Notlari. Istanbul.1973, s.75). Отсюда понятно, почему в мифологическом сознании
и традиционном мировоззрении кумыков и их верховных правителей ключевое место занимала «серебряная гора о двух вершинах» (
Асхар-тау, Минги-тау, Эльбрус), и именно ее изображение вошло в их
княжеский герб.
Улькер – созвездие
шамхалов
Обратим также
внимание на такую немаловажную деталь щита шамхалов: «серебряная гора о двух вершинах» здесь сопровождается двенадцатью (двадцатью
семью) шестиугольными золотыми звёздами,
которые в несколько закодированном виде несут какую-то неразгаданную нами пока информацию и символизируют, может
быть, некую многосоставную общность
племен и народов, объединенных под стягом тарковских шамхалов и
составивших кумыкский народ. Эти 27 шестиугольных золотых звезд, образно говоря, я называю «Созвездием шамхалов». Звезды
эти сгруппированы и образуют одну ромбовидную
фигуру из 9 звезд (в центре) и две по бокам – две треугольные фигуры (по 9
звезд в каждой). Среди 9 звезд,
образующих ромбовидную фигуру, в ее центре есть и центрообразующая срединная,
которая может ассоциироваться с
кумыкской путеводной Танг-Чолпан
(Утренняя звезда). Она появляется на
небесном склоне ранним утром и
сопровождает луну, пока не взойдет
солнце («Танг юлдузу къаршы турар айлагъа…»).
К вопросу о кумыкском происхождении князей Дадешкелиани
Герб князей Дадешкелиани
Согласно семейной традиции,
представители рода Дадешкелиани возводят своё происхождение к могущественным
кумыкским шамхалам Тарковским, правившим в Средневековье (вплоть до XIX века)
обширными территориями на Северном Кавказе. Так, известный американский
исследователь грузинских генеалогий, князь К.Л. Туманов считает, что первая и
вторая династии Сванетии — разного происхождения. Вторая династия Дадешкелиани, по его версии, происходит из
рода северокавказских владетелей шамхалов Тарковских (и следовательно они
оказываются потомками пророка Мухаммеда. Такое же происхождение он приписывает
грузинским князьям Тархан-Моурави (в
России Тархановы, Тархан-Моуравовы) и Черкезишвили ( (Toumanoff, Cyril (1963).
Studies in Christian Caucasian History, p. 270. Washington DC: Georgetown
University Press.).
О коронованном княжеском шлеме и прочих статусных атрибутах
Важный статусный элемент герба Тарковских щит увенчан
княжеским коронованным шлемом, а на верхушке шлема — нашлемник с двумя черными орлиными (!) крылами, усеянными золотыми звездочками (см.
ниже). Надо сказать, что шлем (геральдическая корона) вкупе с нашлемником ассоциируется с княжеской шапкой с пером, которая была непременным статусным атрибутом шамхалов
Тарковских. Так, в инвеститурной грамоте, выданной императором Николаем I
Абу-Муслим Хану при утверждении его «шамхалом Тарковским, владетелем Бойнацким,
валием Дагестанским под верховным покровительством, державой и защитой
Российской империи», было пожаловано, как и предкам его, бриллиантовое перо на княжескою шапку (Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Кумыкская аристократия.
Махачкала. 2006. С.133. 141).
Обращает на себя внимание однако то, что в гербе князей
Тарковских отсутствует полумесяц со звездой, которые считаются символами
мусульманских династий и гособразований и вообще ислама. Изображение это было даже на знаменах Чингисхана (См.: Полумесяц // Малый энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. – СПб., 1907-1909» Бартольд В.В. К вопросу о полумесяце как
символе ислама // Сочинения. – М.: Издательство «Наука», Главная редакция
восточной литературы, 1966. – Т. VI. – С. 489-491). Между тем как в формуляре, приложенном к гербу Тарковских, говорится об их чингизидском происхождении (см. выше).
Он есть, к примеру, в гербах большинства
татарских князей, в т.ч. и князей
Черкасских. Примечательно, что двуглавая гора с полумесяцем (!) имеется и в
гербе князей Дадешкелиани, находящихся в родстве с шамхалами Тарковскими. Отсутствие полумесяца в гербе шамхалов,
возможно, можно объяснить, тем что герб создавался тогда, когда шамхальство Тарковское вошло в состав Российской империи на правах более или менее автономного
образования, внутреннего управления (официальная дата его вхождения в состав
империи 1806 г.).
Не в результате завоевания, как это было в других случаях. На завоеванных землях на их гербах полумесяц
изображался обыкновенно опрокинутым (рогами вниз), и на вершине его в знак победы ставился
крест.
Не стали себя утруждать при составлении герба Тарковских петербургские геральдисты и
проигнорировали и «шамхальскую эмблему»
в виде миндалевидной фигуры»,
встречаемую у чингизидов (?), очертания которой опять-таки напоминают
хазаро-каганский “грушевидный знак” (или так называемую «хазарскую тамгу»,
которая взята за основу государственного герба современной Украины (она является непременным атрибутом каменных
надгробий шамхалов), и эмблему льва, встречаемую в перстневой печати [Адиль]
Герей-Хан шамхала Тарковского (начало XVII в.) (Алиев К. М. Тамга-знаки
Дагестана. По материалам кумыков и их предков // КНКО: Вести. Вып. № 8-10,
2003, Махачкала).
О шамхальских воинах
(нукерах) — щитодержателях
Следующей ключевой
составляющей княжеского герба Тарковских являются щитодержатели.
Щит держат два вооружённых мужа (шамхальских нукера),
облаченные в «татарские» (читай кумыкские) одеяния – в чепкены ( рус. — черкески), шаровары (штаны), обуты в мягкие
сапоги. Шамхальские воины вооружены ружьями и кинжалами (видимо, славившимися
на всем Кавказе «базалаями» кумыкских оружейников из Тарков и Казаныша.
На голове у них каракулевые папахи (в русских источниках XVII в. папаха у
донских казаков известна под названием
«шапка кумыцкая» (См. «Папаха кумыкская» // Кумыкский энциклопедический словарь (КЭС). Махачкала, 2012. С.277).
Намёт черный с золотом. Герб украшен червленой, подбитой горностаем мантией с
золотыми кистями, бахромой и увенчан княжеской короной. Заметим, что, по мнению
русского геральдиста А.Б. Лакиера,
щит держат нередко лица из того же народа, к которому принадлежит и владелец, в данном случае князь Тарковский.
Щитодержатели свидетельствуют о заслугах лица, о том, в каких действиях, в
какой части России и на каком поприще он отличился.
О мантии (почетном плаще)
Мантия (греч. – «шерстяной плащ») – часть торжественного
облачения правителя. По источникам
известно, что новоизбранному на съезде кумыкской знати шамхалу надевали почетную шубу (плащ) и корону
(папаху, чалму, соболью шапку),
усыпанную драгоценными камнями и пером. Что же касается данного атрибута в гербе шамхалов, князей
Тарковских, то здесь мантия багряного
цвета с горностаевым подбоем и корона в виде горностаевой опушки с тремя
дугами, украшенными жемчугом, и державой и крестом, указывающим на их
звание князей Российской империи.
Девиз шамхалов
Обязательным гербовым атрибутом являлся девиз, по которому
живёт обладатель герба. Однако в
рассматриваемом гербе такой атрибут отсутствует. Поэтому возникает вопрос: был
ли у шамхалов Тарковских свой девиз, если был, то почему его нет на гербе
князей Тарковских? Отметим, что девизы в
форме наставлений и правил имеются во
многих княжеских гербах России. Мог быть он и на гербе Тарковских, но петербургские
геральдисты, работавшие над проектом их герба, по непонятным нам причинам его проигнорировали. Один из членов
Гольштинского посольства в Персию Адам Олеарус, гостивший в середине XVII века у шамхалов Тарковских,
приводит слова тарковцев (шамхальцев) о том, что «им нет дела ни до шаха Персидского, ни до Великого князя
Московского: они подвластны одному лишь Богу» (См.: Таргу-наме. Лексикон. Сост.
К.М. Алиев. Махачкала.2001. С.26). Можно
привести и более ранние свидетельства, связанные с богоданным правосознанием и правосубъектностью кумыков и их правителей. Так, о своей подвластности
одному лишь Богу еще в конце 80-х годов
XVI века заявлял могущественный
правитель и прародитель шамхалов тарковских Чопан-шамхал Тарковский, заслуженно прозванный «Мухтешемом»
(Великолепным). С учетом сказанного, считаем, что девизом их в гербе могли
быть сокровенные заветные слова:
«С нами Бог, в нем –
наша сила!».
Шамхалы Тарковские
очень хорошо знали свою статусную историю
Завершая свою «Историю шамхалов Тарковских…», считаю
необходимым обратить внимание любознательных почитателей нашей истории на
следующие мои выводы, вытекающие из предшествующего изложения затронутой здесь
темы.
Шамхалы Тарковские, как об этом свидетельствуют еще с
эпохи золотоордынских ханов и
образования в середине XV независимого Кумыкского государства на
Северо-восточном Кавказе и Прикаспии, имели высокий статус верховных
правителей, «шевкальских царей» («дагестанских падишахов», «хакимов», «хукумдаров») и «наместников Дагестанских» («Дагистан
валиси»), так как власть распространялась на весь Северо-восточный Кавказ, и
само понятие «Дагистан» (тюркский географический термин) вбирало в себе всю эту обширную политическую географию. Так,
например, они со времени «персидского владычества (с 1509 г., когда Шах Исмаил
завоевал Дербенд) пользовались титулом Вали (наместников) дагестанских и
получали от персидских монархов золотую печать (!) и Грамоту при восшествии на
управление» (И.Н. Березин. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань. 1850.
С. 83). Аналогичные титулы (статусы), грамоты и золотые печати шамхалы несколько
позже получали и от турецких (османских) султанов и русских
царей при принятии их в подданство. Титул «Дагистан валиси»
(«наместник Дагестанский») вполне оправдывался их властью над данным регионом
(Там же). И далеко не случайно в их перстневых печатях (например, у
Герей-Хан шамхала Тарковского (первая четверть XVII в.) традиционно красовался геральдический лев, как символ их власти, мощи и благородства (ЦГАДА,
Кумыцкие грамоты, №1, 1614 г.
лл.1-3; ЦГАДА. Кабардинские дела. 1614 г.№1, лл.7-21.). Для непосвященных приведу такой пример,
связанный с одним из шамхалов Тарковских. Баммат-шамхал, «имевший
первенствующее значение в Дагестании (!) и носивший титул валия (наместника),
по словам военного историка В. Потто, был сильнейшим из кавказских
правителей» (Потто В. Два века терского
казачества (Владикавказ.1912). Ставрополь. 1991. С. 307). Шамхал этот, хорошо знавший статусную историю своих
предков и свой политический вес, при
вступлении в 1786 г. в русское подданство ставил единственным
условием, чтобы у него был статус (достоинство царя Грузинского, ибо , как
выражался он, «я не могу поставить его выше себя, имея равное с ним достоинство
вали» (Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе : Т. 1-6.
— СПб., 1871-1888.С.29» Потто в. Указ.соч.С.307).
Традиция возведения в княжеское достоинство отличившихся
своими крупными заслугами перед русским престолом тех или иных выдающихся деятелей российской
империи берет начало со времен Петра Первого. Традиционно княжеский титул
присваивался мужчинам и передавался потомству только по мужской линии. Жена
князя автоматически становилась княгиней, а дочери – княжнами. Выходя замуж,
княжна получала титул мужа, но могла продолжать пользоваться и своим родовым,
без права передачи его детям.
В начале царствования Петра Первого в России княжеских родов, происходивших от русских великих
и удельных князей, было всего 47 . Случаев пожалования княжеским титулом людей
безродных не существовало, но практиковалось утверждение в этом титуле
представителей высшей знати (обычно мурз, беков и т.п.) тюркских и горских народов, переходивших под руку
русского монарха.
К тому времени, когда Петр I стал создавать в стране единое
дворянское сословие, титул князя ценился значительно ниже, чем чин боярина и
даже окольничего. Первая попытка «реабилитировать» княжеский титул была
проведена Петром в 1707 году, когда он присвоил его своему соратнику А.Д.
Меншикову.
Следующее присвоение в России титула князя произошло только
через 90 лет. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что российская
знать предпочитала получать от монарха графские титулы, которые, хотя и были
рангом ниже, но считались более почетными, чем княжеские, так как в стране
ранее не применялись и дискредитированы не были.
Ситуация стала меняться только в период царствования
Екатерины II. К тому времени часть обедневших княжеских родов ушла в небытие,
зато часть других поднялась до вершин власти и богатства. Но присваивать
княжеский титул императрица никому не стала, ограничившись тем, что по уже
сложившейся традиции возвела нескольких своих приближенных в графы и бароны.
Возобновил присвоение княжеского достоинства император Павел I. За свое короткое царствование он возвел в него
четырех человек, включая фельдмаршала А.В. Суворова, имевшего к тому времени
графский титул, полученный от Екатерины II. Последующие российские императоры
стали возводить
в княжеское достоинство крупных военных и государственных деятелей, при этом им
обычно давался дополнительный титул (предикат) «светлости». Происходило
подобное нечасто, поэтому всегда становилось событием.
При Николае I княжеский титул получили уже 8 человек (!), в
том числе военачальники И.Ф. Паскевич, Ф.В. Остен-Сакен, А.И. Чернышев, кавказский наместник царя М.С. Воронцов.
Кроме того, титул князя впервые был пожалован мусульманскому правителю Султан-Саиб-Гирею Чингису, потомку киргизского хана, чей род уже более
100 лет состоял в российском подданстве. В обществе считали, что новый князь
является прямым потомком Чингисхана.
А через два года, в 1849 году, после Султана-Саиб-Гирея
Чингиса данного титула удостоился второй мусульманский и первый на Кавказе правитель Абу-Муслим
Хан, шамхал Тарковский, валий
Мехти-Хан Тарковский(1863-1882)
Дагестанский, происходивший из «высокородных шамхалов
Тарковских», корни которых восходили к одной из ветвей чингизидов, правивших в
Золотой Орде ( а именно в Крыму и на Северном Кавказе), а по другой неподтвержденной версии – к потомкам аббасидов. И первая, и вторая
генеалогии связывали шамхалов Тарковских, одними из первых вступивших еще в XVII–XVIII вв. в
российское подданство, с многовековой славной историей могущественных предков.
Российский княжеский титул давал им чувство укорененности, причастности к истории
России и собственного народа, являющейся
частью мировой истории.
Таким образом, мы
видим, что именно от генерал-лейтенанта
Абу-Муслима Хана, шамхала Тарковского, валия Дагестанского, прямого
потомка могущественного верховного правителя Дагестана (вторая пол.
XVI в.) Чопан-шамхала Тарковского («Мухтешема») пошла единственная семья
кумыков, удостоенная княжеского достоинства в России.
Первым российским князем Тарковским стал cам Абу-Муслим Хан,
вторым – его сын и прямой наследник, генерал-майор, князь Шамсутдин-Хан
(1818-1874 гг.), шамхал Тарковский, вторым князем мог стать Мехти-хан
(1863-1882), сын кн. Шамсутдин-хана, но он умер в Швейцарии в 1882 г. (газета «Кавказ» от
26 мая 1882 года). На смерть наследника шамхалов откликнулись и «Московские
новости»: «В Больших Казанищах, отстоящих в 7 верстах от Темир-Хан-Шуры, на
родовом кладбище шамхалов 30 апреля похоронили юного Мехти, единственного сына
покойного генерал-майора, шамхала Тарковского, вали Дагестана. Со смертью Мехти
род шамхалов по прямой нисходящей мужской линии пресекся. Остается только дочь
от законного брака покойного Шамсутдина, девица Султанат, 12 лет,
воспитывающаяся в Петербурге. Шамхалы играли выдающуюся роль в Дагестане, были
могущественны и богаты.
С приходом сюда русских они почти всегда держались их
стороны и оказывали им много материальной и нравственной помощи, за что щедро
награждались нашими государями, которые признали за ними титулы: шамхал
Тарковский, вали Дагестана (владетель) и пожаловали им российское княжеское
достоинство».
Третьим князем Тарковским стал Нух-бек Ханович Тарковский
(1878-1951). В знак высочайшего благоволения и признания личных прав и заслуг
Н. Тарковский 7 февраля 1908
г. был утвержден царем Николаем Вторым во всех своих правах и титулах (участник Первой
мировой войны, георгиевский кавалер). В 1917 году он – подполковник, командир I
Дагестанского полка. Военный правитель Дагестана (1918 г.), военный министр
Горской Демократической республики. В 1920 году эмигрировал в Персию, затем в
Турцию, в 1851 году скончался в Швейцарии в Лозанне [Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Кумыкская
аристократия. Махачкала. 2006. С.231-232; Алиев К.М. Полковник князь Нух-бек шамхал Таровский. Вехи судьбы
(Электронный ресурс http://kumukia.ru)].
Со смертью полковника, князя Нух-бека Тарковского в 1851 г. и юного Мехти-Хана в
1882 г.
ушли в мир иной последние представители по прямой линии правящего дома
кумыкских шамхалов, унося с собой в вечное забвение целый мир, эпоху и
мировоззрение. А еще раньше кануло в небытие выпестованное великими деяниями их
предков Тарковское кумыкское государство (Шевкальское царство). А
после русских революций, гражданской войны большевистской властью были
сметены и русская государственность, и
300-летняя династия Романовых, и все привилегированные сословия России,
в т.ч. и наши князья (шамхалы)
Тарковские.