Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны.
Эсхил
С возрастом человеку свойственно все чаще обращаться к воспоминаниям. В них – лучшие годы жизни, встречи с интересными людьми…
Я с удовольствием вспоминаю время нашей совместной работы на кафедре терапии, база которой находилась в железнодорожной больнице, где мы работали вместе с Сагадуллой Абдуллатиповичем Абусуевым. Мы были молоды, энергичны.
У Льва Толстого есть интересное, на мой взгляд, определение хорошего человека. Этот тот, кто живет своими мыслями и чужими чувствами, это тот, кто понимает душевное состояние другого, воспринимает его горе, как свое. Пусть не каждый это умеет и не каждому это дано, но как это важно – работать и общаться с такими людьми.
Родом Сагадулла Абдуллатипович из селения Гели Карабудахкентского района. Его отец Абдуллатип долгие годы работал в колхозе бригадиром, заместителем председателя колхоза, пользовался авторитетом среди односельчан. Прошел всю войну, участвовал в штурме Берлина.
Много трудностей выпало на его долю, Абдуллатип принимал участие в Харьковской операции в составе армии генерала Тимошенко. Это были тяжелые бои, окружение и плен. Освободили его американцы и предложили идти с ними на запад, а кто не хочет, тот может вернуться на советский фронт. Абдуллатип был коммунистом и направился, конечно, на фронт, чтобы встретить победу в Берлине. Военные испытания не прошли бесследно, он вернулся домой инвалидом, но продолжал работать и содержать семью. Мать Сакинат тоже была коммунистом, возглавляла парторганизацию в селе, много сил и времени отдавала организации помощи фронту.
В семье было четверо детей: три дочери и сын. Семилетку Сагадулла закончил в родном селении, затем продолжил учебу в интернате в Карабудахкенте. Учился только на «отлично».
в 1954 году семья переехала в Махачкалу. Сагадулла пошел в 9-й класс школы №11, где директором была Алла Сергеевна Лугом. Она дала ему неделю испытательного срока, так как устная речь мальчику давалась с трудом. Но он взялся за учебу со всей серьезностью, много читал, работал над собой. И уже в 10-м классе написал сочинение о Павле Корчагине, за содержание которого получил пять, а за грамотность – четыре. Это была победа! Он всегда с благодарностью вспоминал свою учительницу литературы Берту Давыдовну Якубову, которая многому его научила, а главное – вселила веру в себя.
Сагадулла активно посещал Дом пионеров, писал стихи, вначале тайно от близких, а затем стал изредка печататься в газете на кумыкском языке. Ему это очень нравилось, и его мечтой было поступить в Литературный институт им. Горького. Но мама его уговаривала идти в медицину, от которой он категорически отказывался. Литература больше манила его. Но в последний момент доводы родителей взяли верх, и он подал документы в мединститут. Не набрал баллов и не прошел по конкурсу. Для него это было большим стрессом, весь следующий год он работал с отцом на фабрике имени III Интернационала помощником механика станков и одновременно занимался самообразованием. Он не желал мириться даже с малейшей неудачей. Сагадулла проштудировал все учебники по химии и физике с 7-го по 10-й классы, писал сочинения и много читал. Ранняя самостоятельность развила в нем стойкость характера, гибкость ума и прозорливость. Он во всем всегда полагался только на себя.
Поступив в институт, Сагадулла с головой ушел в будни студенческой жизни. он успевал делать все: учился только на «отлично», посещал студенческий кружок по патфизиологии у профессора Фаины Михайловны Супоницкой. У него появилась мечта стать физиологом.
Будучи студентом, опубликовал шесть научных работ. Участвовал в студенческой самодеятельности, организовал кружок по изучению английского языка. Это не мешало ему быть комсоргом курса, членом комиссии по распределению молодых врачей.
После окончания института молодой доктор уехал по распределению в Карабудахкент ординатором районной больницы, где работал и терапевтом, и хирургом, и дерматологом, и акушером-гинекологом. Здесь впервые он сделал операцию и спас женщину, чем очень гордился и приятно удивил своих учителей из ДМИ.
Но знаний не хватало, опыта было мало, и он едет на специализацию в клинику хирургии к Наби Цахаевичу Цахаеву, прекрасному специалисту. И здесь на специализации он опубликовал две научные статьи по травматологии.
Столкнувшись во время специализации с редкими терапевтическими заболеваниями, Сагадулла понял, что без терапии, которая является матерью медицины, хирургии быть не может. Профессор Х.Э.Гаджиев, помня Сагадуллу как отличного студента, пригласил его к себе в ординатуру, а в сентябре 1965 года Сагадулла поступил в аспирантуру. Буквально за три месяца изучив английский язык, сдал экзамен по кандидатскому минимуму. Научным направлением кафедры была тема «Анемия», и молодой аспирант занялся патогенезом эссенциальной гипохромной анемии. Его труд увенчался защитой кандидатской диссертации.
Его энергии, работоспособности, остроте ума можно было только позавидовать. Сагадулла успевал все: проконсультировать больных, прочесть лекцию, провести практическое занятие, быть деканом и в течение 10 лет он был первым проректором Дагмедакадемии.
Компетентность, доброта, участие в судьбах сотрудников, студентов снискали ему уважение в коллективе Дагмедакадемии. двери его кабинета всегда были открыты для коллег, преподавателей, студентов. Он всегда мог дать дельный совет, подсказать выход из сложной ситуации.
В 1981 году в институте открыли курс эндокринологии, это было веление времени, так как с каждым годом количество больных сахарным диабетом увеличивается. Тайна сахарного диабета держит человечество в напряжении без малого 35 веков! Древние врачи называли его «сладкой смертью». Лишь в XX веке были созданы лекарства, сохранившие жизнь миллионам больных. Но давний враг людей не сдается: низкая физическая активность и калорийное питание сыграли на руку коварному недугу. Сегодня в мире насчитывается более 150 млн больных сахарным диабетом, и их число удваивается каждые 15 лет. Зная коварство недуга, доктор Абусуев, идя в ногу со временем, занялся этой актуальной проблемой и защитил докторскую диссертацию по экологическим аспектам сахарного диабета в Дагестане в Московском эндокринологическом центре.
Его заслуги оценены по достоинству. Он имеет звания заслуженного врача РД и РФ, заслуженного деятеля науки РД, награжден орденом Дружбы народов. Абусуев много работал, допоздна засиживался в своем кабинете. В медакадемии после семи часов вечера можно было застать только проректора Абусуева.
Он был предан не только медицине и учебному процессу. Это творческая личность. В редкие свободные минуты он писал стихи: очень лиричные, чаще звучащие на родном языке.
Как-то молодая кумыкская поэтесса Джаминат Керимова написала восторженную статью о его творчестве, проанализировала его стихи и с большой теплотой отозвалась о его поэтическом даре. Но большая занятость и скромность не позволили ему выпустить хотя бы небольшой сборник своих стихов.
В трудный момент своей жизни и в жизни семьи он не сломался, держался достойно, мы все видели, как нелегко ему было, но он повел себя как настоящий мужчина.
Он был умным собеседником, обладал аналитическим умом. Его знали как высокообразованного человека, не пропускающего ни одну театральную премьеру, способного высказывать трезвые и глубокие суждения о прочитанном. Безусловно, он был многосторонне талантлив. Но никакая одаренность не делает человека по-настоящему образованным и компетентным без труда. Он был коммунистом в широком смысле этого слова. Им он и остался и очень этим гордился, в этом его характер и внутренний стержень.
Профессор С. Абусуев воспринял благородные вековые традиции горцев, сочетая лучшие качества своего народа с лучшими качествами человека эпохи.
Тамара Габибова,
заслуженный врач РФ и РД,
врач высшей категории