К вопросу о взаимоотношениях шамхальства Тарковского с зависимыми
обществами нагорного Дагестана в XVIII — нач. XIX вв.
В рассматриваемый период шамхальство Тарковское продолжало оставаться одним из крупных и сильных феодальных владений Дагестана. Территория шамхальства простиралась от Сулака вдоль Каспийского моря до границ Кайтагского уцмийства, охватывала всю территорию Прикаспийской низменности и частично предгорную полосу. «Шамхал Тарковский был первым лицом в Дагестане, — писал А. Неверовский, — и в случае каких-либо недоразумений нужно было прибегать к его посредничеству, а оттого он и называется также Валием Дагестанским, т.е. верховным судьей (правителем. — М.-П.А.)…». «Шамхал Тарковский управляет самовластно как неограниченный властитель всего своего владения в Дагестане», — сообщает Н. Данилевский. «Прежние шамхалы, оружием, храбростью и благоразумием приобрели такую славу и уважение среди тамошних народов, что клятва «шамхал-баши», т.е. головой шамхала, составляет вернейшую поруку в справедливости и священна во всем Дагестане», — говорится в «Обозрении Российских владений за Кавказом…».
Выгодное географическое положение Тарковского владения — частью в горах, а частью на низменностях, представляя хорошие и обширные пастбища, давало шамхалу средства держать в зависимости некоторые горские народы, которые по необходимости должны были пригонять на зиму стада баранов на его земли. От шамхала Тарковского зависели некоторые общества нагорного Дагестана, прежде всего Акушинский и Цудахарский союзы.
«Главная их нужда, — отмечал Д. Тихонов, — состоит в шамхале та, что… необходимо принуждены нанимать на зимнее время завсегда в шамхаловом владении лежащие на плоскости кутаны». Это ставило, по свидетельству Д. Тихонова, Акуша-Дарго под протекцию шамхала. Видимо, зависимость выражалась и в том, что акушинцы принимали участие в военных походах шамхала, но в то же время они пользовались у шамхала некоторыми преимуществами. Это особенно выражалось в активном участии при коронации шамхала в Тарках. В письме 1818 г. к поместнику Кавказа генералу А.П. Ермолову Мехди-шамхал писал: «Я отвечал им: «О акушинцы и даргинцы! Мой род из колена в колено ваш господ и вы наши нукеры и войско…». При необходимости «шамхал Тарковский от принадлежащих ему владений и более акушинского народа 26000 человек мог выставить», — писал П. Бутков.
Есть сведения, что в XVIII веке в зависимости от шамхалов находился и Койсубулинский союз сельских общин. В 1809 году в письме главнокомандующему на Кавказе генералу А.П. Тормасову Султан-Ахмед-хан Аварский сообщает, что койсубулинцы «подвластны владетелю Тарковскому и находятся в его зависимости» и что «стада их зимуют в его владении, там же они промышляют и летом». Значительный интерес для выяснения взаимоотношений койсубулинцев и шамхала Тарковского представляет «Соглашение между жителями селения Аракани и шамхалом Тарковским» от 1170/1756-1757 гг., в котором говорится о просьбе араканцев об отдаче их джамаату гор Уркаб и Акай-тау, принадлежащих Мехди-шамхалу. Просьбу шамхал удовлетворил с условием, что араканцы будут «его войском и помощниками в радости и горе со времен его предков» и усердно служить ему.
Текст «Соглашения…» позволяет нам сделать вывод, что в XVIII — нач. XIX вв. жители селений Аракани и Балахани были действительно подвластны шамхалу Тарковскому и платили ему подати: виноград, вино, уксус, фрукты…
Так, например, жители селения Аракани с каждого дыма давали шамхалу 2 ратла вина, один ратл виноградного укуса, 40 овец, 20 ягнят с Магмиз-меер; жители селения Ирганай – по одной овце; жители селения Кикуни – одну мерку кукурузы; гергебильцы – один ратл вина, два ратла виноградного уксуса, 15 баранов с их гор; жители Балахани – полмерки пшеницы с дыма, полратла конопляных семян; гимринцы – с каждого дыма по одной корзине винограда; унцукульцы – полратла топленого масла, 10 баранов; чиркатинцы – один ратл серы; карачинцы – по одной мерке конских бобов; оротинцы – одну мерку конских бобов и т.д.
Подводя итог вышесказанному, мы видим, что в рассматриваемый период власть и влияние шамхалов тарковских не ограничивались только рамками их обширного владения, но и распространились на некоторые общества нагорного Дагестана.
Магомед-Паша АБДУСЛАМОВ,
кандидат исторических наук