Точки роста в аграрном секторе


Земля должна быть в обороте



В дагестанской еженедельной газете «Новое дело» от 13 июля 2018 года опубликована статья ректора Дагестанского государственного аграрного университета, профессора Зайдина Магомедовича Джамбулатова «Сыр без документов в магазин никто не пустит».



Отвечая на вопросы корреспондента газеты, автор статьи обозначил ключевые точки экономического роста сельскохозяйственного производства с акцентом на предгорную и горную зоны. Зайдин Магомедович не только рекомендует использовать тот или иной вариант эффективного использования потенциала регионов, но и готов внедрить в производство научные разработки коллектива университета.



Статья является программой подъема и дальнейшего развития сельскохозяйственного производства республики. Программа подготовлена на основе зарубежного опыта и научных разработок специалистов университета под руководством Зайдина Магомедовича.



Зайдин Джамбулатов, сравнивая климатические и географические условия сельхозпроизводства Белгородской области и Дагестана, пишет: «Белгородская область лежит в одной климатической зоне, тогда как в Дагестане таких зон пять. Пустыни, полупустыни, степи, предгорья, горы. И под каждую из этих зон надо готовить отдельную программу, иначе ничего не получится. Наши предки это понимали интуитивно».



Руководство республики в прошлом и сейчас относится к этому с пониманием и делает робкие попытки строить аграрную экономику с учётом почвенно-климатических и географических условий Дагестана. Правительство республики разработало программу развития горных районов. Однако принятые решения, к сожалению, остаются лишь пожеланиями, реальных результатов нет. И вряд ли будет, если вопросы не решаются в комплексе.



Аграрная экономика не получит должного динамичного развития без комплексного изучения почвенно-климатических и географических условий республики, в чём на все сто процентов прав Зайдин Джамбулатов.



Автор статьи, отвечая на вопрос корреспондента газеты Андрея Меламедова, коснулся проблем частной собственности на земли сельхозназначения. Меня как аграрника радует позиция Зайдина Магомедовича, который утверждает: «Сегодня в Дагестане частной собственности на землю нет, и превратить её в товар, имеющий рыночную цену, невозможно. Но варианты тем не менее есть». Точнее не скажешь.



Земля никогда не была товаром и по законам товарного производства быть не может. Не буду аргументировать, это известно студентам второго курса экономических факультетов вузов.



Мои некоторые коллеги хотят меня убедить, что у нас рыночная экономика и земля должна быть предметом купли-продажи.



Да, есть термин «цена земли». Это не цена земли, а цена сельхозпродукта, который производится на этой земле. Рынок не регламентирует, что производить, в каких объемах производить и по какой цене продавать. На этих основаниях земля вступает в рыночные отношения. Но сама земля не является объектом рыночных отношений. Цена земли – это иррационная цена.



Превращение земель сельхозназначения в частную собственность способствует расслоению общества на богатых и бедных без перспектив на прогресс.



Анализируя зарубежный и отечественный опыт введения частной собственности на земли сельхозназначения, зададимся вопросом: реально ли в условиях Дагестана без глубоких потрясений реализовать частную собственность на сельскохозяйственные земли? Вопросов больше, чем ответов, но неоспоримо то, что у нас всё ещё нет комплекса подготовленных мер – формирование института частной собственности на земли, 
создание службы регистрации предполагаемых частников, обучение кадров соответствующего профиля, проработка механизма правовых отношений между частниками, частниками и государством, муниципальными образованиями. Без предварительного решения этих и других проблем мы сами себя загоняем в тупиковую ситуацию, чтобы выйти из неё, нам потребуются долгие десятилетия.



Если будет частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения, то никакое государственное вмешательство в распоряжение этой частной собственностью, никакое государственное регулирование прав частной собственностью будет невозможно, начнётся господство хаоса, и мы – руководство республики, депутатский корпус, люди, независимо от национальной принадлежности, географического местожительства, поставим наше хрупкое единство, стабильность общества на грань катастрофы.



Невозможно прогнозировать социально-экономические последствия превращения земель сельхозназначения в объект купли-продажи. Нет сомнений в том, что это вызовет социальную напряжённость. Это неизбежно породит массу злоупотреблений.



В состоянии ли рядовой сельский труженик купить земельный надел? Ответ ясен каждому. Стало быть, большая часть сельских жителей, чтобы прокормить себя и свою семью, должна будет заняться батрачеством.



В то же время у новых собственников извлечение дохода появится посредством спекуляции на земельной ответственности, использования земли в качестве самовозрастающего капитала, использования наёмного труда для получения прибавочной стоимости и извлечения рентного дохода при передаче её в обработку другим лицам.



Зайдин Джамбулатов, отрицая частную собственность на земли сельхозназначения, утверждает, что «есть варианты их использования».



На мой взгляд, это аренда, которая в равной мере должна удовлетворять интересы арендаторов и арендодателей.



Аренда земли во всех странах, в данном случае в Дагестане, является инструментом регулирования аграрных отношений. Относительно земель отгонного животноводства в республике для сезонного выпаса овцепоголовья горных районов на плоскости необходимо заключить взаимовыгодные договоры аренды этих земель между арендаторами (хозяйства горных районов) и арендодателями (хозяйства, на территории которых находятся эти земли).



На мой взгляд, 50 процентов арендной платы должно поступать в бюджет сельской администрации, на территории которой находятся арендованные земли, 20 процентов – в бюджет района, скажем, Бабаюртовского района, 20 процентов – в бюджет республики.



В первом случае эти деньги использовались бы для решения внутрихозяйственных вопросов, во-втором – для проведения межхозяйственных проблем; для мелиоративных и других республиканских мероприятий аграрного сектора можно было бы использовать 20% денег, поступивших за аренду.



Во Франции более 50% площадей обрабатываются арендаторами.



В США 50% имеющейся земли находится в частной собственности, 48% – в общественной.



В Голландии и Израиле нет частной собственности на сельскохозяйственные земли, есть долгосрочная аренда с различными механизмами ответственности. И Голландия производит 20% сельхозпродукции Евросоюза.



Известно, что Дагестан является аграрной республикой, 20% стоимости валовой продукции аграрного сектора приходится на долю животноводства. Благополучие животноводства зависит от качественной кормовой базы.



Учитывая почвенно-климатические условия республики, особенно имеющиеся значительные площади богарных земель, Зайдин Джамбулатов предлагает и научно обосновывает возможность организовать на равнине широкомасштабное производство люцерны.



Проблемами производства люцерны на богарных землях вплотную занимаются учёные Залибек Залибеков, Нухкади Рабаданов, Сурхай Мамаев.



Они сделали экономические расчёты обработки 100 га богарных земель в Кочубейской зоне. Для этого необходимо пробурить две артскважины; каждая скважина обходится в З млн рублей, если правительство представило бы кредит в 6 млн рублей, то все расходы окупилось бы в течение двух лет.



Проведенные анализы подземных вод подтверждают её пригодность для полива.



Потенциал равнинной зоны для производства продукции сельского хозяйства в республике несравненно высокий, удельный вес основных видов продукции значительно превосходит по сравнению с другими зонами.



К примеру, в равнинной зоне пашни – 52,8%, в предгорной – 16,5%, в горной – 25,3% (включая прикутанные земли на равнине); многолетних насаждений соответственно – 60,3%; 26,7%; 13,0%; орошаемых земель – 65%; 7,55; 27,5%; распаханность сельхозугодий – 28,1%; 16,3%; 6,1%; удельный вес зоны в общей стоимости валовой продукции – 59,2%; 14,8%; 26,0%.



Как видно из данных, удельный вес равнинной зоны в общей стоимости валовой продукции республики составляет больше половины (59,2%).



Из приведенных данных следует вопрос, точнее вывод — куда необходимо вложить инвестиции, чтобы обеспечить продовольственную безопасность не только республики; пополнить бюджет Дагестана за счёт собираемости налогов, что скажется на благосостоянии всего населения.



В Хасавюртовском районе есть отдельные островки успешного решения продовольственной программы. Заслуживает поощрения работа предпринимателей Арсланхановых из селения Боташюрт, Боташевых из селения Ботаюрт, активная работа Исмаилова Солтансаида, и, конечно же, особой заботы и внимания республиканских органов заслуживает отмеченная в статье З­айдина Джамбулатова Ботаюртовская птицефабрика, которая является самой современной в стране; она вышла на мировой уровень. На сегодня на фабрике работают более ста человек; технологический процесс невозможен без соответствующей квалификации, и потому труд работников фабрики становится разновидностью индустриального труда.



Не заслуживает ли творческий труд руководителя фабрики Аштара Батырова государственной награды хотя бы на республиканском уровне?



Корреспондент газеты Андрей Меламедов поделился с Зайдином Магомедовичем впечатлениями после беседы с бывшим Председателем Правительства республики Атаем Башировичем Алиевым. В ответ было сказано, что он (Атай Баширович) очень хорошо разбирается в земельных вопросах. Очень жаль, что его богатый опыт сегодня оказался невостребованным в республике.



На мой взгляд, руководство респуб­лики сегодня находится в поисках способных специалистов, преданных своему делу и народу.



Глава республики встречается с производственниками, работниками культуры, спорта, с коллективом Совета старейшин.



Так как благополучие республики во многом зависит от состояния аграрного сектора, использование опыта работы таких людей, как Атай Баширович, Рамазан Мамедов, Исмаил Джамалутдинов, Абдулбари Ибрагимов, Багавдин Ибашев, Умалат Насрутдинов, Солтансаид Исмаилов и многих других, даст положительные результаты для динамичного развития сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности.



Уверен, они бы сказали, что прежде всего необходимо определиться, в чьей собственности находится земля, особенно земли отгонного животноводства.



Зайдин Джамбулатов предлагает свои условия в подготовке специалистов, создании производственных объектов, варианты реализации готовой продукции.



Будет ли на это реакция руководства республики – время покажет.



Расул Кадиев, доктор экономических наук, профессор