12 кумыков, изменивших мир


Всевышний дарует нам жизнь для того, чтобы мы реализовали свое человеческое предназначение и дарование, обустроили и преобразили этот мир и себя по законам науки, добра и красоты. Про таких говорят: они создали самих себя, познали и изменили мир. Таких людей немало среди всех народов, есть они и среди кумыков.



Алп-Илитвер (Алп-Улан)



Алп-Илитвер (VII век н.э.) – прославленный государственный деятель гуннов, слава его гремела во всей Хазарии. В его правление Кавказская Гунния достигла экономического и политического могущества. С ней считались и хазарские каганы, и албанские цари, и византийские императоры. В недрах гуннской державы из степных тюркских племенных группировок шло сложение народа, который впоследствии стал известен под этнонимом «кумук» (от самоназвания гуннов – «гуннуг»).



Моисей Каганкатваци писал о причинах возвышения Алп-Илитвера следующее: «Выделяясь силой и доблестью, он прославился в состязаниях как победитель на греческих олимпиадах, отличившись силой среди всех остальных, он снискал себе великолепное имя доблестное, совершив многие подвиги храбрости в Туркестане при хакане хазаров, снискал любовь хакана, и тот выдал за него свою дочь. А также был он удостоен сана ильтебера и прославлен в пределах всех трех стран (Хазарии, Албании и Византии), потому что наставления епископа о светлом вероучении он принял как венец славы».



М. Каганкатваци прямо указывает, что Алп-Илитвер «прославлен в пределах трех стран» (Гунния, Иран и Византия). Он был талантливым полководцем, государем-реформатором, начавшим в 682 г. религиозную реформацию у гуннов. Именно тогда наши предки приняли христианскую религию.



Великий князь Алп-Илитвер «дожил до почетной старости и воздвиг во многих местах церкви и умножил почести священников божьих». Очевидно, что автор «Истории агван» Моисей Каганкатваци был знаком с гуннскими былинами, «йырами», воспевающими «подвиги и храбрости (Алп-Илитвера) в Туркестане при хакане хазаров».



Вполне допустимо, что именно Алп-Илитверу, первокрестителю Кавказской Гуннии, был установлен нашими предками памятник на его родине в Варачане. Это подтверждается кумыкскими преданиями, согласно которым вблизи Карабудахкента находилась каменная статуя, представлявшая собой вооружённого всадника. Всадник держал три пальца правой руки на лбу, как будто для того, чтобы креститься.



Сулейман ибн Дауд ас-Сувари (аль-Хазари)



Литератор, ученый-богослов. Жил в первой половине XII века, в его трудах имеются сведения по эмбриологии – о возникновении и стадиях развития зародыша в чреве матери. Турецкий историк Зеки Велиди Тоган указывает, что Сулейман был родом из хазаро-булгар, т.е. из предков кумыков, как, впрочем, и карачаево-балкарцев, татар. Он также автор ди­дактических и художественных произведений: «Блеск лучей от истины тайн» («Бахджат аль-анвар мин хакикат аль-асрар»), «Отрада страждущих сердец» («Нузхат аль-кулуб аль-мираз»), «Цветок садов – отрада страждущих сердец» («Зухрат ар-рийаз ва нузхат аль-кулуб аль-мираз»). Труды Сулеймана ибн Дауда вошли во многие источники, их цитировали многие учёные и богословы (с первой половины XII века и по ХХ век). Сочинения его хранятся в библиотеках Стамбула, Казани. В Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН в Махачкале находится один из наиболее древних списков его сочинения «Бахджат аль-анвар мин хакикат аль-асрар» («Блеск лучей от истины тайн»).



Умму Камал (конец XIV в. – 1475 г.)





Великий суфийский поэт, родился в городе Гюен-кала (Коюн-кала) на реке Койсу, на месте нынешнего Бавтугая. По сведениям различных источников и преданиям, первоначальное образование получил на родине, впоследствии совершенствовал свои познания в науках и искусствах в Ширване. Значительную часть жизни прожил в Поволжье, Крыму, был наставником крымских правителей и поэтов. Позже волею судеб оказался в Османской империи. По преданиям, Умму Камал был приглашен к себе Мехмет Султаном Фатихом (завоевателем Константинополя) и некоторое время служил в его войске кадиаскером.



В историю литературы он вошёл как один из ярких духовных воителей – представителей суфийской поэзии и философии. Умму Камал положил начало поэзии на общеупотребительном в его эпоху литературном тюркском языке и в то же время не отрывался в своей поэзии от стихии родного кумыкского наречия. Исследователи по силе таланта и влиянию на умы своих современников сравнивают его с Юнусом Эмре.



По причине непревзойденной популярности его личности и творчества еще при жизни и поистине всенародной любви, которую питали его современники к нему, в Турции очень много памятных мест. Такие места есть в регионах Болу, Караман, Маниса, Мудурну. В Нигде имеется его мавзолей (тюрбе), широко почитаемый всеми мусульманами.



Чопан-шаухал Тарковский (по прозвищу «Мухтешем», Великолепный)





Верховный правитель («шевкальский царь»), сохранивший и укрепивший Тарковское кумыкское государство ( осн. в 1443 г.), при котором оно («Кумыцкое государство») достигло пика своего могущества, став единственным признанным субъектом в отношениях с великими державами своего времени – Ираном, Россией и Османской империей, – способным противостоять многочисленным угрозам и отражать многолетнюю (со второй пол. XVI в.) чужеземную военную экспансию (Москвы и Кабарды с севера), участвовать в региональных (Кавказ, Крым, Астрахань) войнах, выставлять хорошо обученных 15 тысяч воинов лучников и кумыкскую кавалерию.



Границы его государства в последней четверти XVI века простирались от Шабрана, Ширвана, Лезгинских гор (Ахты, Ихыр, Рутул), «Кайтака, Черкесии и устья Терека до моря Каспийского». 
из многочисленных гунно-булгарских, кипчакских (тюркских) племен окончательно сложилась и укрепилась кумыкская феодальная народность (Qumuqlar), вставшая на путь формирования новой «мусульманской нации».



Заряд, заложенный им в формирование кумыкской духовности и национально-исламского самосознания, был столь велик, что все последующее время кумыки удивляли окружающих своим исторически укорененным «я»; они считали себя «мусульманской нацией», опорой и защитниками ислама («бусурманской веры») на всем Кавказе и ближнем зарубежье. Они заявляли: «Мы, кумыки, народ мусульманской веры, и не боимся никого, кроме Аллаха, нашего Всевышнего!»



Чопан-шаухал является прародителем династии шаухалов Тарковских (чопанидов). В Буйнакской мечети как святыня оберегается священный Коран-и Керим 888 г. (1483), принадлежавший Чопан-шаухалу. На последнем его листе запись, по внешнему виду ХV-ХVI вв.: «Вакф Мухаммад-шаухала и Чопан-шаухала».



Аваби Мухаммад Акташи аль-Эндирави





(Конец XVI — середина XVII вв.)



Кумыкский летописец считается отцом кумыкской истории.



Продолжил и развил традиции кумыкского (тюркского) летописания; по предложению Чопан-Бека, одного из шаухальских отпрысков, Аваби, изучив и обобщив все доступные ему средневековые мусульманские источники, создал оригинальное историческое сочинение, известное под названием «Дербенд-наме».



Мухаммад Аваби Акташи, сын Арсланмурзы из Эндирея, жил в конце XVI – нач. XVII вв. Это было время значительных для политической судьбы всего Северо-Восточного Кавказа исторических событий: противостояние трех крупных держав – Московской Руси, Османской империи и Сефевидского Ирана – вновь достигло высокой напряженности. В такие периоды особенно возрастает интерес к опыту истории предыдущих поколений. Именно тогда Мухаммад Аваби Акташи, общавшийся в кругу кумыкской знати, прекрасно владевший арабским, персидским и тюркским языками и отличавшийся высокой интеллектуальной избранностью в среде духовной и научной элиты того времени, получил соответствующий уровню его дарований социальный заказ – написать сочинение на тюркском языке, касающееся истории Дагестана в ракурсе взаимоотношений одного из его значительных городов – Дербента – с соседними странами и с дагестанскими владениями и обществами. М.А. Акташи блестяще выполнил заказ своего патрона – высокостепенного Чопан-бека, сына шамхала, потомка дагестанского правителя Герейхана, тем самым совершив научный подвиг, выразившийся в написании исторического сочинения «Дербенд-наме» – едва ли не первый из дошедших до наших дней крупных памятников дагестанской историографии. Сведения, имеющиеся в хронике «Дербенд-наме», восходят в подавляющем большинстве своем к раннесредневековым арабским и персидским историческим источникам. И в то же время там содержится немало оригинальных сведений, почерпнутых, очевидно, из недошедших до наших дней местных первоисточников.



Сочинение М.А. Акташи является также самым известным и распространенным из памятников средневековой кумыкской историографии.





Ныне зафиксировано более 40 рукописей «Дербенд-наме», написанных на тюркских (азербайджанском, кумыкском) языках, а также в переводах на другие восточные и дагестанские языки – на арабский, персидский, аварский, лакский, даргинский. Оно издавалось несколько раз в XVIII–XX вв. на разных, в том числе европейских языках – английском, немецком, французском, русском и др.



Али Кули Хан Дагестани (Валих)



Князь (навваб) Али Кули Хан Валих Дагестани (1712-1756), взявший поэтический псевдоним Валих (Очарованный), – выдающийся поэт, литератор и энциклопедист мусульманского Востока, происходящий из рода шаухалов Тарковских, валиев Дагестанских.



Али Кули Хан Валих является создателем поэтической антологии Востока, работу над которой он закончил в 1748 году. В историю мировой литературы она вошла под названием «Риёз аш-шуаро» («Сад поэтов»). Этот уникальный и вместе с тем колоссальный труд (934 с.) содержит сведения о 2594 поэтах, живших с X по XVII вв. Среди них такие корифеи, как Рудаки, Низами, Хафиз, Хосрев, Навои, Джами, Бедил, а также современники самого автора Дехлеви, Орзу, Лохури и др. Али Кули Хан Валих включил — и это весьма примечательно для того времени — различные сведения о поэтессах и стихи Хадиджи-Айсолтан Дагестани, Махасти, Лала-Хатун, Гюльба-дан-Хатун, Камилы-Бегим, Биби-Хатун, Биби Орзу, Биби Сафи, Айше, Махи Нихони. В антологию также включены трактаты по просодии, рифме, образцы наилучших газелей, касыд, рубай, китъа и месневи различных поэтов. Автор уделил внимание описанию исторических 
событий, в т.ч. и своей личной жизни, изложению генеалогии своих предков – шаухалов Тарковских.





Интерес к труду Али Кули Хана Валиха в тюрко-мусульманском мире был огромен, поэтому им впоследствии был составлен и сокращенный вариант антологии. В последующие века антология Валиха переписывалась каллиграфами, и эти списки ныне хранятся в библиотеках Индии, Ирана, Афганистана, Англии, Германии и др. Его перу принадлежит также диван (сборник) стихов в объеме 6-7 тыс. двустиший социально-философского, нравственного звучания.



Эта уникальная литературная антология («Риёз аш-шуаро») навечно ввела имя 36-летнего составителя в ряды выдающихся литературоведов всего мусульманского Востока.



Йырчи Казак (1830-1879 гг.)





Выдающийся поэт-классик, зачинатель кумыкской лите­ратуры. Для кумыков Йырчи Казак больше чем поэт, национальный герой кумыкского народа, пожертвовавший собой ради блага родного народа, ради его свободы и национальной самобытности. В дагестан­ской, северокавказской поэзии XIX века, как пра­вильно отмечали исследователи, никто не вопло­тил так вдохновенно, так ярко мечту трудового человека о спра­ведливости, равенстве и сво­боде, как Казак. Благодаря деятельности поэта «кумыкское (кавказс­кое) наречие татарского языка» (Т. Макаров) стало языком лите­ратуры. Казак, по определению академика В.В. Бартольда, данному им во французской «Encyclopedic de L Islam», стал «поэтом-новатором, революционером, отцом литературы кумыкского модерна».



Судьба Казака была трудной судьбой национального поэта в услови­ях владычества русских на Кавказе, творчество же — песней про­теста против социального и национального угнетения. Как пра­вильно указывал турецкий исследователь А. Джафероглу, И. Ка­заку «трудно и опасно было быть национальным поэтом под русским владычеством». Именно в этом причина его «невыразимых страданий» и гибели в конечном счете. От­правляя Казака «в Сибирь», царские власти «выбивали духовную опору».



Своему поэту ку­мыки обязаны своим самосознанием, пониманием своей судьбы и национальных задач. Поэт в XIX веке воспел как никто дру­гой «национальную свободу кумыков, канувшую в Лету в связи с завоеванием, но все еще бережно лелеемую в сокро­венных мыслях, в народной душе». Надо ли удивляться после этого тому, что Казак был закован в кандалы и угнан «в Сибирь», в арестантскую роту солдатом, в совершенно чуждую для него ино­родческую среду. Жестко расправившись с поэтом, царизм не смог, однако, сломить его волю.



Для Казака в его поэзии были как бы две Кумыкии (два Дагестана) – пору­ганная и «порабощенная». Кумыкия непорочная и Кумыкия «ра­стленная», где «правдою и свободою торгуют». Кумыкия арис­тократов духа и Кумыкия рабов, не осознающих своего рабства. Эту вторую, исторически извращенную Кумыкию, он бичевал и проклинал ради первой – Кумыкии материн­ской, извечной и непреходящей. В высокие дали будущего слал он свои непреложные заветы сыновьям родного народа, и среди этих заветов первый и последний: «Жить так, чтобы в судный день за себя и свой род не краснеть». Казак был и есть воистину исполин­ская фигура нашей культуры.



Стихи Казака и сегодня звучат как вечный гимн жизни, борьбы, любви и мужества. Будучи умнейшим человеком сво­его времени, вставшим в России середины XIX века вровень с титанами национального возрождения, он достойно жил и тво­рил в драматичнейший период противостояния России и Кавка­за, в эпоху чрезвычайного с обеих сторон напряжения человече­ского духа.



Значение творчества и деятельности Йырчи Казака для кумыкского народа, для Дагестана трудно переоценить. Его роль как фактического основоположника поэзии на 
национальном языке соответствует значению Пушкина для русской, Шевченко для украинской, Мицкевича для польской, Шандора Пётефи для венгерской литературы.



Его имя бессмертно. Оно вошло в самосознание своей эпохи, в европейские литературные исследования, в мировые энциклопедии, изданные в ХХ веке на разных языках в Будапеште, Париже, Стамбуле, Нью-Йорке и Лондоне. Его светоносная поэзия стала фактом мировой поэзии.



Ему установлены памятники в его родном ауле и в столице дагестанской республики, названы улицы в городах, посвящены стихи, поэмы и романы. Он живет и будет жить «жизнью послесмертия». Йырчи Казак – вечный спутник нашей нации!



Ахмед-Саиб Каплан





Ученый, историк, профессор Стамбульского университета, один из лидеров младотурок в Египте, заложивший основы движения для принятия второй Конституции Турции и сыгравший немалую роль в руководстве борьбой против тирании султана Абдул-Гамида. Автор множества исторических и политологических трудов, многие из которых опубликованы на османско-турецком языке. В 1888 году он эмигрировал из России в Османскую империю, где стал одним из активных участников младотурецкого движения. Один из зачинателей турецкой вольной прессы и лидер одного из значительных идейных течений в младотурецком движении. С ноября 1899 г. издавал собственную независимую газету «Санджак» («Алое знамя»), был некоторое время редактором газеты «Шура-и-Уммет» («Совет общины»). Ахмед-Саиб Каплан принадлежал к поколению турецких (и шире: тюркских) общественно-политических деятелей и интеллектуалов, которые в конце ХIХ – начале ХХ вв. взялись за осуществление своеобразной «турецкой мечты» – «европеизации» Турции. К ярким страницам политической биографии Ахмед-Саиба относятся 1915–1916 гг., его участие в зарождавшемся тогда правозащитном движении тюркских народов Российской империи. Он стоял также у истоков создания в Турции «Общества защиты прав угнетенных тюрко-мусульманских народов России», в те же годы выступил на конференции Лиги наций в Швейцарии, опубликовал в мировых СМИ «Меморандум о положении кумыкского народа». Поэтому следует согласиться с теми, кто считает его одним из основоположников и идеологов правозащитного эгалитаристского движения тюркских народов в России.



Внес неоценимый вклад в осознание турецкой нацией своей исторической судьбы, в формирование ее новых идентичностей и либерально-демократических гражданских ценностей, в защиту попранных прав угнетенных тюрко-мусульманских народов Российской империи, в том числе и родного кумыкского народа.



Благодаря ему и его соратникам на авансцене политической жизни Европы и России возникло и окрепло мощное международное тюрко-мусульманское правозащитное движение, подготовившее интеллектуальные предпосылки для идеологии «тюркского, исламского социализма» и либерализма.



Хайдар Баммат (1889 -1965 гг.)



Выдающийся общественно-политический и государственный деятель, имевший европейскую известность, дипломат и ученый-культуролог, один из лидеров и архитекторов Горской Демократической Республики («Горской республики», 1918-1919 гг.), оставивший неизгладимый след в социально-политической истории Дагестана и всего Кавказа ХХ века. Непреходящую ценность имеют его труды «Lе ргоblem du Саисаsе» (Лозанна, 1919 г.), «Тhе Саисаsus Ргоblem» (Вегn, 1919 г.), «Lе Саисаsе еt 1а геvolution russe» (Париж, 1929 г.), «Lа Роsition de la Turquie» (Париж, 1943 г.), «Visages dе L’Islam» (Лики ислама, Лозанна, 1946 г., 2-е изд. Париж, 1959 г.), «Islamiyetin Manevi ve Kulturel Degerleri» (Istanbul. 1963), «Apport des musulman a la civilization» (Женeва. 1962 г.),





«Muslim Contribution to civilization» (Женeва, 1962 г.), «Der Beitrag des Islamszum Kulturgut der Menscheit» (Женeва, 1962 г.), «Le Caucase du Nord». И всё же наибольшую известность и популярность получили его главные работы «Лики ислама», «Влияние мусульман на западноевропейскую культуру», переведенные на многие языки мира. Один из его биографов, давая оценку его заслугам перед исламским миром, написал проникновенные слова: «С его смертью мусульманский мир потерял одного из своих значимых мыслителей, незаурядную знаковую Личность».



Абусупьян Акаев (1872 — 1931 гг.)





Выдающийся кумыкский просветитель, общественный деятель, ученый-арабист.



Благодаря беспримерной культуротворческой деятельности Абусупьяна, его предшественников и сподвижников, иначе говоря, могучей кучки «просвещенных мусульман», зачинателей движения «культурного реванша», в Дагестане в конце XIX — начале XX вв. ислам перестал быть препятствием к прогрессу. Был очищен путь к реформам и в других областях: общеупотребительного языка, просвещения и политической организации мусульманских народов, осуществлен беспрецедентный джадидистский (модернистский) проект.



Благодаря многогранной организационно-просветительской, издательской деятельности А. Акаева, этого мусульманского реформатора, и других его сподвижников кумыки стали самым грамотным, читающим на своем родном языке народом на Северном Кавказе, а Дагестан в конце XIX – начале XX вв. стал страной мыслящего исламизма.



Джелал-Эд-Дин Асельдерович Коркмасов (1877 -1937 гг.)





Выдающийся российский и дагестанский государственный деятель. Фактический основатель советской дагестанской государственности (ДССР) в составе Российской Советской Федеративной Республики (1920-1921 гг.), ныне Республика Дагестан. В год образования республики по настоянию Дж. Коркмасова в её состав вошли Дагестанская область, состоявшая из 10 административно-территориальных округов, и Хасавюртовский (ранее Кумыкский) округ Терской области.



В результате его энергичной многогранной государствообразующей деятельности в состав респуб­лики также вошли Карагонай, Ачикулак (1922 г.) и Кизлярский округ (1923 г.).



Таким образом, меры, предпринятые дагестанским правительством во главе с Коркмасовым, привели к удвоению территории Республики Дагестан. В мае 1921 года по его распоряжению столица Республики переносится в город Махачкалу (ранее Анжикала, Порт-Петровск).



Достижением его деятельности и политики было утверждение в 1923 году кумыкского (тюркского) языка государственным языком Дагестана (1923 г.) и перевод письменности народов Дагестана от арабской графики к латинской в 1928 году, что открывало гигантские возможности для языкового и культурного развития народа.



Дж. Коркмасов внес огромный вклад, к сожалению, неоцененный должным образом по сей день, в формирование новых идентичностей Дагестана, в формирование новой многонародной, многосоставной в своей основе дагестанской политической нации.



«Мы создали новую многоплеменную республику национальностей, задача наша теперь – создать из них республиканцев, обеспечив условия для дальнейшего свободного развития их языков, культур и этнической памяти» – в таком именно ключе, как вспоминали его современники, не раз высказывался он.



Все эти меры вкупе с достижениями в политике и экономике в первое десятилетие существования республики делали Дагестан «республикой-лидером» на Северном Кавказе 
и предвещали ей «блестящее будущее» (Б. Чобан-заде). Однако впоследствии в стране и республике, к сожалению, возобладали унификаторские модели, подходы и тенденции. Сам Дж. Коркмасов в 1937 году был по ложным обвинениям репрессирован, а в 1956 году – посмертно реабилитирован.



Мурад Рашидович Капланов (1915-1980 гг.)





Выдающийся инженер и ученый в области радиосвязи, лауреат Государственных премий, доктор технических наук, профессор, главный конструктор самолетных систем и аппаратуры радиосвязи, главный конструктор первых систем дальней космической радиосвязи и телевизионного вещания, в том числе системы «Молния».



Организаторская, научная и инженерная деятельность М.Р. Капланова была высоко оценена Правительством: он дважды был награжден орденом Трудового Красного Знамени и ему дважды присуждалась Государственная премия СССР. Успех сопутствовал почти всем начинаниям М.Р. Капланова.



Один из биографов о нем написал: «Каскад изобретений и профессиональных достижений в жизни как у Мурада Капланова, такой калейдоскоп событий, рождение в княжеской семье, революция, получение специальности уже в советское время, репрессии, война, успехи в разработке бытовой, а потом и суперпрофессиональной техники, где такое было, когда? Эти перемены были только в СССР в ХХ веке и эпохе, что выдвигала гигантов-творцов. Им был Мурад Рашидович Капланов».



И если мы сегодня широко и с пользой используем в быту, в повседневной жизни и профессиональной деятельности достижения научно-технической революции, в том числе и космическую (спутниковую) связь, то должны знать и помнить имя и грандиозные свершения в области науки и техники великого инженера и ученого Мурада Рашидхановича Капланова.



P.S.: К настоящему моменту мною подготовлена работа, посвященная элите кумыков. Она представляет собой историко-биографический справочник кумыкской политической, экономической и духовной аристократии (IV-XXI вв.). Биографии даются в алфавитно-хронологическом порядке.