Он памятник себе воздвиг нерукотворный


О Джелал-Эд-Дине Коркмасове – основателе Автономной Республики Дагестан и первом её руководителе написано немало, но далеко не всё. В этой статье я предлагаю ещё раз обратиться к этой исторической личности.


 



«Коркмасов – олицетворение воли и творческого порыва народов Дагестана» (И. Карачайлы-Хубиева, просветитель и общественный деятель карачаевского народа, 1924 г.).



«Д. Коркмасов – олицетворение власти, которой можно безоговорочно доверять» ( профессор К.К. Султанов, 2007 г.). 



Не будет преувеличением сказать, что Дж. Коркмасов был одним из великих дагестанцев, выдающимся революционером, общественно-политическим и государственным деятелем, незаурядным мыслителем и публицистом» ( профессор Магомед Абдуллаев, 2007 г.).



«Я до сих пор не понимал, как в России могла победить революция. Теперь я это понял: большевики только и смогли победить благодаря таким интеллектуалам-руководителям, как Коркмасов› ( член французской делегации МОПР. Из книги И. Керимова «Последний экзамен», 1997 г.).



Великие предки нужны, чтобы гордиться прошлым, выстоять сегодня и надеяться на будущее. Не перестаю восхищаться государственной мудростью, интеллектуальной высотой, политической глубиной, здоровым патриотизмом и абсолютным интернационализмом, человеческой отвагой и созидательной энергетикой Джелал-Эд-Дина Коркмасова. Счастье Дагестана в том, что на самом судьбоносном повороте истории у руля оказался именно Джелал-Эд-Дин Коркмасов – деятель мирового уровня, политик громадного масштаба, человек чести, чистоты, достоинства и масштабности! Наш долг – понять и держать ту высоту, на которую он поднял Дагестан! Не имея счастья общаться с ним, я решил рассказать молодежи о его трагической судьбе в надежде найти среди них новых Коркмасовых, а Дагестан в них сильно нуждается сегодня. Должны же такие быть, ибо жива генетика и память благодарного народа!



Удивительно, но в Махачкале до сих пор не установлен ему памятник! Как понять такое равнодушие и такое политическое презрение? Что дагестанцы знают о создателе и первом руководителе Советской Социалистической Республики Дагестан? Спрашивал многих. Оказалось, что наши знания о великом дагестанце очень скудные. 



А ведь во многом он был и остается первым, уникальным и непревзойденным. Первый из дагестанцев студент знаменитого Сорбонского университета и Высшей школы социологии и антропологии во Франции. Посещал также занятия в Свободном русском университете, организованном в 1901 году в Париже знаменитым русским ученым М.М. Ковалевским. В этом университете преподавали Э. Золя и другие знаменитые французы; он дружил с Анатолем Франсом, Даном Доресом и многими другими писателями и французскими социалистами. Дж. Коркмасов первым создал в Дагестане «Крестьянский центр», был избран депутатом Государственной Думы первого созыва; первым в истории России издал за рубежом газету «Стамбульские новости» на русском языке и вместе с младотурками основал Османскую Социалистическую партию. Вместе с М. Скоковской на русском языке он издал увлекательный «Путеводитель по Константинополю». 



Вернувшись в Дагестан в 1917 году, Дж. Коркмасов вместе со своими соратниками М. Дахадаевым, А. Тахо-Годи, А. Зульфукаровым, С. Габиевым, М. Хизроевым, Х. Закарьяевым основал Дагестанскую Социалистическую группу, возглавил Земельный комитет Дагестанской области под лозунгом «Землю тем, кто ее обрабатывает». Под его председательством проходил первый Аграрный съезд Дагестана, а затем на выборах ( август 1917 г.) он был избран Главой Правительства Дагестанской области.



Октябрьский переворот в России сначала он воспринял негативно, но после ознакомления с «Обращением к мусульманам России» и «Декларацией прав народов России», гарантировавшей право наций на самоопределение, он приветствовал первые декреты РСФСР. В 1918 г. Дж. Коркмасов возглавил Областной временный Военно-революционный комитет, а после его упразднения стал председателем Дагестанского областного совета и одновременно председателем столичного Темир-Хан-Шуринского совета. 



После поражения большевиков на Северном Кавказе Дж. Коркмасов стал председателем Совета обороны Северного Кавказа и Дагестана и одновременно возглавил повстанческую «Армию свободы Дагестана». «Товарищ Коркмасов долго боролся в горах Дагестана, и ему удалось объединить вокруг себя идейных товарищей и создать регулярную армию, сильно отличающуюся от обычных партизанских отрядов. Ура товарищу Коркмасову! Ура вождю Дагестанской Красной Армии! ( А. Смирнов, командующий экспедиционным корпусом Красной Армии). Джелал Коркмасов был первым награжденным (1920 г.) высшим из советских орденов того времени – орденом Боевого Красного Знамени. Вскоре его избрали председателем Дагестанского революционного комитета.



После встречи возглавляемой Дж. Коркмасовым делегации Дагестана с В.И. Лениным 12 февраля 1921 года Президиум ВЦИК создает Особую комиссию по делам Дагестана – Комитет содействия Дагестану и Институт по изучению Дагестана, а сама республика получает из Центра реальную помощь по мануфактуре, транспорту, финансам и т.д. В декабре 1922 года Дж. Коркмасов в составе Комиссии особо уполномоченных (КОУ) вел переговоры от имени РСФСР с делегациями из Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР по выработке Декларации и Союзного договора. Работа Комиссии завершилась образованием СССР.



В те годы в Дагестане быстро развивается морской порт, растет флотилия, организуется и выстраивается здравоохранение, рыбная, стекольная и текстильная промышленность, возводятся заводы и фабрики, строятся дороги и мосты, создается первый авиаотряд, учреждается «Дагнефть»; спланировано строительство Гергебильской ГЭС после согласовании с А. Рыковым – Председателем Правительства СССР. После геологоразведки обнаруживаются в Дагестане большие залежи ртути, нефти, висмута. Распоряжением Дж. Коркмасова (июнь 1920 г.) при ДагРевкоме учреждается специальная секция по охране памятников искусства и старины. Секция обратилась к дагестанцам с воззванием бережно хранить все памятники искусства старины, не допускать разрушения и расхищения древних зданий, мечетей, дворцов и других памятников, имеющих художественно-историческое и научное значение. А в 1926 году за подписью Председателя Совнаркома ДАССР Дж. Коркмасова было специальное постановление об охране памятников старины. Был открыт в Темир-Хан-Шуре Музей народов Дагестана, который позже перевели в Порт- Петровск и который стал Краеведческим музеем Дагестана. В музей Дж. Коркмасов передал молельный коврик наиба Шамиля и другие семейные ценности. Не это ли пример для других, в чьи дома попадают и навеки оседают государственные музейные ценности!? В те годы открываются новые школы и техникумы, направляются на учебу дагестанцы в московские вузы, открывается Постпредство Дагестана в Москве; столицу из Темир-Хан-Шуры переводят в Порт-Петровск, которую переименуют 14 мая 1921 г. в Махачкалу – в честь убитого Махача Дахадаева – соратника и друга Дж. Коркмасова, выдающегося политического деятеля Дагестана. На уровне Дагестана и Москвы принимаются решения о переселении на равнину жителей из малоземельных районов Дагестана за счет федерального фонда, специально созданного для этого. Дагестан принимает голодающих из Поволжья…



Благодаря усилиям Дж. Корк­масова удалось удвоить территорию Дагестана и построить грандиозный оросительный канал имени Октябрьской революции (КОР), где лопата и кирка были основной техникой. Это образец абсолютного трудового героизма народов Дагестана! «Колоссальная и, пожалуй, одна из величайших работ по мелиорации во всей Советской России». (Из отчета Краевого экономического совещания в Ростове-на-Дону 17-19 февраля 1922 г.). В результате первой из республик РСФСР Дагестан заслуженно удостаивается ордена Трудового Красного Знамени. 



По инициативе Дж. Коркмасова созывается первый Учредительный Вседагестанский Съезд Советов, на котором его избирают председателем. На съезде приняли предложенный Дж. Коркмасовым проект Первой Конституции Дагестана. 1 сентября 1920 года в Баку начал работу Первый съезд народов Востока с участием многих стран мира. Дж. Коркмасов был избран в президиум съезда, и вслед за председателем исполкома Коминтерна Г. Е. Зиновьевым выступает и Дж. Коркмасов, где он проявляет себя и как блестящий переводчик, ибо он отлично владел семью языками.



На Съезде был избран руководящий орган – Совет действия – из 7 человек (Дж. Коркмасов в их числе) с широкими полномочиями по внешней политике России в Закавказье, Турции и на Ближнем Востоке.



В 1921 году, будучи еще руководителем Дагестана, Дж. Коркмасов становится Первым советником посла РСФСР в Турции и вместе с наркомом иностранных дел РСФСР Г.В. Чичериным ведет переговоры в Кремле, в итоге которых был подписан первый в истории России московский договор о сотрудничестве и братстве между РСФСР и Турцией. Какое высокое доверие! Высочайшим был его авторитет не только в Дагестане и России. В составе правительственной делегации СССР Дж. Коркмасов принимал участие также в переговорах с Италией, Германией и Францией. По отчету Дж. Коркмасова в 1923 г. состоялась его аудиенция с премьер-министром Италии Бенито Муссолини. В отчете об этом Дж. Коркмасов пишет, что он был принят «в высшей степени предупредительно и корректно». В феврале 1924 г. уже были официально установлены дипломатические отношения между СССР и Италией.



На Чрезвычайную сессию ВЦИК РСФСР приглашалось ограниченное число членов Правительства. Был приглашен также член ВЦИКа РСФСР, пред. СНК ДАССР Дж. Коркмасов. Делегатами от РСФСР были также Каменев, Рыков, Молотов, Енукидзе, Калинин, Рудзутак и другие.



Беспримерным по мужеству и опасным для жизни в те атеистические годы был поступок Дж. Коркмасова, который вернул Хунзахской мечети похищенную из нее реликвию – халат шейха Абу-Муслима. «Друзья» не замедлили донести об этом в Центральную контрольную комиссию в Москву. Вместо покаяния и признания своей «ошибки» Дж. Коркмасов адресовал письмо лично Генсеку И. Сталину о том, что «преследование предметов культа – безнравственно». Какая отвага! Ему об этом напомнят позже, уже в 1937 году. Кстати, Дж. Коркмасов позволял себе публично дискутировать со Сталиным. И отсутствие вознесения «вождя» в его выступлениях тоже припомнят ему позже.



Дж. Коркмасов хорошо знал мировую литературу и философию, был человеком высочайшей образованности и абсолютной честности, дружил со многими выдающимися политическими деятелями, писателями, художниками и философами России, Советского Союза, России, Турции… «Я думаю, что такого человека, как Джелал Коркмасов, образованнейшего и высоконравственного, можно ставить в один ряд с самыми выдающимися личностями ХХ века. Я не сомневаюсь, что со временем история к этому придет. Сейчас имя этого выдающегося человека, крупнейшего ученого и мыслителя, даже боятся упоминать. Но я не боюсь. В своей книге « Культура русского языка» я дважды упоминаю его имя… Его имя должно быть известно всему миру» ( Оболенский С. П., академик Академии наук СССР). Лауреат Нобелевской премии Нансен тоже очень лестно отзывался о Дж. Коркмасове, который ратовал, чтобы дагестанский народ был среди передовых народов мира.



Дж. Коркмасов стремился к тому, чтобы по уровню развития «Дагестан приобщался к самым передовым народам мира» (1927 г.). Поистине высокие и вполне достижимые цели, если бы государственной политикой не стали расстрел талантливых людей тогда и тотальное казнокрадство современными крохоборами. Не нашли ни одного случая доноса Дж. Коркмасова на других, ибо он не участвовал в репрессиях. Есть личности, которые при любых обстоятельствах сохраняют в себе совесть, порядочность и человечность. Таким был Джелал-Эд-Дин Асельдерович – внук деда-муллы Мустафы, воевавшего на стороне Шамиля, сосланного в Сибирь и расстрелянного затем. Поэтому понятно, почему в Дж. Коркмасове был генетический дух свободы и справедливости в сочетании с любовью к Дагестану и России!



В 1931 году Председателя Совнаркома Дагестанской АССР переводят на работу в Москву на работу в Президиум ЦИК СССР на пост заместителя Секретаря совета национальностей, члена Ученого Комитета при ЦИК Союза ССР, члена президиума Бюджетной комиссии СССР, заместителем Всесоюзного Центрального Комитета Нового алфавита. А в 1934 году он возглавил Всесоюзный оргкомитет по подготовке и проведению в СССР 1000-летнего юбилея персидского поэта Фирдоуси.



… На Донском кладбище в Москве (мемориал 1) покоится прах Мейерхольда, Тухачевского, Рютина, Блюхера, Антонова-Овсеенко, Уборевича и других 20 тысяч безвинно расстрелянных ученых, полководцев, политических деятелей Советского Союза. Среди них Дж. Корк­масов и А. Тахо-Годи. 5 октября 2007 года, выступая у этого мемориала, Магомед Юсупов (бывший руководитель Дагестана) сказал, что «Дагестан – это дом, построенный Коркмасовым и его соратниками; остальные пошли за ним…На его плечи легли самые трудные годы борьбы и строительства. Именно непреклонность Джелала Коркмасова сыграла выдающуюся роль в образовании той национальной государственности, которая отстраивала курс на возрождение наций и этносов при органической связи с Россией, которую мы имеем и бережно храним…». Побывал я в недавно открывшемся в Москве «Музее ГУЛАГ». Среди более 60 миллионов расстрелянных и имя Дж. Коркмасова тоже. А в Дагестане до сих пор нет памятника безвинно убиенным не только по нормативам, но и по дополнительным квотам (на 4500 врагов народа запрос Дагестанского обкома ВКП(б) от 26 сентября 1937 г. на имя Сталина). В тот же день просьба на уничтожение дагестанцев была удовлетворена.



… На грязной площади перед зданием Дагестанского университета увидел черную мраморную дощечку с надписью «На этом месте в соответствии с решением Правительства Республики Дагестан от 1988 г. и администрации г. Махачкалы от 22.08.2006 г. будет установлен памятник выдающемуся государственному и общественному деятелю России и Дагестана Джелал-Эд-Дину Асельдеровичу Коркмасову». Прошло 20 лет со дня постановления, а памятник все еще не установлен. Прискорбно! А 9 сентября 2013 г. был еще раз издан Главой РД указ о сооружении памятника Дж. Коркмасову. Годы уходят, а памятника всё еще нет, и вряд ли установят, ибо денег хватает, вероятно, только на совещания, портреты, цитаты, фестивали, концерты и личные дворцы у Каспия, в городе и в аулах.



Имело ли руководство Дагестана за эти двадцать лет моральное и юридическое право устанавливать памятник любому другому дагестанцу без исполнения прежнего своего же решения? Нет стыда у власти, а их легкомысленные постановления превращаются в издевательство над историей и памятью Дагестана.



Уверен, что в библиотеках школ, техникумов, университетов, аулов, районов и городов Дагестана нет книг Дж. Коркмасова и книг о нем. Во всяком случае, я не нашел их. Единственное, что удалось прочитать в Национальной библиотеке Дагестана – материалы научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения Дж. Коркмасова (Махачкала, 2009 г.).



Хочется, чтобы Дагестан стал притягательным для умных, мудрых и созидающих людей со всего мира! Хочется, чтобы мы помнили и чтили завещание Джелал-Эд-Дина Коркмасова – быть всегда на высоте! НЕ ОТСТАВАТЬ – вот лейтмотив его воззваний и всей его короткой жизни! И через тысячелетия мысли и деяния Дж. Коркмасова будут вдохновлять сердца дагестанцев, побуждая нас к бескорыстному и вдохновенному служению Дагестану и России!



В заключение статьи позволю привести краткие выдержки из знаменитого доклада Дж. Коркмасова «Семь лет борьбы и строительства»:



«Сегодня, когда мы в нашем строительстве уже значительно продвинулись и окрепли, нам недостаточно сравнения нашего настоящего положения с нашим прошлым; мы должны оглянуться по сторонам и сравнить себя с другими частями Союза. Мы уже можем и мы должны оглянуться по сторонам. Это необходимо для устранения диспропорции; мы должны проверить себя и по горизонтали, и по вертикали. Метод сравнения нашего движения, нашего развития с движением и развитием других частей Союза нам нужно вести теперь как обязательный. Мы должны быть все время начеку, чтобы не отстать, все время быть уверенными, что нагоняем ушедших вперед. Сравнивать себя с другими частями Союза, должны выровняться по промышленности центра, работать, сравнивать и снова работать, наполненные одной мыслью, одним стремлением – не отставать. Только так Дагестан получит свое новое лицо и не скатится в какой-нибудь темный закоулок, а ныне – и в экономическом, и культурном отношении – Дагестан приобщается к самым передовым народам мира! В своем национальном освобождении он интернационализируется этим приобщением. На основе самодеятельности и самоуправления, твердо укрепляясь, Дагестан, поднимает свое новое лицо, весь наполненный мыслью, одним стремлением – НЕ ОТСТАВАТЬ!» Это было в 1927 году! Разве это не воспринимается как завещание Джелал-Эд-Дина Коркмасова всем нам?



Сильно был бы разочарован Дж. Коркмасов сегодня, узнав, что Дагестан сегодня – дотационная республика. И был бы он в глубочайшем разочаровании, увидев дворцы чиновников в городах, аулах и на берегу Каспия. Дагестан растерял и продолжает, к сожалению, терять дух созидания сильной, развитой, интеллектуальной и самодостаточной республики, равной с развитыми республиками и странами. А ведь возможности есть колоссальные, если бы руководители заботились не о своих карманах и благополучии своих детей, а стали бы бескорыстно служить Дагестану, как это делал Дж. Коркмасов.



Последние дополнения. «Когда думаешь об идеале просвещенного дагестанца, о ценностном императиве духовного взросления, который во многом определил самочувствие нашей многонациональной культуры, то вспоминаешь Коркмасова». И когда сегодня власть шельмует в Дагестане независимые от нее СМИ, то хочется им рекомендовать брошюру Дж. Коркмасова «Роль и значение печати в Дагестане» ( 1926 г.), ибо, по выражению знаменитого историка-профессора Расула Магомедова, для Дж. Коркмасова «главным было не выбрасывание, а накопление ценностей».



В книге «Дагестан» ( Госиздат, 1925 г.) Н. Эфендиев ( Самурский) писал о том, что «литературы и науки на аварском, даргинском, лакском и кумыкском языках нет и никогда не будет, ибо создавать ее для нескольких тысяч человек нет расчета, гораздо проще научить эти несколько тысяч какому-либо культурному языку». Но Дж. Коркмасов был деятелем диаметрально противоположных взглядов: «Если мы оглянемся назад в прошлое, а это мы должны сделать для настоящего, то увидим, что в Дагестане устное и писаное слово всегда имело огромное значение. «Чернила ученого столь же достойны уважения, как и кровь мученика». «Рай столько же существует для тех, кто владеет пером, сколько для тех, кто пал от меча». Эти изречения, связанные с исламом, распространены у нас в Дагестане. И действительно, в нашей истории устное и письменное слово идет рядом с мечом и сражается на том же фронте. Исторически устное слово у нас пульсирует вместе со всей жизнью страны. Оно поднимается и падает вместе с ней, отражая все этапы развития. «Вся политика, во всех ее проявлениях, подвергалась обсуждению, критике, осмеянию со стороны народа. Если бы нам удалось собрать хотя бы только песни за эту эпоху, мы получили бы ценнейший и богатейший материал для истории». Предвкушаю радость каждого дагестанца, которому еще предстоит открывать для себя Дж. Коркмасова!



… Давно хотелось мне написать о Дж. Коркмасове, но боялся, что мое слово будет поверхностным, мозаичным и не соответствующим эпохальной высоте этой личности. Эти сомнения не покидают меня даже сейчас. Более того, есть ощущение, что мы наказаны историей за свое беспамятство и за наше гражданское равнодушие к тем, кто с честью служил Дагестану, России, Советскому Союзу, Турции… Мои старания постигнуть Дж. Коркмасова были искренними, не конъюнктурными. Прихожу к выводу о необходимости серьезного исследования биографии, мыслей, деяний и эпохи Дж. Коркмасова. Нужно бы создать в Дагестане исторический музей с целью сбережения памяти и правды о политическом прошлом, ибо без этого сложно ориентироваться в прогнозах на будущее. Надо бы издать книгу о Дж. Коркмасове в рамках ЖЗЛ.



Без памяти народ неуклонно превращается в население без исторической перспективы. Нужно искать новых Коркмасовых и Данияловых, чтобы спасти Дагестан!



 

Магомед Абдулхабиров