Осман Генжеев: «Я хочу, чтобы дети научились мыслить самостоятельно»

   

Пятница, 06.04.2018г. — «ЁЛДАШ».


Беседа с Османом Генжеевым началась с его поздравления со 100-летием в адрес газеты «Ёлдаш». Потом плавно перетекла в шахматы, воспоминания… А тем временем дети шахматного факультатива параллельно с интервью решали задачки и играли шахматные партии. Иногда от преподавателя слышалось: «Ребята, встречаемся со следующей недели в 5 кабинете». Беседа была интересной, однако оценку ей дать может только читатель.



 Жизнь как шахматная партия


 

– Добрый день, Осман. Мы вторглись в ваше пространство, чтобы рассказать читателям о вас и вашей деятельности. Расскажите немного о себе.



– Я родился в Махачкале. По образованию оценщик недвижимости. Но в силу обстоятельств поменял специальность. В образовательной сфере второй год. Преподаю шахматы.


– А почему именно шахматы?



– Шахматами я увлекался еще в детстве, с 8 лет. И вот поступило предложение обучать им.



Если говорить о себе, у меня был разряд кандидата в мастера спорта по шахматам. Был, потому что давно не участвовал в турнирах.


– Научиться играть в шахматы можно в любом возрасте?



– Научиться играть никогда не поздно. В своей практике я часто удивляюсь ученикам, которые могут прийти утром на шахматы и уйти вечером.


– Практика преподавания шахмат в лицей №22 пришла вместе с вами?



– И до меня был факультатив, однако длительное время был перерыв. С моим приходом занятия возобновились.


– А меня научите играть?



– Никаких проблем. Обязательно научим. В первую очередь надо научиться правильно ходить шахматными фигурами.


– Как шахматы влияют на образовательный процесс?



– В основном шахматы преподают с 1-го по 4-й класс. Шахматы хотят ввести во всеобуч, потому что они положительно влияют на успеваемость учеников. Шахматы, помимо самой игры, развивают логику, мышление, память и внимание. Они учат ребенка думать на 2-3 хода вперед. И очень важно научить ребенка строить краткосрочные планы для того, чтобы выиграть партию.



В Ростовской области отмечают рост успеваемости, где есть своя программа преподавания шахмат, которая существует на протяжении 6 лет.



Шахматы положительно влияют на развитие математических способностей. Они позволяют оценить, какая фигура важнее во время размена фигур, кто из игроков получает материальное, позиционное и пространственное преимущество.



Учиться по программе, посещать факультатив – это одно, а играть на серьезных турнирах – это совсем другое. Чтобы хорошо играть, нужно больше практики. Причем играть надо не с одним соперником, а с разными. Важно, чтобы соперник был одновременно сильнее тебя и твоего уровня. Если человек сядет играть с гроссмейстером, то он, конечно же, проиграет. И, наоборот, если соперник будет слабее, то это будет лёгкая победа, а значит развития нет.



Когда я начинал играть в шахматы, я не знал никакой теории. Меня научили играть отец с дядей. Дядя Абдул-Муслим Генжеев был одним из ведущих шахматистов Дагестана. Играл с ними, с ребятами во дворе. Проводили свои чемпионаты, если их так можно назвать. Но благодаря этому я получил большой опыт. В турнирах начал участвовать с 13 лет. И вы знаете, там не было ограничений в возрасте, моим соперником мог быть взрослый человек.




– Что значит быть молодым преподавателем?



– Если бы мне кто-нибудь сказал, что я буду преподавать в школе, то я бы не поверил. Это было неожиданностью и для меня. Сначала было непривычно, а теперь, как говорится, втянулся. Сперва я вёл занятия только в первых и во вторых классах, а теперь с первого по шестой. Не могу не выразить благодарности руководству школы №22 во главе с директором Саламат Анатовой за оказанное доверие быть педагогом.


– Какова динамика в освоении шахмат у ваших учеников?



– Положительная динамика есть. Мои ученики приняли участие в городском турнире среди школ. Были и победы, и поражения. Есть куда стремиться. Вы знаете, приятно, показывая на демонстрационной доске очередную задачку, например, поставить форсированный мат в два хода. Кто-то находит первый ход, и пока он его демонстрирует, другой находит второй. И с выкриками и поднятой рукой они буквально летят к доске, чтобы решить задачу. Я люблю общаться с детьми, объяснять им новый материал. Я не только играл, но и занимался по книгам. Кстати, моим учителем был международный гроссмейстер Джакай Джакаев. Мы занимались индивидуально. Благодаря ему я получил бесценный опыт. На тот момент еще не было Дома шахмат. Правда, уже в 2004 году он открылся. На открытии был сам Анатолий Карпов. Он давал сеанс одновременной игры. Мне посчастливилось сыграть с ним. Естественно, я проиграл. Но это были эмоции, это был опыт.


– Вы смотрите на своих воспитанников, видите их шаги, успехи и поражения. Понятно, что в школах не ставится задача вырастить гроссмейстера, однако, имея большой опыт, вы можете разглядеть в ком-то из них настоящего игрока, а возможно, и будущего гроссмейстера?



– Безусловно. Много толковых детей. Но занятий в школе недостаточно, нужно заниматься еще и в шахматной школе им. Карпова, тогда и результаты не заставят себя ждать. Во-первых, там опытные педагоги, во-вторых, узкая специализация. Конечно, в шахматной школе уровень игроков намного выше. Вот, например, двое из моих учеников Муслим и Ислам (ученики 4-го и 6-го классов) играют на уровне 4-го разряда. Есть и другие ребята. Нет ничего невозможного, и стремление может привести их к цели – стать хорошими шахматистами.


– Кого больше среди ваших учеников – мальчиков или девочек?



– Есть некоторая тенденция, что мальчиков больше, чем девочек. Скорее всего, это из-за особенностей менталитета дагестанцев. И в мое время было также, во всех турнирах мужчин было больше, чем женщин. Хотя, вы знаете, если говорить про дагестанских игроков, то у нас есть девушки, которые стали кандидатами в мастера спорта, мастерами спорта. Например, в 2008 году дагестанка Ума Дибирова стала чемпионкой Европы по шахматам среди девушек до 15 лет. Это лишь один случай, всплывающий в памяти.


– Насколько популярны шахматы в Дагестане?



– Уже прослеживается положительная динамика, шахматы становятся всё популярнее. В Дагестане есть два международных гроссмейстера – Джакай Джакаев и Магарам Магомедов. Популяризация шахмат в республике – заслуга в первую очередь руководства шахматной школы им. А. Карпова, а также Комитета по спорту, туризму и делам молодежи Администрации города Махачкалы. В Дагестане есть потенциал для развития шахмат, несмотря на то, что у нас преобладают силовые виды спорта. Вместе со мной учился парень, который занимался дзюдо и параллельно играл в шахматы, и так же, как и я, был кандидатом в мастера спорта по шахматам.


– Есть ли связь вашей школы-лицея №22 с Домом шахмат?



– Прямой связи нет. Разве что оттуда я был направлен как преподаватель шахмат.


– Какую литературу вы используете для своей деятельности?



– В основном это проверенные временем книги, среди них учебник Виктора Пожарского, учебник гроссмейстера Николая Калиниченко в качестве дополнительного материала. Я больше опираюсь на методику Игоря Сухина. Но идти строго по ней, на мой взгляд, будет не совсем верно, если учесть тот момент, что у меня факультатив и дисциплина носят рекомендательный характер.


– Очень хорошо, что вы затронули тему методик преподавания шахмат. Работаете ли вы над своей методикой преподавания шахмат в школе?



– Говорить о своей методике рано. Я сторонник симбиоза методик. Все-таки их разрабатывали знающие люди. Стараюсь разговаривать с детьми на языке шахмат, чтобы они привыкали. Объясняю такие вещи, как отвлечение, завлечение, жертва с угрозой, прием вилка в шахматной партии. Я всегда говорю детям, что просто приходить на уроки, недостаточно. Я ставлю перед собой задачу не только научить их играть в шахматы. Я хочу, чтобы они научились мыслить самостоятельно хотя бы на 2-3 хода вперёд. И это касается не только шахмат. Советую детям записывать свои шахматные партии, чтобы в дальнейшем их проанализировать. Это хорошая практика из личного опыта.


– Нужно ли вводить шахматы в обязательную школьную программу?



– На мой взгляд, на данный момент нет. Во-первых, нет соответствующих кадров. В Минобре РФ только хотят начать подготовку специалистов из числа учителей школ. В регионах с этим есть небольшая проблема. Потому что есть дети, которым нравятся шахматы и они хотят играть, а есть те, кому это неинтересно. Это игровая дисциплина, детей много, пока все возьмут одинаковую планку, кому-то может стать скучно. Это ведь дети. Но практика всеобуча есть. Если будет выработана чёткая программма и будут готовые специалисты, то почему бы и нет?


 

Я кумык


 

– Вы родились в Махачкале, но родом из с. Гели Карабудахкентского района. Владеете ли вы родным языком?



– В школе родной язык нам преподавали в начальной школе. Кумыкский язык я узнал благодаря моей бабушке. Когда она была жива, в нашей семье часто звучала кумыкская речь. Если я и читал что-то на кумыкском языке, так это страницы газеты «Ёлдаш». Сейчас буду практиковать чтение чаще.


– Изучали ли вы историю вашего села? Как часто бываете в родных местах?



– К сожалению, живых родственников в селе не осталось. Бываю там только на кладбище. Все родственники в основном в Махачкале. Стараюсь узнать больше о своем роде. Если мне кто-то поможет найти книги о моём селении Гели, я буду только рад.


– Постараемся в этом помочь.


Наша справка:

 

Осман Магомедрасулович Генжеев родился 21 мая 1990 года в Махачкале. Учился в школе №8 города Махачкалы. В 2006 году закончил экстерном гимназию №13. В том же году поступил в ДГТУ на архитектурно-строительный факультет по специальности «экспертиза и управление недвижимостью». В 2011 году окончил вуз. В 2017 году был слушателем Школы гражданской журналистики. С 2016 года преподает шахматы.