Парадокс Шейит-Ханум Алишевой


 Пятница, 23.03.2018г. — «Ёлдаш» газет

  


В культурно-выставочном центре Национального музея Республики Дагестан им. Тахо-Годи состоялась персональная выставка графики Шейит-Ханум Алишевой «Рисовала – не лица…».



Шейит-Ханум известна в Дагестане и за его пределами как талантливая, яркая поэтесса. Она народный поэт Дагестана, признана и любима своим народом.



Её поэзия завораживает страстью, покоряет любовью к жизни, искренностью и открытостью.



Её поэзия — целый мир, вселенная, в которой она безраздельно «царствует» и живёт, увлекает с собой всех, кто хоть раз имел возможность прикоснуться к её творчеству. Она цельная личность, целеустремленная, полная творческой энергии и замыслов в бесконечной самореализации через слово, художественное слово…



Это парадокс Шейит-Ханум Алишевой?!



Что такого может быть «невыразимого» словом, что Шейит-Ханум решилась на самовыражение в изобразительном искусстве… да ещё в искусстве абстракции. Вернее у неё созрела потребность выражения своего мироощущения через рисунок.., и в результате мы свидетели настоящей выставки, на которой презентована графика, исполненная в разной технике, – гуашью, акварелью, карандашом и даже ручкой, фломастером.



Надо сказать, что искусством абстракции (есть примеры) увлекаются многие представители творческих направлений, в том числе и поэты.



И Шейит-Ханум Алишева не является исключением. Те, кто пришёл на выставку, приходят к мнению, что Шейит-Ханум Алишева   свободна в выражении своего Я, того, как она воспринимает многообразие этого и воображаемого мира, как легко ей удаётся запечатлеть своё мироощущение на бумаге, которое, как, вероятно, она считает, нужно выразить не словом, а рисунком.



Это новая грань её таланта большого художника. В целом, надо признать, работы, представленные на выставке, талантливы, как талантлива во всём и сама Шейит-Ханум Алишева.



И так думают многие, кто знаком с её поэзией и творчеством в изобразительном искусстве, кто выступал на настоящей выставке графики.



Вот что говорит Джамиля Дагирова, куратор выставки и заместитель директора Национального музея Республики Дагестан им. Тахо-Годи: «Мы понимаем лучше и её сложную, но интересную жизнь, и главное, её поэзию… Нет, её графика – это поэзия, а поэзия – это её картины…».



Может быть.



А вот что говорит на выставке Татьяна Петенина, искусствовед, и ранее в статье «Другое пространство Шейит-Ханум» в журнале 2011 года: «… Поэт Алишева – талантливый художник. Графика Шейит-Ханум – не иллюстрации к её поэтическим текстам, а рассказ о том же, главном, языком линий и цвета…»



Только у меня лично цельность восприятия Шейит-Ханум Алишевой как поэта раздваивается, размывается. Трудно, вспоминая её стихи, гармонично дополнять это визуальным погружением в содержимое и суть её рисунков. Всё же это другое, отличное от того, что она пишет. Скорее всего, это другой ракурс, некое другое видение «необъяснимого» словами, того, что властвует в нашем подсознании и стремится вырваться наружу, то, что и сам автор рисунков не всегда может объяснить словами, а только чувствовать, пытаясь передать этот калейдоскоп в своих рисунках.



Так что парадокс Шейит-Ханум ждёт своего объяснения «необъяснимого».



И, как утверждают искусствоведы, абстракция, доведя до логической изобразительности абстрактный метод, должна была открыть дорогу вот этому «необъяснимому», но время показало невозможность этого по причине условности формального языка, а также неподготовленности зрителя воспринять этот язык. Думаю, я один из них.



Что же обо всём этом думают наши читатели, мы хотели бы узнать в следующих номерах нашей газеты после посещения ими выставки Шейит-Ханум Алишевой, народного поэта Дагестана и художника-графика.