Имя, известное в нашей республике и за её пределами

   


К 70-летию скульптора Али-Гаджи Сайгидова

 


Имя Али-Гаджи широко известно в нашей республике и за её пределами. Он скульптор от бога, выросший не только на классических традициях, идущих от античности, но испытавший и влияние модернизма. Его мемориальные композиции и камерные произведения углубляют наши представления о дагестанской пластике. Искусство Али-Гаджи носит новаторский характер, сочетая в себе традиции и современность. Его учитель по Институту живописи и архитектуре им. Е.И. Репина академик В.Б. Пинчук писал, что искусство Али-Гаджи во многом искусство первооткрывателя, но оно тесно связано с культурой предшествующих эпох. Он первый вписал буквы в книгу «Современная пластика Дагестана».



Творчеству Али-Гаджи посвятили свои статьи и интервью искусствоведы и деятели культуры С. Исрапилова, И. Петросов, А. Валуйский, З. Джандарова, Е. Андреева, А. Мехтиханов, Х. Абдулгапуров и другие.



Али-Гаджи родился в 1948 году в знаменитом селении Салта Гунибского района в семье учителя. После окончания службы в армии учился в художественном училище им. М. Джемала, некоторое время преподавал там же. 1976-1982 гг. – годы учёбы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина – явились годами окончательного формирования его эстетических взглядов и редкостного таланта ваятеля под руководством академика, профессора, народного художника СССР Вениамина Борисовича Пинчука. В 1982 году Али-Гаджи был принят в Союз художников СССР.



Выставки его произведений прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Нальчике, Ростове-на-Дону, Баку, Ташкенте, Махачкале. Али-Гаджи – заслуженный художник Дагестана и России, лауреат государственных премий республики, в 1989 году получил серебряную медаль на биеннале Прикаспийских республик за скульптуру «Трагедия Сабра и Шатилы» (Баку), посвящённую трагедии Палестины.



Среди его произведений памятники С.-С. Казбекову (с. Ботаюрт, 1985), павшим медикам (перед медколледжем, Махачкала, 1989), Шамилю в бронзе (с. Гимры, 1988), поэту Батыраю (Избербаш, 2001), Герою Советского Союза М. Гаджиеву, русской интеллигенции (Махачкала, 2006), «Белые журавли» (Цада, 2007), Й. Казаку (Махачкала, 2008), генералу Танкаеву (Махачкала, 2009), У.Черкесову, профессору А.Магомедову, обелиски в честь 200-летия Николая Ивановича Пирогова (с. Салта, 2011), генералу А.Н.Чеченскому (Псковская область, район Беженицы), мемориальные комплексы героям трёх войн (Салта, 1992), «Аллея имамов» ( Гимры, 2001), горельефы имаму Шамилю (Махачкала, проспект его имени), «Рыбаки Каспия», классикам дагестанской литературы (на фасаде Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова), Р. Гамзатову (на въезде на Гунибскую ГЭС).



Произведения Али-Гаджи Сайгидова хранятся в дирекции художественных выставок Минкультуры России (Москва, художественный фонд России), ДМИИ им. П. Гамзатовой, в частных коллекциях.



Скульптуры, горельефы, посвященные историческим лицам, современникам, выполнены в основном в реалистическом ключе, а обелиски, мемориальные комплексы, а также символические фигурки, посвящённые вечным темам – материнства, добра и зла, любви и ненависти, выполнены в модернистском плане.



Будучи одним из оригинальных мастеров нашего времени, Али-Гаджи избегает расхожих тематических и интерпретационных образцов, присущих официальному искусству, для него характерна новая интерпретация традиционных тем. Такими, к примеру, стали его произведения «Русской интеллигенции» в Махачкале, «Христос и грешники».



Я против взглядов тех, кто подлинно реалистическое искусство считает прямолинейным, примитивным. Разве можно считать примитивными реалистические творения Огюста Родена «Граждане Кале», «Мыслитель» или же созданный им же в романтическом ключе памятник «Вечная весна»? Одновременно пытаюсь понять абстрактные произведения модернистского искусства, а оно у Али-Гаджи занимает значительное место. Обращаясь в мир вещей, символов, абстрактных форм, оно словно обретает творческую свободу и вызывает у человека потребность домыслить тот или иной образ. Это домысливание может быть разнообразным в зависимости от названия пластики, здесь сказываются жизненный опыт, сила воображения человека.



В этом плане Али-Гаджи создал произведения, содержащие трагическую страстность и глубокое философское звучание: «Христос и грешники», «Распятие», «Троица», «Афганская трагедия», «Трагедия Сабра и Шатилы», триптих «Палестинская трагедия», «Скорбящая», «Скорбь», «Реквием», обелиск, посвящённый Н.И. Пирогову, и многие другие.



Как видим из названий этих произведений, они навеяны трагическими событиями, произошедшими у нас и за пределами нашей страны, и пронизаны чувством глубокой скорби. Произведения выполнены в гипсе, в бронзе, в сплаве с использованием различных побочных материалов.



Искусствовед Е. Алексеева в своё время писала в газете «Дагестанская правда» о том, что «скульптура требует не только специальной подготовки, но и большой работы души, особенной внутренней чистоты и бескорыстия». Эти качества, по её справедливому мнению, присущи творениям Али-Гаджи.



Одним из замечательных образцов такой пластики является памятник Йырчи Казаку, выполненный в нетрафаретной, оригинальной манере.



Обычно бюсты, памятники в рост историческим деятелям, поэтам у нас устанавливают на высоком постаменте. Али-Гаджи отобразил Й. Казака в национальной одежде, папахе, сидящим на выступе могучего дерева, видимо, олицетворяющего идущие от народа истоки его таланта, опирающегося локтем правой руки на могучую его ветвь и на вертикально стоящий кумуз. Правый рукав его кафтана слегка засучен, словно поэт собирается играть.



Взгляд его сосредоточен. А в передней части постамента представлен отрывок из стихотворения о злодеяниях князей в переводе профессора ДГУ К.Г. Ханмурзаева.



Памятник Й. Казаку был установлен десять лет назад. Этому событию предшествовали восемь лет хлопот представителей интеллигенции, скульптора, а также архитектора З. Муртаева по созданию памятника.



Путь Али-Гаджи не был усыпан розами, ему пришлось пройти сквозь огонь, воду и медные трубы, чтобы добиться признания своих заслуг. Достаточно сказать, что в 1997 году был взорван великолепный бронзовый памятник имаму Шамилю, установленный в 1988 году в селении Гимры. Позже был демонтирован памятник «Мать и дитя», установленный на проспекте Р. Гамзатова около путепровода в Каспийск, выполненный в стиле модерн. Теперь там стоит бюст Петра I.



Но Али-Гаджи Сайгидов не падает духом, он полон творческих сил. В настоящее время скульптор завершает монументальный памятник «Матери Дагестана», который будет установлен на площади им В.И. Ленина в Махачкале.



В этом году скульптору исполняется 70 лет .



В преддверии юбилея мы желаем ему крепкого здоровья и новых свершений во благо дагестанского искусства.


 


А.-К.Ю. Абдуллатипов,


заслуженный деятель науки РД и РФ,


доктор филологических наук,


профессор ДГУ