Вопрос о том, не одно ли это и то же, возник не только у меня. Некоторая неясность не давала покоя: почему человечность и любовь к человечеству — вещи несовместимые? Да и просто зачем различать эти понятия? После бесед со своими друзьями и долгих размышлений получилось уловить тонкую грань, которую достаточно тяжело прочувствовать, потому что эти понятия очень схожи между собой. И на первый взгляд одно вытекает из другого. Что ж, попробуем проникнуть внутрь этих понятий.
На одной чаше весов — человечность, на другой — любовь к человечеству.
Человечность, или гуманность, – человеческое отношение к окружающим. Например, поступить по-человечески, то есть обдуманно, взвешенно, без вреда для окружающих. Здесь также необходимо подчеркнуть, что данное понятие введено общественным мнением и, следовательно, является моральным качеством, которым должна обладать каждая личность. То есть человечность – это норма, диктуемая обществом, которая, исходя из нравственности, должна быть присуща каждому, независимо от возраста, статуса, престижа.
Человечность – это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима, без оглядки на его достоинства, возможности и социальное положение; умение прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих, отказ от осуждения. Это есть черта интеллигентного, воспитанного человека.
Любовь к человечеству — это духовная черта, которая дана с рождения. Любовь к человечеству — это умение найти в самой злой, желчной личности положительные человеческие качества. Хорошим примером являются фильмы о злодеях, которых показывают с положительной стороны, делая их героями. Но здесь дело не в фильмах, а в тех, кто их создает, то есть режиссерах, которые любят человечество во всех своих проявлениях.
Человечность — это качество, которое человек проявляет с точки зрения уважительного отношения к тем, кто его окружает. То есть личность отдает себе отчет в том, что относится к другому по-человечески, исходя из того, что он тоже человек. Но это не значит полностью принимать его таким, какой он есть.
Многие могут не согласиться с этим различием. Да, действительно, много лет назад этого разделения вовсе не было. Оно появилось недавно. И снова говорим о том, что многое стало отходить на второй план. Это призыв вновь их возвращать. О нравственности, морали можно говорить бесконечно, рассматривая простую жизненную ситуацию. Стоит задумываться о будущем. Будущее — это наши дети, если мы собственноручно отбрасываем то, на чем строится здоровое поколение, то в результате мы получим сломленное будущее. И пусть это будет немного жестко, но все же сегодня, когда смотришь на детей, сердце кровью обливается. Многие родители чрезмерно балуют их. Да, дети — это сокровище, и целый мир не жалко подарить им, но ведь это делается, чтобы они просто не мешали заниматься какими-то своими делами. Как в одной песне поется: «…Раньше у нас было время, теперь у нас есть дела…» Куда мы продали свое время, да и почему мы его продаем? Ведь такое занятие «своими делами» и губит любовь к человечеству. Дефицит простых дружеских и родных объятий, неумение радоваться счастью других, но при этом быть человечным, воспринимать как некоторое должное.
Можно быть человечным, но не любить человечество. Любить своих близких, но не любить всех на свете. И не каждый человек способен на такое отношение к людям – любить всех. И знаете, есть у кого поучиться этому, это, в первую очередь, люди с ограниченными возможностями, которые полны жизни и как светлый миг в нашем мире. Они такие же, как и мы, но они совершенно другие, они по-другому смотрят на этот мир, по-другому живут, и эта их внутренняя сила способна осветить самое темное помещение.
Все еще не ясно, что такое человечность и любовь к человечеству? Что ж, подведем черту: человечность – это нормы морали, этикета, которые необходимы обществу, как вода организму; любовь к человечеству – это способность человека любить весь мир, находить в самых темных его уголках доброе, светлое, чудесное и кричать о том, что люди прекрасны.
А вот теперь стоит задуматься: мы человечны или мы любим человечество? И можем ли мы совместить в себе и то и другое в современных условиях отношений людей друг к другу. Когда за окном не смотрят, кто ты, и убивают, когда так неспокойно, здесь речь не идет конкретно о Дагестане, о мире в целом. Да и просто готовы ли мы полюбить все человечество таким, какое оно сейчас есть, или нам все же сохранять позицию «человечность»?
М. САЛИХОВА.