Вновь взяться за эту тему меня заставило недавнее резонансное заявление спикера дагестанского парламента Х. Шихсаидова о необходимости положить конец процессу по переименованию улиц в Махачкале и других городах республики. На мой взгляд, прозвучало вполне мотивированное требование об исторической корректности и справедливости практики именований и переименований, проведения в республике гласной и четко выверенной исторической политики. Ибо складывающаяся в постперестроечные годы практика именований и особенно переименований наглядно свидетельствует об её отсутствии в этом важном деле вообще.
И далеко не случаен тот факт, что на вчерашней сессии дагестанского парламента Хизри Исаевичем был внесен законопроект “Об увековечении памяти выдающихся деятелей, заслуженных лиц, а также исторических событий и памятных дат в Республике Дагестан”. Он будет опубликован для всенародного обсуждения.
За истекшие годы на страницах республиканских газет мною было опубликовано немало статей на эту злободневную тему. Позволю вновь вернуться к своим прежним размышлениям и предложениям.
Практика переименований улиц и целых населенных пунктов в нашей республике, и в первую очередь в ее столице, со всей отчетливостью проявляет не только недостатки исторической политики прошлых десятилетий, но и подчас нашу неподготовленность компетентно и своевременно решать возникающие вопросы. Отсутствие четко выверенной и взвешенной политики в столь щепетильной и сложной сфере общественных отношений и сознания может заложить основы для непростых социально-идеологических конфликтов. Oтзвуки которых слышны до сих пор.
Многие, наверное, помнят, как неоднозначно воспринималось в общественно-гражданском сознании решение городской администрации, когда одним росчерком пера были переименованы четыре главные магистральные улицы Махачкалы. Настораживало граждан и то, что на их глазах разворачивалось своеобразное состязание: какой из разбогатевших на «прихватизации» тухумов больше всех увековечит память своих знаменитых предков в названиях улиц столицы. Временами доходило до открытых столкновений, судебных тяжб граждански активных махачкалинцев с «патриотами» своих тухумов, вопреки общественному мнению протолкнувших решение администрации о переименовании очередной улицы города в память своего предка.
В этой связи позволю себе высказать ряд соображений.
Мне не приходилось встречать людей, которые одобряли бы бесконечные переименования улиц, площадей, городов. Хотя в нашей стране это широко практиковалось и практикуется по сей день. Этому мы обязаны большевистской власти, переименовавшей Темир-Хан-Шуру – в Буйнакск, Порт-Петровск (Анжикала) – в Махачкалу, Уллу Бойнак – в Уллубийаул, Чирюрт – в Кизилюрт. А исторический Эндирей, столица Султан-Мута Славного, до начала 90-х годов ХХ века носило наименование Андрейаул. Известно также из исторических источников времен гражданской войны в Дагестане, что город наш недолгое время носил свое историческое название Анжикала (1918 г.), а после также короткое время – название Шамилькала. В 1920 г. в Дагестане была установлена советская власть и город переименовали в Махачкалу.
Как хорошо, что эта «мода» в Дагестане не получила тогда своего дальнейшего развития и мы не потеряли Таргу (а ведь в 1960-е годы были предприняты попытки демонтажа шаухальской столицы и переноса ее на место, где ныне находится т.н. «Пятый поселок»). Этого не случилось потому, что жители стали тогда горой за свой «гуннский город Таргу», Дербент остался Дербентом, Хасавюрт – Хасавюртом, Хунзах, Ахты, Кумух сохранили свои исторические названия.
Мне не приходилось читать, чтобы во Франции, Германии, Англии, Испании, Турции и других странах когда-либо меняли названия городов. В этой связи вспомнилась из истории такая подробность: в Древнем Египте больше всего боялись, что кто-то сотрет имя усопшего на саркофаге. Это, по их представлениям, означало, что без имени человек предстанет в царстве теней никем, утратит свою сущность.
Я часто думаю о том, что переименование сделалось удобной сферой приложения праздных умов. Великая культурная ценность, будь то строившаяся столетие мечеть или название древней местности (как Уллу Бойнак, например), может оказаться беспомощной, беззащитной перед росчерком пера недомыслия.
Я не скажу, что переименовывать всегда и во всех случаях предосудительно. В большом и бурно разрастающемся городе, как наша столица, или во вновь отстраиваемых городах, как Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Южно-Сухокумск, центральные улицы носят одни и те же названия, а на окраине — стандартные (махачкалинские, хунзахские, эрпелинские, дачные, южные и т.д.). Кто же возразит против того, чтобы этим улицам дать другие названия, говорящие что-то памяти, уму и сердцу?
Самый разумный в этой области путь – воздерживаться от переименований, а именовать новые улицы, новые объекты. Принципиально также важно, чтобы обращения потомков того или иного усопшего увековечить память их предка рассматривались по истечении 10-15 лет. Может, тогда легче будет преодолеть «прессинг» лоббистов тухумов. Такая практика существует во многих странах.
Теперь, что касается конкретно практики переименований и увековечения. Она во многом складывается, на мой взгляд, спонтанно, в зависимости от сложившейся конъюнктуры и юбилейных притязаний тех или иных этнополитических элит. Причем именно эти группы решают, чью память увековечить и какую улицу или проспект по такому случаю переименовать. С общественностью при этом никто не советуется.
Я, как и другие, убежден, что вопросы, связанные с названиями, имеют непосредственное отношение к восстановлению истины и исторической справедливости, возрождению исторической памяти, национального самосознания и культуры наших народов. Наши предки верили, что, пока живо имя человека в памяти его потомков, бессмертен и он сам.
Если с этой точки зрения провести ревизию названий улиц нашей столицы, то приходишь к неутешительному выводу: за прошедшие десятилетия было сделано все, чтобы мы себя в этом городе почувствовали «инородцами». И отныне предстоит многое сделать, чтобы воссоздать в Махачкале свою этнотопонимическую городскую среду.
Следует подумать о том, чтобы вместо имен, ничего не говорящих ни уму, ни сердцу, ни памяти горожан, дать улицам города имена наших выдающихся предков, знаменитых представителей рода шаухалов Тарковских – родоначальника династии тарковских шаухалов Чопан-шаухала Тарковского, героев Караманского сражения 1605 года Адиль-Герея Первого, Султан-Мута Эндиреевского, правителей Сурхай-шаухала Тарковского, шаухала Адиль-Герея, полковника, князя Нух-Бека Тарковского; известного на всем мусульманском Востоке поэта, литературоведа Али-Кули Хана Валиха Дагестани (Иран, Индия, XVIII в.), Умму Камала (XV век) и др.
Хочу, чтобы меня поняли правильно, я не против увековечения в названиях улиц имен и подвигов наших армейских генералов, но мне и всем нашим гражданам важно знать, по какому принципу это делается. Например, ныне покойный боевой офицер, полковник П. С. Телякавов в разговоре со мной поделился, что обратился в соответствующие инстанции Махачкалы с предложением увековечить имя славного сына Дагестана и Северной Осетии Эльдара Цоколаева-Качалаева, генерал-полковника авиации, первого и единственого дагестанца (кумыка), занимавшего в СССР должность маршала. Но это благое дело, насколько я знаю, не нашло поддержки. Не увековечена нигде также память и другого генерала, князя Хасай-хана Уцмиева, человека чести и отваги, известного всему Кавказу.
Помнится в конце 80-х гг. прошлого века наша общественность не раз обращалась во властные инстанции с инициативой увековечить в названиях одного из проспектов города память отца и сына Арсения и Андрея Тарковских, но каждый раз письмо это направлялось в ДНЦ РАН, а оттуда приходил официальный ответ, что указанные личности якобы не имеют никакого отношения ни к Дагестану, ни к роду шаухалов Тарковских.
Такое же отношение у ученых советской школы было и к самим шаухалам Тарковским («эксплуататорам народных масс»), почти полтора тысячелетия господствовавшим на Северо-Восточном Кавказе. Поэтому их память и не подлежала увековечению в названиях улиц нашего города.
Я давно задаю себе вопрос, почему микрорайоны Махачкалы носят такие абстрактные названия: посёлки Редукторный, Четвертый, Пятый, Сепараторный, Степной и т.д.? Не правильнее было бы возродить исконную топонимику этих мест: микрорайоны Турали или Ак-Гёль, Караман, поселок Тарнаир, пос. Узун-Арка и т.д.
Одно только радует, что по инициативе жителей новый поселок города в 90-е годы был назван древним и гордым историческим названием хазарской первопрестольной – Семендер.
Я также думаю о том, почему бы одному из уголков нашей любимой столицы не дать имя великого турецкого географа и путешественника Эвлия Челеби, открывшего Дагестан для внешнего мира, или же имя великого мудреца Моллы Насреддина. В названиях улиц наших должна отразиться и память об Адаме Олеарие, сюда же следует включить великого француза Александра Дюма, Фритьофа Нансена, востоковеда В. Бартольда, хазароведа М. Артамонова и др.
Да, город наш ныне столичный и многонациональный. И он имеет многовековую и богатую историю.
В угоду какой бы то ни было политической конъюнктуре мы не имеем права игнорировать, замалчивать древнюю предысторию, начавшуюся Тарками (Таргу) и Семендером. Ибо изменившие своему прошлому, изменят и будущему. Каждый этнос, ныне здесь живущий, несет на себе не только печать своей истории и культуры, но и накапливаемого прошлого, формирующего стереотип его поведения. И если мы хотим избежать ненужных недоразумений, то не следует наш город превращать в «яблоко» раздора под названием «этнополитические амбиции».
В республике чувствуется дефицит качественной научно-популярной литературы с объективным изложением важнейших исторических событий, этнической, политической истории наших народов. Это отражается и в топонимической практике. Давно, думается, назрел вопрос об учреждении компетентной топонимической комиссии в Правительстве республики.
Вакуум в последние годы, особенно в соцсетях (Интернете), заполняется несусветными мифами. Повысить уровень исторических знаний можно длительной просветительской работой. Для этого прежде всего потребуется изменение исторической политики.
И последнее. Муза истории Клио – дама своевольная, и как бы мы, смертные, ни пытались кому-то даровать славу, увековечив его в названиях улиц и городов, или кого-то обезличить, стерев его имя из нашей памяти, она все равно поступает по-своему, расставляя все точки над «i» и исторические акценты.