Оборона Брестской крепости – с утра 22 июня и до сентября 1941 года – пример бесстрашия, доблести и героизма советских людей. Немцы предполагали захватить крепость до 12 часов первого дня войны, однако сопротивление отдельных групп наших солдат продолжалось вплоть до осени, пока они не были уничтожены фашистами, пока не погиб последний защитник.
В ходе обороны Брестской крепости советские войска понесли огромные потери, но проявили такую несгибаемую стойкость и такое беззаветное мужество, на которое не была способна ни одна армия Западной Европы. В обороне принимали участие подразделения 6-й и 42-й стрелковых дивизий 17-го пограничного отряда и 132-го отдельного батальона войск НКВД (всего около 3,5 тысяч человек). Среди защитников крепости были представители более 30 наций и народностей. Немногочисленный гарнизон крепости вступил в неравную борьбу с превосходящими силами противника и сковал крупные силы врага. Это был легендарный подвиг сынов народа, безгранично любивших свою Родину и отдавших за неё жизнь. Лишь немногим участникам обороны удалось вырваться из вражеского кольца. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено почётное звание «Крепость-Герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
Сценарий российско-белорусского фильма «Брестская крепость» написал белорусский драматург Александр Дударев, и зрители на экране увидели подвиг солдат и командиров, которые до конца выполнили свой воинский долг по защите Отечества.
Но прежде чем говорить о новом фильме, хотелось бы вспомнить «Бессмертный гарнизон» – художественный фильм о защитниках Брестской крепости, снятый в 1956 году режиссёрами Захаром Аграненко и Эдуардом Тиссэ по сценарию Константина Симонова.
Мне кажется, что сказалось ещё и то, что фильм снимался, что называется, по горячим следам, сразу после того, как подвиг Брестской крепости был открыт писателем Сергеем Смирновым. Тогда ещё участники обороны были живы, а зрительская аудитория представляла собой ещё молодых участников Великой Отечественной войны, которые с удовлетворением смотрели фильм и радовались, что подвиг героев Бреста не забыт.
«Бессмертный гарнизон» – один из очень немногих фильмов, где показаны настоящие (оригинальные) немецкие танки PzKpfw III Ausf с 50-мм KwK38 L/42 в количестве двух штук, что соответствует модификациям PzKpfw III на 1941 год. Видел ещё настоящие PzKpfw II только в одном фильме: «Два бойца» 1943 года выпуска. Даже у Спилберга в «Спасти рядового Райана» в сцене уличного боя – жалкая пародия на танк «Тигр».
Режиссёр-постановщик фильма «Брестская крепость» 2010 года Александр Котт при подготовке к съёмкам очень внимательно смотрел «Бессмертный гарнизон», и даже заимствовал оттуда для своего фильма несколько мизансцен (например, эпизоды воздушного боя и ухода женщин в плен). В своём интервью он отметил, что многие неизвестные факты обороны крепости в полном объёме в фильм не вошли из-за нехватки экранного времени.
Большей части зрителей фильм пришёлся по душе. На фоне откровенно бездарных кинолент о Великой Отечественной войне добротное кино, снятое в старомодно-советском стиле, оказалось глотком свежего творческого воздуха.
Тема обороны Брестской крепости прозвучала в конце сентября 2010 года и на канале НТВ в документально-публицистическом фильме Алексея Пивоварова «Брест. Крепостные герои». Сравнивать художественные достоинства этих двух картин сложно, так как один фильм художественный, а другой – телевизионный. Разные жанры, но суть одна: авторы долгие месяцы изучали архивы, беседовали с очевидцами и обошлись без мифов и штампов советской историографии о Великой Отечественной войне, показали, что же на самом деле происходило в то время в Брестской крепости.
В фильмах была показана только война, вернее, её начало – 22 июня 1941 года.
Новый фильм «Брестская крепость» сделан очень сильно, но «Бессмертный гарнизон» сделан просто гениально. Многие эпизоды из них потрясают своей достоверностью. Так, в фильме 2010 года эпизод, где лейтенант Госбезопасности Вайнштейн, который вначале назвал гитлеровскую Германию союзником СССР, оказался мастером своего дела – он за минуту под артиллерийским огнём раскалывает немецкого диверсанта. Великолепна и та часть фильма, когда он во главе отряда из 132-го батальона НКВД стоял до конца и погиб как герой. Эта сцена на экране по своей достоверности впечатляет, так как это настоящий подвиг бойцов-чекистов. Как и подвиг личного состава погранзаставы под командованием лейтенанта Андрея Кижеватова, который в цитадели также возглавил один из очагов сопротивления и погиб, так и не покинув пост по охране государственной границы СССР. Эти кадры потрясают своей жизненностью и наполняют нас гордостью за наших пограничников.
Вспоминается фраза из юбилейного издания 1968 года об истории пограничных войск НКВД-КГБ, подготовленного к 50-летней годовщине создания пограничных войск, в котором, характеризуя вероломное нападение фашистской Германии утром 22 июня 1941 года, написано: «Как львы, дрались советские пограничники, не отдав врагу ни пяди родной земли. Погранзаставы дрались насмерть, и ни одна из них не сдалась врагу». Автор статьи часто перечитывал эту книгу, когда проходил срочную службу в пограничных войсках КГБ СССР в 1973-1975 гг., и знал, что на западной границе есть застава имени Героя Советского Союза лейтенанта Андрея Кижеватова. Это высокое звание лейтенант Кижеватов получил посмертно только в 1965 году, когда вся страна узнала о подвиге защитников Брестской крепости.
Телекомпания НТВ, анонсируя фильм Алексея Пивоварова «Брест. Крепостные герои», неоднократно подчёркивала, что зрители увидят немало уникальных фактов, которые ещё мало известны телевизионной аудитории.
Установлено, что в Брестской крепости насмерть стояли воины 38 национальностей, демонстрировавшие верность дружбе народов нашей многонациональной Родины.
Бойцы и командиры Красной Армии, сыны народов многонациональной и многоконфессиональной страны, с первых дней войны до ее победоносного окончания проявили невиданную стойкость и мужество. Среди них отважно сражались с врагом сотни воинов-чеченцев. В рассказах солдат и офицеров, вернувшихся после победного окончания войны, слышались отголоски великой и героической трагедии, разыгравшейся в полностью окруженной вражескими полчищами крепости.
Этот беспрецедентный подвиг совершили чеченские воины вместе с другими красноармейцами, защищавшими цитадель. Долгое время об их подвиге было принято умалчивать. Сначала среди защитников Брестской крепости из ЧИАССР появилась одна фамилия – А. Лалаева. Затем стало известно о 17 чеченских бойцах, сражавшихся в крепости, потом Х. Ошаев доказал участие сначала 255 бойцов из Чечено-Ингушетии, а потом 275. Правда, документы, которые подтверждают эти данные, отсутствуют, и до сих пор единственным относительно достоверным источником о вайнахах в Брестской крепости является список, составленный заместителем директора Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Халидом Ошаевым.
Упомянутые в списке 275 фамилий принадлежат не только чеченцам, а всем уроженцам Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической республики, многие из которых не являются ни чеченцами, ни ингушами. Среди них 37 русских, 2 адыгейца, 2 еврея, 2 татарина, австриец, армянин и кумык – всего 46 человек. Во-вторых, перечисленные Ошаевым военнослужащие – не все участники обороны Брестской крепости, а бойцы частей, дислоцировавшихся в районе Бреста 6-й и 42-й стрелковых дивизий и ряда отдельных подразделений.
Скончавшийся ещё в 1977-м году Халид Ошаев сделал всё, что мог. Не имея доступа к архивам, чеченский исследователь собирал информацию по крохам и честно писал обо всех призывниках из Чечено-Ингушской АССР, невзирая на национальность. В результате исследовательской работы Х. Ошаева Магомеду Узуеву было посмертно присвоено звание Героя России. Да, он действительно Герой России – чеченец, мужественно сражавшийся рядом с русскими, украинцами, казахами, сложивший свою молодую голову в белорусской крепости Брест. Имя Героя Магомеда Узуева было присвоено в Чечне одной из застав Аргунского погранотряда ФСБ России.
Кроме этого, участию выходцев из Чечено-Ингушетии в защите Брестской крепости посвящена другая книга Х. Ошаева – «Слово о полку Чечено-Ингушском».
Однако в последнее время появилась цифра – 400 защитников крепости из Чечни. Дело в том, что каждый день в результате поисковой работы и использования новых архивных данных и воспоминаний ветеранов войны появляются все новые и новые имена чеченских воинов, совершивших беспримерный героический подвиг в Бресте в 1941 году.
На основе архивных данных райвоенкомата, в настоящее время уже документально установлены имена 1841 человека, призванных на фронт только до 1942 года и только из одного Надтеречного района Чеченской Республики. Из них – 71 защитник Бреста. Как минимум, один из них, Абдул-Кахир Шабуев, был представлен к званию Героя Советского Союза за смелую операцию по прорыву из окружения. Из маленького горного селения Итум-Кале в брестской твердыне сражались 11 человек. Совсем недавно стало известно, что один из них, Валид Юсуев, вместе со своим другом Рогозиным смог вырваться из окружения, проплыв по реке Буг, но раненым попал в плен. Только в 1945 г. освободился из немецких лагерей.
Из селения Серноводск Чеченской Республики сражались в Бресте братья Дикалу и Али Евлоевы, Нуради Кагерманов, Дзеудди Абубакаров и другие. По мемуарным данным удалось узнать имя еще одного участника защиты Бреста – капитана Димаева, который являлся племянником знаменитого чеченского гармониста Умара Димаева.
Также стало известно имя еще одного защитника легендарной крепости из чеченского селения Новые Атаги. Зайнди Хашумов попал в Брест в 1939 г. по призыву в ряды РККА. Его определили в 125-й стрелковый полк. Служил в батарее 45-миллиметровых пушек. Командиром батареи сначала был лейтенант Узунцов, чуваш по национальности. Его затем заменил младший лейтенант Горобец. И таких данных становится еще больше. Работа учёных-историков и архивистов Чеченской Республики продолжается и, возможно, будут найдены ещё факты участия воинов в обороне Брестской крепости, призванных из Чечено-Ингушетии.
Очень интересные факты об участии дагестанцев в обороне Брестской крепости сообщил Али-Магомед Бабаев, профессор ДГУ, заслуженный работник высшей школы РФ в своей статье «Стойкость и доблесть защитников Брестской крепости», опубликованной в газете «Дагестанская правда» от 16.06.2009 года. Он пишет: «В книге «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945. Краткая история», выпущенной военным издательством г. Москвы в 1984 г., среди активных защитников Брестской крепости упомянуто имя нашего земляка старшего сержанта Данияла Абдуллаева, уроженца Чародинского района». Также в этой статье он рассказывает о подвигах сержанта Максуд-Герея Шихалиева, командира отделения 84-го стрелкового полка 6-й дивизии Западного особого военного округа, Аслана Максудовича Сурхайханова, писаря 84-го стрелкового полка той же 6-й дивизии, воина Гасана Сальгериева, 1918 года рождения, из села Туршунай Бабаюртовского района.
Стало известно имя ещё одного участника обороны Брестской крепости – Алиахмеда Абакарова из селения Герменчик. Факт его участия в обороне крепости был установлен известным писателем Сергеем Смирновым».
На примере Чеченской Республики и Республики Дагестан мы видим, что на Кавказе существует культ героев. С подачи Президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова, в честь ингушей, верой и правдой служивших России, два года назад воздвигнут Мемориал памяти и славы. На гранитных плитах выбиты имена всех 27 полных Георгиевских кавалеров-ингушей, храбро воевавших в составе Добровольческой Кавказской конной туземной дивизии. Здесь же установлен памятник всадникам этого знаменитого соединения. На стеле, посвященной участию ингушей в Великой Отечественной войне, выбиты имена уроженцев Чечено-Ингушской АССР, удостоенных и представленных к званию Героя Советского Союза. Отдельный памятник – едва ли не последнему защитнику Брестской крепости старшему лейтенанту Умат-Гирею Барханоеву.
Говоря об обороне Брестской крепости, нельзя не сказать о героизме российских немцев – участников обороны крепости. Впрочем, к чему слова, когда есть конкретные цитаты: «На гранитной плите мемориального комплекса «Брестская крепость-Герой» можно найти имя сына немецкого народа из Поволжья – Вячеслава Мейера. Во время боёв он возглавлял оборону одного из отсеков Брестской крепости. Даже в моменты ожесточённых боёв он не терял самообладание и старался шутить. Оставшиеся в живых защитники крепости рассказывали об одной из выдумок Мейера. Когда вражеский самолёт разбросал листовки с призывом к капитуляции, он собрал их и наклеил на захваченного в плен германского ефрейтора, при этом нарисовав на них голову свиньи с усиками Гитлера, и по-немецки размашисто вывел: «Не бывать фашистской свинье в нашем советском огороде“. Красного от позора и страха ефрейтора отправили к вражеским траншеям. Живое письмо-плакат быстро дошло по адресу и очень разозлило гитлеровцев… А красноармейца Генриха Гофмана, взятого в плен, гитлеровцы изрубили на куски, потому что он не изменил присяге. В Брестской крепости также сражались командир 125-го стрелкового полка майор А. Дулькейт, рядовые Э. Кроль, Н. Кюнг, Г. Киллинг, Э. Миллер, военврач В. Вебер».
Ещё один очень интересный факт начала Великой Отечественной войны, который рассказывает о героизме офицеров-летчиков Красной Армии. В одной эскадрилье служили два немца: капитан Н. Ф. Гастелло (да-да, тот самый, которого в советской прессе называли белорусом) и лейтенант А. А. Дингес. По-разному сложились их судьбы. Н. Ф Гастелло после совершенного подвига стал примером героизма и патриотизма для всего советского народа. А вот Дингес не погиб и разделил судьбу большинства воинов-немцев, вступивших в схватку с немецко-фашистскими захватчиками. В ноябре 1941 г. он был отправлен якобы в распоряжение начальника ВВС Уральского военного округа, а на самом деле в трудовую армию, где и сгинул…
К сожалению, время не имеет обратного отсчёта, а наша обязанность, потомков героев Бреста, Сталинграда, всех участников Великой Отечественной войны, – сохранить эту память о наших дедах и отцах. Ведь это история, и сохранить её – наша святая обязанность и долг. Нынешнее время открывает всё новые и новые страницы великого подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Надо сделать всё, чтобы мы вспоминали об этой суровой године нашей Родины не только в годовщину нашей победы над врагом в День Победы – 9 мая. Вот в этом и проявляется патриотизм и любовь к нашей великой Родине – России.
Николай Алексеев.