Вопрос особой тревоги

Проблемы земли и землепользования в условиях Дагестана в прошлом и в настоящее время в социально-экономическом плане остаются нерешенными, а с точки зрения политики обостренными, даже политический подход в этом вопросе преобладает над экономическим.

Объясняется это тем, что Дагестан является аграрной республикой. В сельской местности проживает 55% населения. В сфере сельского хозяйства занято около 250 тыс. человек, и для эффективного расширенного воспроизводства всей экономики республики необходимо динамическое развитие аграрного сектора.

И поэтому руководители республики в разряд приоритетных выносят именно вопросы эффективности агропромышленного комплекса и механизма  рационального использования земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения.

Ключевым вопросом в решении земельных отношений в Дагестане является регулирование  механизма использования земель отгонного  животноводства, который вызывает особую тревогу.

Учитывая насущные проблемы в сфере аграрного сектора и политизацию вопросов земельных отношений в своем Послании (отчете) Народному Собранию, Президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов в своё время ставил вопрос о частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и поручил соответствующим органам власти подготовить материалы для рассмотрения. Он при этом заметил, что вопрос земельных отношений весьма чувствительный, его надо решать с учетом мнений народа, после всенародного обсуждения необходимо принимать разумное решение.

Вопросы частной собственности, купли-продажи земель  сельскохозяйственного назначения нашли широкое обсуждение в средствах массовой информации, на форумах, сходах, и вывод был однозначным: частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения – нет!

Хотя были и сторонники купли-продажи этих земель.

Профессор философии ДГУ Мустапа Исаевич Билалов считает, что мы вошли в сферу рыночной экономики, где спрос и предложение, купля-продажа являются инструментами рыночных отношений, и, естественно, эти отношения распространяются и на  земли сельскохозяйственного назначения, но с учетом специфических особенностей малоземельного Дагестана.

Возникает вопрос: почему же в странах с развитой рыночной экономикой (Израиль и др.) не имеет место частная собственность, купля-продажа земель сельхозназначения?

На наш взгляд, рыночные отношения в аграрном секторе предполагают не торговлю земельными ресурсами, а  суть вопроса в том, что землевладельцы и землепользователи, согласно законам рынка, вправе выращивать те сельскохозяйственные культуры, которые районированы и приспособлены к природно-климатическим условиям региона, реализовать тому или иному потребителю по той или иной цене с учетом спроса и предложения, производить в обоснованных объемах.

В этом, на наш взгляд, основное содержание перехода плановой экономики в рыночные отношения в аграрном секторе.

Наши выводы и предложения о неприемлемости приватизации, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения были представлены главе Республики Дагестан, и получен удовлетворительный разумный ответ: «На приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Респуб­лики Дагестан или муниципальной собственности, наложен мораторий до 2025 года» (Начальник Управления Главы РД по внутренней политике А. Исрапилов).

По инициативе Главы Республики Дагестан Народное Собрание республики приняло решение о субаренде земель сельхозназначения.

Так как по этому вопросу ни в средствах массовой информации, ни в выступлениях нет разъяснения содержания и цели принятого решения, возникают домыслы, не является ли это завуалированной формой «прихватизации» земель сельхозназначения.

Однозначно, это приведет к обезличиванию собственника земли, а это широкие возможности для спекулятивных махинаций с земельными ресурсами – если не будет выработан механизм арендных отношений между собственниками земель и арендаторами.

Арендные отношения между землевладельцами и арендаторами являются инструментом регулирования аграрных отношений, подтвержденные мировой практикой. (Подробнее см. газету «Дагправда», №291, от 9 октября 2012 г., статья «Аренда как альтернатива»).

Достойно серьёзного осмысления заявление Главы республики в газете «Дагестанская правда» такого содержания, что у нас нет земель даргинских, кумыкских, аварских и других народов. Уместен вопрос: разве земли у нас бесхозные, или мы такими хотим их видеть? К  этому случаю приведу в пример беседу двух известных в республике друзей. Один из них из горного района (М), другой из равнинной части республики (Н), оба живут в Махачкале. Первый, из горного района (М), в предстоящих  тогда выборах глав администраций должен был быть руководителем администрации. По его утверждению, его вопрос был решен на всех уровнях и одной ногой он уже был руководителем района. Второй собеседник (Н) поздравил его с новой должностью  и попросил выделить ему небольшой земельный участок, чтобы построить домик для летнего отдыха. У «администратора» испортилось настроение, в дружеских отношениях  прошел холодок и он утвердительно сказал: «Не могу, односельчане скажут, что привел человека со стороны». Оба эти собеседника живут не первый год в дружбе, долгие годы работают в одном учреждении, занимают высокие должности республиканского масштаба, и когда встал вопрос о земле, ответ был: односельчане скажут, что привел человека со стороны. Возникает вопрос с утвердительным ответом: есть у нас земли даргинские, кумыкские, аварские и др. народов или нет?!

Развивая идею регулирования земельных отношений, Глава республики в газете «Дагестанская правда», №291, от 16 января 2014 г., заявил: «Не определена судьба  и земель отгонного животноводства, где за прошлые годы стихийно появилось более 100 поселений, административно подчиняющихся горным районам. Жителям этих поселений приходится ездить в свои районы за сотни километров для решения вопросов. Десятилетиями Правительство республики не может определить статус этих поселений. Надо или передавать их в состав районов по месту расположения, или для оказания качественных услуг населению создавать структуры органов местного самоуправления горных районов на отгонных пастбищах… Мы не допустим этнополитизации земельных проблем из-за всякого рода провокаций в этой сфере».

В данном случае можно было бы ставить вопрос: почему эти поселения появились, почему и по сей день они разрастаются, и какие меры принимаются руководителями соответствующих органов власти, чтобы ставить заслон продолжающимся правонарушениям.

В этом плане определенная ответственность ложится, конечно, и на руководителей местных администраций, на землях которых находятся эти поселения. В их компетенции контроль за эффективностью использования этих земель по их целевому использованию, по сохранению плодородия почвы, по выполнению договора арендной платы и учета поступлений из этой суммы в республиканский и местный бюджеты.

Решение проблем земельных отношений административными методами – это путь тупиковый, который может привести к межнациональным противоречиям с непредсказуемыми последствиями.

В условиях, когда в Дагестане обстановка неспокойная, экономика, вопреки сведениям статорганов, нестабильная, межнациональные отношения находятся на уровне дожатой пружины, решение глобальных судьбоносных вопросов, каковыми являются аграрные отношения, должны быть взвешенными, научно обоснованными, прозрачными и учтены интересы всех народностей, населяющих нашу республику.

Интересы народов Дагестана в решении земельных вопросов учитывались даже при царской власти. Царская власть не ставила в один ряд Дагестан с другими народами Северного Кавказа в решении аграрного вопроса, учитывая особенность землевладения и землепользования. «При проведении реформы в Кабарде было объявлено, что земля, занимаемая жителями на плоскости, есть казенная» (Э. М. Далгат. «Крестьянство Дагестана на рубеже ХIХ-ХХ вв. Стр. 217).

А относительно Дагестана политика царизма в этом вопросе была иная. Цитирую: «Иначе обстояло дело в Дагестане. Здесь правительство не решалось объявить земли казенными. Осторожность, проявленная правительством в этом вопросе, объясняется тем, что власти предпочитали действовать осторожно в крае, который был очагом многолетней изнурительной войны, еще не остыл от военных действий и считался неспокойным» (Там же, стр. 218).

Если царская власть, которая четверть века воевала с Дагестаном, учитывала ситуацию в нашем регионе, проявила осторожность в проблемах земли, то каково должно быть решение этих вопросов в ХХI веке нашими руководителями, где народ политизирован, низкая заработная плата, безработица, коррупция почти во всех органах власти, недоверие к властям?!

Хочу процитировать Мухтара Магомедгаджиева: «… в условиях Дагестана земельные отношения стоят на трех вулканах (даже не сваях, а именно вулканах): первый вулкан – это социальный, второй – экономический, третий – политический. И если что-то пойдет не так, то может сдетонировать любой, не исключено, что и все три, причем единовременно» (газета «Дагправда», 19 сентября 2012 г.).

Учитывая сегодняшние реалии  нашей республики, для регулирования обостренных аграрных отношений вынес бы предложения:

– Земли отгонного животноводства вернуть районным муниципальным образованиям, на территории которых они находятся, с последующей передачей их сельским муниципалитетам.

– Для сезонного летнего выпаса овцеголовья горных и предгорных районов на плоскости заключить взаимовыгодные договоры аренды этих земель между арендаторами (хозяйства горных и предгорных районов) и арендодателями (хозяйства, на территории которых находятся эти земли).

Статью 3 «Собственность на земли отгонного животноводства» Закона РД «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» изложить в следующей редакции:

– Земли отгонного животноводства являются собственностью муниципальных районов, на территории которых они находятся, имеют особый статус и не подлежат приватизации.

– Управление и распоряжение землями отгонного животноводства осуществляется местными администрациями муниципальных районов, на территории которых они находятся.

– Изменение статуса земель отгонного животноводства осуществляется законом Республики Дагестан.

Исходя из новой редакции статьи 3 предлагается также внести соответствующие изменения по всему тексту Закона РД «О статусе земель отгонного животноводства».

 

 

 

 

 

Расул Кадиев,

доктор экономических наук,

профессор Даггосуниверситета.