Впервые я Барият Мурадову увидел, будучи еще школьником, в кинофильме «Тучи покидают небо». Тогда у меня и в мыслях не было стать актером или посвятить себя искусству. Но судьба распорядилась так, что я поступил в Тбилисский театральный институт. Вместе со мной обучались ребята Кумыкской студии. Они всегда очень горячо и оживленно обсуждали новые постановки спектаклей, говорили о своих кумирах театра: Барият Мурадовой, Гамиде Рустамове, Алиме Курумове, Саният Мурадовой и других. Таким образом я заочно имел представление о гениальной актрисе Кумыкского театра Барият Мурадовой. После окончания института нас приняли в Аварский театр. В современном красивом здании на Родопском бульваре под одной крышей работали кумыки и аварцы. В один прекрасный день во время перерыва к нам в репетиционный зал вошла сама Барият Мурадова. Мы, молодые актеры, встали и начали аплодировать ее появлению. Она в знак благодарности ответила глубоким поклоном. Великая Барият сказала: «Я хочу познакомиться с молодыми актерами Аварского театра». В ответ мы подошли и представились Барият. Она с такой теплотой посмотрела на каждого из нас и сказала: «Друзья, я завидую Аварскому театру, такие молодые, такие способные и неутомимые юноши и девушки пополнили его ряды, браво! Даже не думайте покинуть театр». Обращаясь к старшему поколению, сказала: «Берегите этих ребят. Они еще прославят ваш театр».
Ее часто можно было видеть за кулисами во время наших репетиций. У меня сохранились фотографии, на которых запечатлена Барият с актрисами Аварского театра — Сидрат Меджидовой и Раисат Багдуловой, фотографии на память во время антракта спектакля «Медея». Я посещал спектакли Кумыкского театра с ее участием. Неизгладимое впечатление оставили спектакли: «Айгази», «Йырчи Казак», «Молла Насретдин». Ее Шумайсат незабываема: потрясающая игра, каскад мимики, голосовые переходы, полутона, интонация, безграничный диапазон юмора, диву даешься, откуда черпала Барият все это. Я, молодой актер, с восторгом и удивлением следил за ее Шумайсат. Образ простой женщины — жены Моллы Насретдина ? Барият играла в высокой классической форме. Вспоминая ее игру, я часто говорю: «Фантазия на тему Шумайсат! Блистательная импровизация!» Она на высоте играла в драмах и трагедиях.
Каждая встреча с этой великой актрисой превращалась в праздник. И на улице она была узнаваемой. Часто я провожал Барият Солтанмеджидовну после репетиции до автобусной остановки. Небольшой путь от Аварского театра растягивался, прерываясь восторженными приветствиями горожан: ее останавливали, справлялись о здоровье, просили автографы, благодарили. Любовь дагестанцев к ней была безмерна. Воистину, Барият была уникальной актрисой и нежнейшим человеком.
Гусейн Казиев,
заслуженный артист Российской Федерации.