Поэт — духовный воитель и вечный спутник нашего народа

 К числу таковых по праву относится  и Анвар АДЖИЕВ, столетие которого мы всенародно отмечаем в этом году.

На днях, роясь в личном архиве, я совершенно случайно обнаружил памятную фотографию, где у парадного входа нашего дагестанского «царскосельского лицея», т.е.  филфака ДГУ, запечатлен Анвар Аджиев с группой студентов и преподавателей. Фотография заставила меня обратиться к воспоминаниям. Я вспомнил и свою публикацию, посвященную 60-летию поэта в университетской многотиражке. Ее, к счастью, сохранил и включил в первый том его «Избранного» сын поэта Багаутдин Аджиев, за что выражаю ему свою искреннюю признательность.

Мне она показалась интересной и для сегодняшних читателей и поклонников таланта нашего великого поэта.

 

 

«И отзвук слов его нам сладок и приятен…»

 

Есть одно воспоминание детства, приходящее ко мне как радость, как праздник. Это даже не просто воспоминание, чувство-воспоминание о своеобразных вечерах-чтениях, про­водимых в нашем селении, приютившемся у самого подно­жия Тарки-Тау.

Любили наши старики умное слово, народную мудрость,

рассказы о далеком героическом прошлом, песни борьбы и

протеста, «прошедшие через сорок смертей»; любили и долгими зимними вечерами собираться у кого-нибудь из односельчан, чтобы послушать и самим рассказать. В один из таких вечеров из уст одного из седобородых старцев я и услышал целую поэму о болтливом утенке, которая запомнилась

мне на всю жизнь. Но и тогда я еще не знал, кто ее автор. И только позже, когда уже начал учиться в школе, узнал, что это произведение принадлежит перу поэта Анвара Аджиева.

Так я узнал и полюбил его стихи и часто на школьных утренниках читал их своим товарищам и был благодарен поэту и моему деду, взявшему меня тогда с собой на очеред­ные аульские «литературные чтения».

С тех пор прошло много лет. И вот недавно я вновь при­сутствовал на таких литературных чтениях. Они проходили в одной из самых больших аудиторий филологического фа­культета ДГУ, переполненной любителями и ценителями родного слова, родной литературы. Сюда меня, правда, при­вело объявление о том, что состоится вечер кумыкской по­эзии, посвященный 60-летию со дня рождения народного поэта Дагестана Анвара Аджиева.

Открыл и вел вечер завкафедрой народного творчества и литературы Дагестана С. М. Алиев. Доцент А. Б. Абдуллатипов прочел доклад. Нет, это был не доклад, а беседа, задушевный разговор о светоизлучающей поэзии Анвара Аджиева.

Перед нами постепенно вырисовывался образ поэта-ли­рика, с 14 лет начавшего свою литературную деятельность, обогатившего нашу поэзию весомым вкладом.

«Нет, — говорил поэт Шарип Альбериев, выступивший после докладчика, — в нашей поэзии другого поэта, которого можно было бы поставить вровень с Анваром Аджиевым».

«Это большой поэт, — дополнял его главный редактор ку­мыкских передач Дагестанского радио С. Токбулатов, — поэт воспел свой маленький аул и свою большую страну. Его по­эзия, его стихи, — вспоминал он слова члена-корреспондента Академии медицинских наук, профессора Рашида Аскерханова об Анваре Аджиеве, — лучшее лекарство от многих и многих болезней и даже порой сильнее тех лекарств, кото­рые медики имеют в своем арсенале».

– Чтобы знать поэта, — сказал ведущий вечера С. М. Али­ев, — надо прочитать, что пишет он о своем маленьком ауле и большой стране.

И студенты читали наизусть стихи Анвара Аджиева о Ро­дине, о народе, о долге, о чести, о любви и дружбе.

–Учитесь родному языку у Анвара Аджиева, – наставлял старейший сотрудник газеты «Ленин ёлу», ныне пенсионер А. Г. Керимов. — Поэзия его — золотые россыпи невиданной красоты.

– Зная кумыкский язык, — добавлял К. Абуков, — можно разговаривать с 25 миллионами людей у нас в Союзе и со столькими же за рубежом. Зная же язык произведения Анва­ра Аджиева, можно бесконечно восторгаться богатством и первозданной свежестью родного языка слова, огромные ху­дожественно-выразительные способности которого показы­вает наш большой поэт Анвар Аджиев.

Свои стихи, посвященные наставнику молодых поэтов, читала поэтесса Шейит-Ханум Алишева.

– Даже в любви многие из нас, — признавался в своих сти­хах М. Атабаев, — объяснялись словами Анвара. И колыбель­ная песня, которую пела мать, была песней Анвара.

– Поэзия Анвара Аджиева, — справедливо утверждал поэт Бадрутдин Магомедов, — является для всех нас большой шко­лой мастерства. У нас есть, у кого учиться и чему учиться.

С ним соглашается и X. Арсланбеков, подчеркивая боль­шое влиятельное воздействие поэзии Анвара Аджиева на творчество современных дагестанских поэтов.

Эти слова подтверждал и молодой поэт, выпускник Ли­тературного института им. М. Горького Атав Атаев, читав­ший свои стихи, встреченные бурными аплодисментами.

Затем слово брали и другие поэты: А. Акаев, К. Шамсутдинов, А. Джачаев. Читали свои стихи, говорили о юбиляре. Но сидел в президиуме человек, который застенчиво мол­чал, не говоря ни слова. Это был сам Анвар Аджиев, наш юбиляр, наш поэт.

И когда ведущий предоставил ему слово, все сидящие встали и горячо поприветствовали его. Студенты преподнесли ему букеты алых роз.

Поэт поблагодарил всех присутствующих за оказанную теплую дружескую встречу, за радушный прием и сказал, что всем, чего достиг, он обязан народу, своей родине.

Тем бы и закончиться вечеру. Но никто не хотел ухо­дить, и Анвар Аджиев прочел свои новые стихи и даже целую поэму «Негаснущие звезды», посвященную героям Ве­ликой Отечественной войны.

– Дорогой Анвар! — обращается к нему ведущий, выра­жая чувства всех присутствующих, — Ваша поэзия и даже отзвук Вашего слова нам сладок и приятен. Творите же, поэт! Дайте нам такую радость, такой праздник. Но, пожалуйста, — просит он шутя, — в 2074 году, когда мы будем проводить такой же вечер поэзии, пожалуйста, не опаздывайте.

Для вас я еще поживу! Для вас я еще напишу, — говорит поэт.

Успехов вам, наш народный поэт!

 

 

 

Камиль Алиев,

1974 г.