Согласно заявлениям руководства республики, выпускникам в этом году придется рассчитывать при сдаче ЕГЭ только на свои знания. На помощь со стороны родителей, как это было в предыдущие годы, они могут не рассчитывать. Получается, что директора школ, начальники управлений образования городов и районов, ставшие все как один честными и неподкупными, сделают все, чтобы сдача ЕГЭ прошла без нарушений. Как говорится, свежо предание, да верится с трудом.
Ни для кого из дагестанцев не является секретом, что большинство учащихся в Дагестане ЕГЭ сдают при активном участии родителей. Примерно процентов 30 сдают самостоятельно. Такое положение устраивает определенную часть учителей. При желании, в период сдачи школьных экзаменов можно неплохо подзаработать, цена одного экзамена, в зависимости от набранных баллов, – от пяти до тридцати тысяч рублей. Директора школ, начальники управлений образования не мешают происходящему, так как учителя, сдающие «как нужно» ЕГЭ, обеспечивают им нужные показатели по успеваемости учащихся. Но подобная ситуация не устраивает часть нашего общества, ту часть, которая стремится к знаниям, которая желает жить честно, за счет своего труда. Они, не являясь сами взяточниками и казнокрадами, в силу сложившихся обстоятельств, вынуждены играть по правилам тех, кого они в душе презирают – коррупционеров.
Решение навести порядок при сдаче ЕГЭ, принятое республиканским руководством, объясняется тем, что сложившаяся в республике ситуация с образованием критическая: уровень образования дагестанцев повсеместно стал объектом для насмешек и иронии; дипломы, выданные нашими вузами, не котируются при поступлении на работу в других регионах России. Немаловажным фактором является и то, что Глава Республики Р. Г. Абдулатипов, будучи доктором философии, зная ситуацию с образованием в республике не понаслышке, понимает, что без наведения порядка в системе образования сдвинуть республику с места не удастся.
Власть решила начать наведение порядка в сфере образования с ЕГЭ. Похвально, но провести честно ЕГЭ в этом году нереально. Любой, кто хотя бы чуть-чуть разбирается в учебном процессе, согласится, что выпускника, который в прошлом году в 10-м классе не учился, надеялся, что ЕГЭ сдадут папа с мамой, в этом году полгода по той же причине бездельничал, невозможно за несколько месяцев подготовить к самостоятельной сдаче ЕГЭ. Таких выпускников наберется больше половины. И что? Больше половины выпускников получат двойки, и в следующем году будут пересдавать? Не думаю. Сработает инстинкт самосохранения у директоров школ, начальников управления образования, ведь если более половины выпускников не сдадут ЕГЭ, они лишатся теплых насиженных мест. Скорее всего, цена ЕГЭ вырастет, сдача ЕГЭ превратится в «показательные выступления». Ситуацию с ЕГЭ в республике некоторые объясняют отсутствием желания у детей учиться, другие обвиняют родителей. Думается, здесь идет подмена понятий, мы путаем причину со следствием. Причина не в детях и не в родителях, и не в школьных учителях, виноваты те, кто превратили процесс образования в республике в выгодный для себя бизнес. Вина лежит на тех чиновниках, благодаря которым в республике аттестаты, дипломы, ученые звания и степени стали товаром. Согласитесь, простые люди в сложившейся ситуации виноваты меньше всего.
Сам факт, что дагестанское общество пришло к пониманию необходимости наведения порядка в системе образования, можно только приветствовать. Понятно, что ключевой фигурой, от которой зависит качество образования, является педагог. Нужны хорошо образованные, любящие и качественно выполняющие свою работу педагоги. В настоящее время наши школы держатся на пенсионерах, талантливая молодежь в школу не идет, предпочитает другие, более денежные специальности. Осуждать молодежь за это нельзя. Создав общество, основанное на культе денег, превратив материальные ценности в смысл существования для человека, ожидать, что одаренная, талантливая молодежь за нищенскую заработную плату пойдет работать в школу, по меньшей мере, несерьезно. Времена, когда трудились за идею, за светлое будущее, остались в прошлом. Зарплата учителя, не средняя, а реальная – 7 — 9 тысяч. Понятие «средняя заработная плата» не отражает реальной ситуации в экономике, в обществе. Оттого, что мы теоретически делим, скажем, приличные заработные платы директоров школ, их заместителей, начальников управления образования на учителей и выводим среднюю зарплату педагога, денег в карманах учителей больше не становится. Мы хотим, чтобы учитель, получая 7 — 9 тысяч (притом, что директор школы получает раза в три больше, не говоря о чиновниках рангом повыше, получающих в 5 — 6 раз больше), днем и ночью думал о работе? Нет, господа, он думает, как бы прожить на эти копейки. Не думаю, что труд чиновника (в настоящее время в России чиновников в два раза больше, чем было в период СССР) должен оцениваться выше, чем труд учителя. Учителю необходимо дать достойную заработную плату. Только тогда таланты потянутся в школу, увеличится количество желающих поступить в педвузы, возрастет качество образования. Размер заработной платы учителя должен зависеть, в первую очередь, от качества знаний учащихся. Не толщину портфолио и не верноподданнические отношения по отношению к директору школы нужно учитывать при распределении стимулирующей части, а реальные результаты в процессе обучения детей, достигнутые педагогом. В современном нашем обществе основная масса людей трудится по принципу «как платят, так и работаем», качество работы напрямую зависит от материального вознаграждения, и учителя, будучи частью общества, не могут быть исключением из правил. Для наведения порядка в сфере образования, да и в любой другой сфере, нет необходимости изобретать заново велосипед. Общеизвестно, что трудовая деятельность человека направлена на удовлетворение его духовных и материальных потребностей. Достойная оплата труда позволит учителю решить данную проблему.
В любом обществе наряду с честными, порядочными людьми, живущими за счет своего труда, имеются люди, предпочитающие жить хорошо, но за чужой счет. Такое желание часто является первопричиной негативных явлений, таких как коррупция, клановость. Коррупцию и клановость, конечно, не дагестанцы придумали, но то, что все сферы жизни дагестанского общества заражены этими болезнями, ни для кого не является секретом, существование данной проблемы признается и самой республиканской властью. По поводу того, как бороться против коррупции и клановости, в обществе существуют разные мнения. Как один из вариантов, можно вспомнить, как поступал с казнокрадами великий среднеазиатский правитель Тимур. Согласно преданию, наказание зависело от размера нанесенного ущерба. Если чиновник украл у государства в размере своего жалования, он не получал своего жалования. Укравший в двойном размере не получал жалования и половину ворованного возвращал казне. Если же размер нанесенного ущерба равнялся трем жалованиям чиновника, то наказание было суровым: конфискация всего имущества и чиновника обезглавливали. Разумеется, обезглавливать никого не нужно, но конфискация всего имущества, как наказание для современных коррупционеров, была бы действенной мерой.
Один из исторических памятников Пскова носит название «Довмонтов город». Назван памятник в честь Довмонтаса, литовского князя, правившего в древнем Пскове. Приглашение правителя со стороны для средневекового Пскова было явлением обычным. Приглашали со стороны правителя не потому, что в Пскове некому было править, а как человека, не связанного с местной элитой, с отдельными псковскими боярскими родами. Такую практику, если мы хотим покончить с клановостью в республике, можно ввести и в Дагестане. Назначение на ключевые посты не дагестанцев, а людей со стороны (как один из вариантов борьбы с клановостью) для Дагестана выгодно и в материальном отношении: приглашенный не приедет к нам со своим многочисленным родом – тухумом. У нас, у дагестанцев, как? Заняв ту или иную должность, истинный дагестанец просто обязан обустроить весь свой тухум, т.е. на шею народа садится не только он, но и весь его тухум. Отметим и такой важный момент: снять с работы человека, приглашенного со стороны, если он не справляется с работой, будет проще, некому будет устраивать митинги и демонстрации. А так, независимо от национальности, каждый клан, придя к власти, начинает «строить коммунизм» для себя, проблемы народа отходят на задний план. Практиковать этот метод можно и при проведении ЕГЭ. Если ЕГЭ в школах одного района или города будут проводиться учителями других районов и городов, объективности будет больше, но это при условии, что учителя, которые будут проводить ЕГЭ, информацию о том, куда они должны поехать, получат непосредственно в день отъезда.
В 19 веке русский император Николай I, при котором многое было сделано для наведения порядка в стране (достаточно вспомнить созданный при нем знаменитый 45-томный «Свод российских законов»), в итоге пришел к выводу, что в России правит не закон, а «Россией правят столоначальники (чиновники)». Действительно, чиновники в такой огромной стране, как Россия, играют немаловажную роль. Хорошие законы еще необходимо правильно исполнять, здесь многое зависит от чиновников и, разумеется, от нашей гражданской позиции. Не зря в народе говорят: «До бога высоко, до царя – далеко». Или, говоря о произволе, творимом местным чиновником, простые люди замечают: «Здесь он бог и царь». Жизнь простых людей во многом зависит от культуры, порядочности, честности местных чиновников. Спрос с чиновника должен быть вдвойне. Коррумпированный чиновник наносит обществу не только материальный ущерб, но и моральный вред. Он своим поведением разлагает общество, ведь простой народ с него берет пример.
Подводя итог, скажу: хотя в голове крутятся строчки М. Ю. Лермонтова «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно», надеюсь, что все у нас в Дагестане образуется. Появится со временем у нас настоящая элита, для которой интересы народа будут превыше всего. Владимир Маяковский в стихотворении «Мразь» писал о взяточничестве:
Ни для кого из дагестанцев не является секретом, что большинство учащихся в Дагестане ЕГЭ сдают при активном участии родителей. Примерно процентов 30 сдают самостоятельно. Такое положение устраивает определенную часть учителей. При желании, в период сдачи школьных экзаменов можно неплохо подзаработать, цена одного экзамена, в зависимости от набранных баллов, – от пяти до тридцати тысяч рублей. Директора школ, начальники управлений образования не мешают происходящему, так как учителя, сдающие «как нужно» ЕГЭ, обеспечивают им нужные показатели по успеваемости учащихся. Но подобная ситуация не устраивает часть нашего общества, ту часть, которая стремится к знаниям, которая желает жить честно, за счет своего труда. Они, не являясь сами взяточниками и казнокрадами, в силу сложившихся обстоятельств, вынуждены играть по правилам тех, кого они в душе презирают – коррупционеров.
Решение навести порядок при сдаче ЕГЭ, принятое республиканским руководством, объясняется тем, что сложившаяся в республике ситуация с образованием критическая: уровень образования дагестанцев повсеместно стал объектом для насмешек и иронии; дипломы, выданные нашими вузами, не котируются при поступлении на работу в других регионах России. Немаловажным фактором является и то, что Глава Республики Р. Г. Абдулатипов, будучи доктором философии, зная ситуацию с образованием в республике не понаслышке, понимает, что без наведения порядка в системе образования сдвинуть республику с места не удастся.
Власть решила начать наведение порядка в сфере образования с ЕГЭ. Похвально, но провести честно ЕГЭ в этом году нереально. Любой, кто хотя бы чуть-чуть разбирается в учебном процессе, согласится, что выпускника, который в прошлом году в 10-м классе не учился, надеялся, что ЕГЭ сдадут папа с мамой, в этом году полгода по той же причине бездельничал, невозможно за несколько месяцев подготовить к самостоятельной сдаче ЕГЭ. Таких выпускников наберется больше половины. И что? Больше половины выпускников получат двойки, и в следующем году будут пересдавать? Не думаю. Сработает инстинкт самосохранения у директоров школ, начальников управления образования, ведь если более половины выпускников не сдадут ЕГЭ, они лишатся теплых насиженных мест. Скорее всего, цена ЕГЭ вырастет, сдача ЕГЭ превратится в «показательные выступления». Ситуацию с ЕГЭ в республике некоторые объясняют отсутствием желания у детей учиться, другие обвиняют родителей. Думается, здесь идет подмена понятий, мы путаем причину со следствием. Причина не в детях и не в родителях, и не в школьных учителях, виноваты те, кто превратили процесс образования в республике в выгодный для себя бизнес. Вина лежит на тех чиновниках, благодаря которым в республике аттестаты, дипломы, ученые звания и степени стали товаром. Согласитесь, простые люди в сложившейся ситуации виноваты меньше всего.
Сам факт, что дагестанское общество пришло к пониманию необходимости наведения порядка в системе образования, можно только приветствовать. Понятно, что ключевой фигурой, от которой зависит качество образования, является педагог. Нужны хорошо образованные, любящие и качественно выполняющие свою работу педагоги. В настоящее время наши школы держатся на пенсионерах, талантливая молодежь в школу не идет, предпочитает другие, более денежные специальности. Осуждать молодежь за это нельзя. Создав общество, основанное на культе денег, превратив материальные ценности в смысл существования для человека, ожидать, что одаренная, талантливая молодежь за нищенскую заработную плату пойдет работать в школу, по меньшей мере, несерьезно. Времена, когда трудились за идею, за светлое будущее, остались в прошлом. Зарплата учителя, не средняя, а реальная – 7 — 9 тысяч. Понятие «средняя заработная плата» не отражает реальной ситуации в экономике, в обществе. Оттого, что мы теоретически делим, скажем, приличные заработные платы директоров школ, их заместителей, начальников управления образования на учителей и выводим среднюю зарплату педагога, денег в карманах учителей больше не становится. Мы хотим, чтобы учитель, получая 7 — 9 тысяч (притом, что директор школы получает раза в три больше, не говоря о чиновниках рангом повыше, получающих в 5 — 6 раз больше), днем и ночью думал о работе? Нет, господа, он думает, как бы прожить на эти копейки. Не думаю, что труд чиновника (в настоящее время в России чиновников в два раза больше, чем было в период СССР) должен оцениваться выше, чем труд учителя. Учителю необходимо дать достойную заработную плату. Только тогда таланты потянутся в школу, увеличится количество желающих поступить в педвузы, возрастет качество образования. Размер заработной платы учителя должен зависеть, в первую очередь, от качества знаний учащихся. Не толщину портфолио и не верноподданнические отношения по отношению к директору школы нужно учитывать при распределении стимулирующей части, а реальные результаты в процессе обучения детей, достигнутые педагогом. В современном нашем обществе основная масса людей трудится по принципу «как платят, так и работаем», качество работы напрямую зависит от материального вознаграждения, и учителя, будучи частью общества, не могут быть исключением из правил. Для наведения порядка в сфере образования, да и в любой другой сфере, нет необходимости изобретать заново велосипед. Общеизвестно, что трудовая деятельность человека направлена на удовлетворение его духовных и материальных потребностей. Достойная оплата труда позволит учителю решить данную проблему.
В любом обществе наряду с честными, порядочными людьми, живущими за счет своего труда, имеются люди, предпочитающие жить хорошо, но за чужой счет. Такое желание часто является первопричиной негативных явлений, таких как коррупция, клановость. Коррупцию и клановость, конечно, не дагестанцы придумали, но то, что все сферы жизни дагестанского общества заражены этими болезнями, ни для кого не является секретом, существование данной проблемы признается и самой республиканской властью. По поводу того, как бороться против коррупции и клановости, в обществе существуют разные мнения. Как один из вариантов, можно вспомнить, как поступал с казнокрадами великий среднеазиатский правитель Тимур. Согласно преданию, наказание зависело от размера нанесенного ущерба. Если чиновник украл у государства в размере своего жалования, он не получал своего жалования. Укравший в двойном размере не получал жалования и половину ворованного возвращал казне. Если же размер нанесенного ущерба равнялся трем жалованиям чиновника, то наказание было суровым: конфискация всего имущества и чиновника обезглавливали. Разумеется, обезглавливать никого не нужно, но конфискация всего имущества, как наказание для современных коррупционеров, была бы действенной мерой.
Один из исторических памятников Пскова носит название «Довмонтов город». Назван памятник в честь Довмонтаса, литовского князя, правившего в древнем Пскове. Приглашение правителя со стороны для средневекового Пскова было явлением обычным. Приглашали со стороны правителя не потому, что в Пскове некому было править, а как человека, не связанного с местной элитой, с отдельными псковскими боярскими родами. Такую практику, если мы хотим покончить с клановостью в республике, можно ввести и в Дагестане. Назначение на ключевые посты не дагестанцев, а людей со стороны (как один из вариантов борьбы с клановостью) для Дагестана выгодно и в материальном отношении: приглашенный не приедет к нам со своим многочисленным родом – тухумом. У нас, у дагестанцев, как? Заняв ту или иную должность, истинный дагестанец просто обязан обустроить весь свой тухум, т.е. на шею народа садится не только он, но и весь его тухум. Отметим и такой важный момент: снять с работы человека, приглашенного со стороны, если он не справляется с работой, будет проще, некому будет устраивать митинги и демонстрации. А так, независимо от национальности, каждый клан, придя к власти, начинает «строить коммунизм» для себя, проблемы народа отходят на задний план. Практиковать этот метод можно и при проведении ЕГЭ. Если ЕГЭ в школах одного района или города будут проводиться учителями других районов и городов, объективности будет больше, но это при условии, что учителя, которые будут проводить ЕГЭ, информацию о том, куда они должны поехать, получат непосредственно в день отъезда.
В 19 веке русский император Николай I, при котором многое было сделано для наведения порядка в стране (достаточно вспомнить созданный при нем знаменитый 45-томный «Свод российских законов»), в итоге пришел к выводу, что в России правит не закон, а «Россией правят столоначальники (чиновники)». Действительно, чиновники в такой огромной стране, как Россия, играют немаловажную роль. Хорошие законы еще необходимо правильно исполнять, здесь многое зависит от чиновников и, разумеется, от нашей гражданской позиции. Не зря в народе говорят: «До бога высоко, до царя – далеко». Или, говоря о произволе, творимом местным чиновником, простые люди замечают: «Здесь он бог и царь». Жизнь простых людей во многом зависит от культуры, порядочности, честности местных чиновников. Спрос с чиновника должен быть вдвойне. Коррумпированный чиновник наносит обществу не только материальный ущерб, но и моральный вред. Он своим поведением разлагает общество, ведь простой народ с него берет пример.
Подводя итог, скажу: хотя в голове крутятся строчки М. Ю. Лермонтова «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно», надеюсь, что все у нас в Дагестане образуется. Появится со временем у нас настоящая элита, для которой интересы народа будут превыше всего. Владимир Маяковский в стихотворении «Мразь» писал о взяточничестве:
Чтобы выбиться нам
сквозь продажную смрадь –
Из грязного быта
и вшивого –
давайте
не взятки брать,
а взяточника
брать за шиворот!
Слова поэта как никогда актуальны для нашего общества.
Камал КАМАЛОВ.