Рубрики

Эльдара Рамазанова представили Советскому районному суду Махачкалы

Председатель Советского районного суда Махачкалы представил нового судью суда — Эльдара Рамазанова, который был назначен на должность Указом президента РФ от 10 июня 2022 года. Ранее Рамазанов работал мировым судьей судебного участка №15 того же района Махачкалы. Другие подробности не сообщаются.
Сателлит Вчера в 21:42

Джамаладин Гасанов поздравил работников здравоохранения с Днем медика

В своем поздравительном письме депутат Госдумы Джамаладин Гасанов подчеркнул, что ни одна профессия по своей важности не может сравниться с профессией медицинского работника. Парламентарий отметил, что труд врача всегда был и остается востребованным и уважаемым. Джамаладин Гасанов вспомнил, что период пандемии на всю систему здравоохранения легла многократная нагрузка. И дагестанские медики её выдержали. «Рискуя своим здоровьем и жизнью они, в тяжелейших условиях, спасли сотни тысяч людей, потому что, медицинские работники — это люди высоких нравственных принципов, преданных профессии, деятельность которых является ярким примером беззаветного служения людям, выполнения своего профессионального и гражданского долга. Спасибо вам за это!», - заключил депутат.

Продолжается расширение дороги

Трасса расширяется до 4 полос, такая необходимость вызвана в связи с возросшим потоком машин. Расширение позволит разгрузить дороги и уменьшить риски возникновения ДТП Работы по переводу на четырехполосное движение начаты от Талгинской развилки до железнодорожного переезда в селении Старый Кумух. В текущем году работы будут проведены на отрезке протяжённостью 4 км

Медицинских работников с праздников поздравил Глава Дагестана Сергей Меликов

Сегодня в Дагестане более 45 тысяч медработников, которые всегда готовы прийти на помощь в трудную минуту, помогают спасти жизнь и вернуть здоровье. С днем медицинского работника поздравил Глава Дагестана Сергей Меликов. В частности в поздравлении говорится: «Дорогие наши врачи и медсестры! Мы хотим от всей души поблагодарить вас за это и поздравить с Днем медицинского работника! Сделать медицинскую помощь одинаково доступной в крупных городах и маленьких горных аулах – наш приоритет. Для этого мы развиваем первичное звено здравоохранения, обновляем материально-техническую базу, развиваем высокотехнологичную медицинскую помощь, налаживаем взаимодействие с ведущими медицинскими центрами страны. Примите искренние пожелания здоровья, счастья, мира и благополучия, успехов в вашем благородном труде!»

Махачкала - Бишкек. Первый авиарейс запланирован на 3 июля

Авиакомпания "Уральские авиалинии" открывает прямые рейсы из Махачкалы в Бишкек (Киргизия). Первый рейс запланирован на 3 июля. "Столица Киргизии Бишкек становится все популярнее. Из Махачкалы туда можно будет летать и по воскресеньям. С 3 июля запускают рейсы "Уральские авиалинии", на самолетах Airbus A320", - сообщила руководитель пресс-службы махачкалинского аэропорта Сапура Магомедова.
Сателлит Вчера в 11:53

В центре Махачкалы перекроют движение

Сегодня, 19 июня с 10:00 до 14:00 будет приостановлено движение транспорта в центральной части Махачкалы в связи с проведением "республиканского велопробега в поддержку президента России и российских военнослужащих" - сообщают "Махачкалинские известия". Движение транспорта будет остановлено от проспекта Петра Первого до проспекта Расула Гамзатова с ограничениями заезда со стороны улиц; Дахадаева, Ярагского, Пушкина.
Сателлит Вчера в 10:49

Граф Толстой и кумыки

«Мало того, что это один из лучших людей, которых я встречал в жизни, что он был брат, что с ним связаны лучшие воспоминания моей жизни, это был лучший мой друг», – писал Лев Николаевич о своем старшем брате Николае Николаевиче. В 1857 году во втором номере журнала «Современник» появился дебютный цикл рассказов Николая Толстого «Охота на Кавказе», представлявший собой красочное описание кавказской природы и быта людей, который помимо прочего интересен как документ, характеризующий обстановку и среду, в которой жили братья Толс­тые. Лев Николаевич в дневниках и письмах часто упоминает о большом влиянии разностороннего ума и литературного таланта своего старшего брата. В письме к Л. Н. Толстому от 13 сентября 1856 года И. С. Тургенев спрашивает его: «А записки Вашего брата – отделали ли Вы их и отправили ли их в Петербург?». Можно предположить, что и Лев Толстой принимал участие в редактировании первой публикации Николая Толстого. Николай прибыл на Кавказ значительно раньше своего знаменитого младшего брата и покинул позже. Известный поэт и переводчик из Хамаматюрта Мурат Аскеров вспоминает: «Еще мои старики рассказывали, как наше село в свое время посетил граф Толстой, как его встретил местный князь Арсланхан и как он на Тереке охотился вместе с Герейханом на кабанов. Впечатления мои от их рассказов были неописуемы, но в памяти моей детской они оставили двоякий след. Все прояснилось по прошествии почти двадцати-двадцати пяти лет. Я уже успел забыть обо всем этом, когда мне в руки случайно попала одна старая потрёпанная книга «Дагестан в русской литературе», 1960 г. В ней приводятся рассказы Н. Н. Толстого (брат Л. Н. Толстого) из цикла под названием «Охота на Кавказе». Каково же было мое удивление, когда я прочел там о нашем славном земляке охотнике Герейхане. Причем рассказы Н. Н. Толстого едва ли не повторяют услышанное мной от местных стариков. Действительно Николай Толстой признается, что «самый лучший стрелок из азиатцев, которого я знал, был кумык Гирей-хан». С большим восхищением об «Охоте на Кавказе» отзывался сын друга Николая Толстого нобелевский лауреат по литературе поэт Иван Бунин. Николай Некрасов утверждал, что «рука Николая Толстого тверже владеет языком, чем рука его брата». В свою очередь другой классик русской литературы Иван Тургенев утверждал, что Николай оттого не стал писателем, что был лишен недостатков, которые нужны, чтобы им стать. Нам думается, что более всего преградой тому была его ранняя смерть в 37 лет. В повести Николая Толстого «Пластун», несмотря на то, что действие её происходил на Кубани, многие «туземные» слова явно почерпнуты из кумыкского языка. Это слова: канлы, аталык, эмчек, бичяк (так у автора), карги в значении – вороны, уздени (а не уорки, как называют дворян у адыгов), «бельмесим» (искажение кумыкского билмеймен в значении «не понимаю») и другие. По мнению современной исследовательницы Е.В. Белоусовой, с братьями Николаем и Львом был хорошо знаком автор «Рассказа кумыка о кумыках» отставной подполковник Девлет-Мирза Шихалиев, живший в Кизляре, где с конца 1840-х гг. постоянно бывал Н. Н. Толстой, а в 1851–1854 гг. – Л.Н. Толстой. Возможно, Девлет-Мирза стал одним из источников информации для молодых офицеров о культуре и языке собственного народа и всего региона. Ю. ДЖАНАТЛИЕВ Подпись под фото: 1. Иллюстрация с обложки повести «Пластун» Н. Толстого (источник: az.lib.ru). 2. Николай Толстой (источник: Tolstoy.ru)
Ёлдаш Вчера в 08:23

ФОТОАРХИВ Старинный кумыкский дом в с. Ишкарты Буйнакского района

ФОТОАРХИВ Старинный кумыкский дом в с. Ишкарты Буйнакского района. Фото и схема Аркадия Гольдштейна.
Ёлдаш Вчера в 08:21

Духовные наставники селения Какашура

В хронике «Тарихи Какашура» упоминается какашуринский шейх Баммат. О нём сказано так: «Самым уважаемым человеком в селении является Баммат. Говорят, что перед ним открыты тайны чудодейства («кафши карамат»). Он близок с утамышскими шейхами. Они (утамышские шейхи и Баммат) завещали друг другу: в случае кончины организовать похороны…». Неизвестно, к какому именно тарикату принадлежал этот шейх. Указано лишь то, что он учился у шейхов, живущих в селении Утамыш. Тарикат утамышских шейхов – один из самых древних в Дагестане и связан ещё с периодом исламизации. Об этом свидетельствует находящийся в Утамыше зиярат 17 шейхов. Отметим, что в былые времена не только представители духовенства, но и простые какашуринцы были известны своим религиозным рвением и приверженностью к строгому соблюдению обрядов. Сохранилось предание о том, что лет двести назад в Мекке уроженец Стамбула Исрапил повстречал какашуринских паломников, познакомился с ними и, восхитившись их искренней верой, решил посетить их родину. Его желание исполнилось, но обратно в Турцию он уже не вернулся. Возможно, помешала Кавказская война, а возможно, ему так понравилось в Какашуре, что он и уезжать не захотел. Известный автор религиозных стихов Абдурахман Какашуринский родился во второй половине XVIII века. Его отцом был «паломник (хаджи) двух святынь» Мухаммад, а его мать звали Аймесей. Известно, что сам Абдурахман получил богословское образование, обучаясь сначала в медресе, а затем лично у разных алимов-специалистов по мусульманскому праву (шариату) в Дагестане и Ширване. Завершив образование, он работал кадием (судьёй) в Какашуре, Алхаджикенте и в последние годы своей жизни в Атлыбоюне, где в 1841 году примерно в возрасте семидесяти лет он умер и был похоронен. Абдурахман являлся шариатским шейхом. Над его могилой возведен зиярат. Известны имена кадиев и имамов села: Хасан-Кади (до 1820 г.), Магьаммат (1826 г.), Хусейн-Кади (1860-1870-е годы), Абдулхалим-Кади сын Хусейн-Кади (1880-е годы), Салих Мулачи-оглы, Али-Мухаммад (1905 год), Шахабутдин Бейбулатов, Нурутдин сын Али, Камалутдин сын Арсланали, Гусен-Кади Умаров (1940-е), Азим Рагимович Рагимов, врио Шарапутдин Яхьяевич Яхьяев, Зайнутдин Шугаибович Дайзиев, Зиявутдин Камилович Закарьяев, Исмаил Джамалутдинович Тагиров, Камилсолтан Салавутдинович Зайнуков (с 2000-х гг. по настоящее время). С какашуринским духовенством был тесно связан известный устаз — шейх накшбандийского тариката Ильяс-Хаджи Цудахарский. Вот что он написал о своем пребывании в Какашуре: «Я приехал в с. Какашура – одно из сёл равнины, и жил там. Мутаалимы, которые жили при мечети этого селения, были довольны моим прибытием и брали у меня уроки. Я преподавал им с усердием. У кадия селения Хусейна я начал изучать книгу «Махалли», начиная с раздела «Гасб». Студенты получали пользу от меня, а я также получил пользу от их кади». Большим влиянием в Северном Дагестане пользовался ученик Ильяса Цудахарского шейх Али-Хаджи, получивший от него «иджаза», то есть право на наставничество мюридов. Его мюридами являлись такие известные алимы и борцы с антирелигиозной политикой властей, как бугленец Бадави-Кади Адильбеков и казанищенец Мустапа-Кади Исмаилов. Шейх передал «иджаза» потомку Абдурахмана Какашуринского кадию Абубакару Генжеханову, проживавшему в Атлыбоюне (Ленинкенте). После смерти Али-Хаджи общину его мюридов в селе возглавил Билал Эльмурзаев. В Какашуре находится зиярат шейха Али-Хаджи. Одной из интересных фигур среди какашуринских мулл являлся Абдулла-Хаджи, репрессированный в конце 1920-х годов. Увы, его биография пока мало изучена, а ведь именно у него хранился оригинал рукописи «Тарихи Какашура». От этой книги сохранилось два отрывка, один был опубликован Гасаном Оразаевым, в руки которого он попал через Абдулкадыра Вагабова, а содержание другого отрывка было обнародовано в пересказе Паражутдина Бекбулатова в статье об архиве его отца — поэта Ахмеда Бекбулатова. В 1930-е годы в ходе антирелигиозной кампании в Какашуре были закрыты все мечети. Однако уже в 1944 году Гусен-Кади Умаров добился возаб­новления работы сельской джума-мечети. Несмотря на послабления, возникшие в отношении религии в годы Великой Отечественной войны, он добился этого с большим трудом и сам был вскоре отстранён от работы за независимую позицию. В 1940—1950-е годы заместителем муфтия Северного Кавказа работал какашуринец Пайзулла-Хаджи Таштемиров (1901—1988), имевший высшее богословское образование. Без его активного содействия Гусену-Кади и другим активистам не позволили бы открыть мечеть. Позднее Пайзулла-Хаджи работал имамом центральной мечети Буйнакска. Он был одним из немногих алимов позднего СССР, побывавших в хадже, славился своей ученостью. Сорок лет будуном (муэдзином) джума-мечети работал Шарапутдин Яхьяев, известный своим ответственным отношением к своим обязанностям, терпением и бескорыстностью. Среди односельчан его уважительно называли «Дадам». Благодаря деятельности трёх предыдущих алимов, Какашура являлось одним из немногих селений Дагестана, где в 1950—1980-е годы открыто функционировала мечеть. Камиль Джахбаров посвятил религиозным деятелям советской поры стихотворение «Тюрк», отрывок из которого мы тут приводим: Аллагьны аты артыкъ дюньяланы малындан, Сёзлерим бар айтагъан алимлени гьалындан. Шариатгъа аминлер алда кёп намус кютген. Шо ёлну тутгъанланы Сибирге сюргюн этген. Шогъар шагьат Пайзулла, Гюсенкъади белгили, Дадабыз Шарапутдин, Мама Къакъамахили. В конце статьи мы хотели бы поблагодарить краеведа Джамала Дорушева за предоставленные фотографию П.-Х. Таштемирова и список кадиев и имамов села. Полосу подготовил Юсуп ИДРИСОВ Подпись под фото: 1. Сынташ Абдурахмана Какашуринского; 2. Пайзулла-Хаджи Таштемиров
Юсуп Идрисов Вчера в 08:20

Почему эндиреевцы не оказались в Париже?

Эта история, больше похожая на увлекательный детективный роман, случилась в самом начале XIX века, почти невероятное, но тем не менее вполне достоверное событие. В июне 1812 года французский император Наполеон Бонапарт вместе с огромным полчищем пересек реку Неман и вторгся в пределы Российской империи. Рус- с­кие войска с тяжелыми боями отступали к Москве. Весть об этом, конечно же, дошла и до Кавказа. Именно в это время в Георгиевск, бывший тогда центром Кавказской губернии, приехал из Петербурга молодой офицер в конногвардейском мундире. Это был поручик Соковнин, флигель-адъютант царя, который представил начальнику здешнего края генералу Портнягину открытое предписание, повелевавшее ему сформировать конный полк из представителей местных горских народов и следовать с ним в действующую армию. Обладая блестящей наружностью и прекрасным образованием, Соковнин сумел расположить к себе кавказское начальство, и де­ло пошло вперед быстро и успешно. Вице-губернатор Врангель немедленно отпустил Соковнину значительную сумму денег, а генерал Портнягин сам ездил по владениям и благодаря своему влиянию успел склонить многих князей вступить в ополчение. Первыми на сборное место в Георгиевск явились кабардинские князья Бековичи-Черкасские, Арслан-Герей – последняя ветвь древнего крымского ханского рода, а также эндиреевский бий Албури Ибрагим Аджиев, который привел с собой отборный конный отряд в сто сабель. Красивые, стройные, одетые в кольчуги, они представляли собой замечательное зрелище, и, глядя на них, можно было без всяких колебаний сказать, что никакая кавалерия на свете не устоит против их сокрушительного удара. К сожалению, все это громкое дело рассеялось как дым, и весь сбор этих рвавшихся в бой лучших кавказских наездников оказался простой фантазией чрезмерно пылкого молодого воображения. В то время как Портнягин и Соковнин ездили по крепостям да аулам, один из советников казенной палаты стал сомневаться, чтобы такое важное дело, как формирование кавказского ополчения, могло быть поручено столь юному офицеру, и послал донесение министру полиции. Ответ министра произвел невообразимую суматоху в Георгиевске. Из Петербурга уведомляли, что Соковнин – самозванец, что он ни от кого никаких поручений не имел, все его предписания ложные и что его следует немедленно арестовать и отправить под караулом в столицу. При аресте Соковнин объяс­нил, что его настоящая фамилия Медокс, что он англичанин, родившийся в Москве, где его отец был владельцем московских театров, а сам он всего лишь корнет, числившийся в кавалерии. На допросах Медокс-Соковнин хладнокровно объявил, что знает, какая судьба его ожидает, но однако не теряет надежды на возможность оправдаться, так как намерения его были самые честные. Денежная отчетность действительно велась им с большой аккуратностью и добросовестностью. Никто не мог упрекнуть его в том, что он хоть одну казенную копейку истратил на личные потребности. Напротив, следствием было выяснено, что он на это дело потратил даже свои последние доставшиеся ему от отца три тысячи руб­лей. А это по тем временам весьма немалые деньги. «Я хотел услужить Отечеству в смутные времена, - сказал он генералу Портнягину, - и если нарушил закон, ничего не делал против своей совести. У меня не было никаких своекорыстных целей. Кавказцы готовы к походу, и я советовал бы не распускать их». По окончании следствия Медокс был отправлен в Петербург и заточен в Петропавловскую крепость, а последовавший затем суд отправил его на долгие годы в Сибирь на каторжные работы. Эта история ещё долго была предметом для рассказов в Кавказской армии. Остается лишь сожалеть, что горские эскадроны были распущены. Если бы стремления молодого человека действительно претворились в жизнь, то нет никакого сомнения, что среди гордо гарцующих русских кавалеристов перед знаменитой малой Триумфальной аркой поверженного Парижа в марте 1814 года мы увидели бы и эндиреевских всадников. Алав АЛИЕВ Подпись под фото: Русская армия вступает в Париж (источник: Wikipedia.org)
Алав Алиев Вчера в 08:18

Из истории Халимбекаула

Впервые под своим названием в русских документах Халимбекаул упоминается в 1725 го­ду и на момент разорения войсками генерал-майора Г.С. Кропотова состоял из 60 дворов. Для сравнения: в 1832 году, то есть до переселения в селение темирханшуринцев, в Халимбекауле было только 11 дворов. Говоря о происхождении местных первопоселенцев, отметим, что в конце XIX века во время поземельной тяжбы Апашевых с обществом селения Халимбекаул на утверждение Данияла и Бексултана Апашевых о том, что «вся юридическая жизнь халимбекаульского общества тяготела внутрь владения Шамхала», поверенные халимбекаульцев возражали, что их предки «выходцы из посёлка Батыр-Шура (правильно Бату-Шура), находящегося на земле эрпелинской» (ЦГА РД Ф. 90. Оп. 2. Д. 31). В XVII – первой половине XIX веков Халимбекаул входил в состав Бамматулинского бийлика (удела) Тарковского шамхальства. В самом Халимбекауле также имелись князья. Один из них, известный как Шура-Гебек, участвовал во второй половине XVIII века в усобицах в Мехтулинском ханстве, где пытался захватить власть в Какашуринском уделе, но, потерпев неудачу, удалился в Кайтаг. Там он поступил на службу к местному правителю, а его потомки в начале XX века были беками в азербайджанском селении Ерси (ныне относится к Табасаранскому району). После того как бамматулинский бий Гирей-бек принял активное участие в начальном этапе Кавказской войны и был свергнут А.П. Ермоловым с престола, его потомки осели в Халимбекауле. Последним князем из этого рода был полковник Гамзат-бек Хасбулатов, завещавший своё имущество на просвещение детей-мусульман Дагестанской области. В 1832 году главком русских войск на Кавказе, решив начать строительство укрепления на месте села Темир-Хан-Шура, переселил часть населения в составе 145 хозяйств в Халимбекаул. По данным Е.И. Козубского, личная дружина шамхала Абумуслим-Хана состояла в основном из халимбекаульцев. Его выбор был не случаен, ведь исстари халимбекаульцев за вспыльчивый и задиристый нрав называли «каратубеклер» (черные винтовки), так как чуть что и они хватались за ружья. К 1865 г. население Халимбекаула составило уже 215 семей. Сельсовет был образован декретом ВЦИК от 20.01.2021 г. в составе Темир-ханшуринского участка Темирханшуринского округа, переименованного 10.07.2022 г. в Буйнакский. Первая светская школа в селении была открыта в 1928 году. Колхоз был организован в 1929 году. В 2010 году население с. Халимбекаул составило 5108 человек, из них 415 проживало в селении Такалай, административно относящемся к МО «сельсовет Халимбе-каульский». По последним данным, население Халимбекаула приблизилось к 7 тысячам человек. Подпись под фото: «Халимбекаул», рисунок Н. Лакова, 1931 г.
Ёлдаш Вчера в 08:16

Азамат Акишев: «У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНА БЫТЬ МИССИЯ…»

Мы живем в эпоху перемен, с газетами активно конкурируют интернет-сайты, социальные сети, а с некоторых пор и мессенджеры. Особенно это касается стремительно набирающего обороты «Телеграма». Полагая, что все мы всё же не конкуренты, а союзники и параллельно работаем во имя общих целей, мы связались с координатором проекта по сохранению кумыкского языка «Къумукъ сёзлюк» в мессенджере «Телеграм» (https://t.me/qumuqsozluk) Азаматом Акишевым и попросили о встрече. Несмотря на свою занятость (наш собеседник работает советником заместителя Председателя Правительства Московской области по вопросам инвестиций, промышленности, науки, сельского хозяйства и торговли), Азамат живо откликнулся, и диалог, на наш взгляд, получился интересным и содержательным. – Как зародилась идея создания канала «Къумукъ сёзлюк»? – Сегодня в мире есть реальная проблема с языками национальных меньшинств. Лингвист, заместитель директора американского Института живых языков Дэвид Харрисон ещё в 2010 году заявил о том, что каждый месяц в мире исчезают по два языка. При этом в мире насчитывается около 6 тыс. языков, 80 % из которых находятся под угрозой исчезновения. Кумыкский не исключение. Несмотря на то, что носителей тюркских языков больше 300 млн, а кумыков около 600 тыс., мы понимаем, что за последние годы с каждым новым поколением все меньше людей могут похвастать тем, что они говорят на кумыкском. Я и сам это заметил, когда был в этом году на Ураза-байрам в родовом селе по материнской линии. Проходившие мимо меня школьники 10–12 лет говорили между собой на русс­ком языке, хотя такое сложно было представить лет 10–15 назад. Есть и мои сверстники и ребята помоложе, которые не просто не говорят, но даже не понимают родного. При этом я убеждён, что знать русский язык надо также в совершенстве, ведь это язык международного и профессионального общения. Для понимания: я в девятилетнем возрасте уехал с родителями в г. Новый Уренгой (ЯНАО). И у меня не было возможности учить родной язык в школе. Но дома моя бабушка Хава настаивала, чтобы мы говорили иск-лючительно на кумыкском. Она понимала, как важно не растерять свою идентичность. Именно она привила эту любовь к родному языку и нашей культуре. Наверное, поэтому я стараюсь чаще практиковать родную речь. В начале октября прошлого года руководитель департамента образовательных проектов Фонда им. Султан-Мута Тарковского Ибрагим Махтибеков обратился ко мне с идеей создать площадку, которая помогла бы вспоминать забытые слова и поддерживать словарный запас среди наших соотечественников. Мы подумали, что лучше всего будет создать канал в «Телеграме» (приложение для телефона. – Прим. Ю. Идрисова). Там есть удобный функционал, который позволяет устраивать викторины и голосования. Мы начали размещать контент (фотографии, видео) и за короткое время набрали почти 2 тыс. подписчиков, которыми очень дорожим. На наш взгляд, это очень осознанные и серьёзные люди, которые интересуются всем, что связано с родным языком и культурой. При этом мы заметили, что наш проект стал интересен не только кумыкам, но и крымским татарам, азербайджанцам, чувашам, карачаевцам, балкарцам, ногайцам и многим другим народам, представители которых активно участвуют в обсуждениях и прямых эфирах. – Кто входит в вашу команду? – Наш главный контентмейкер Ибрагим Махтибеков. Он создаёт все картинки, викторины. Хочу особенно его выделить, так как именно по его инициативе и при поддержке координатора по работе с посетителями исторического парка «Россия – моя история» Умужат Казакбиевой был проведён 1-й тотальный диктант на кумыкском языке, посвящённый 150-летию Абусупияна Акаева, в котором приняли участие 900 человек. Организатором диктанта выступил Фонд им. Султан-Мута Тарковского, а соорганизаторами – исторический парк «Россия – моя история», на площадке которого прошло мероприятие, Ассоциация учителей родного языка и литературы РД, газета «Ёлдаш», Кумыкский театр им. А.-П. Салаватова, Благотворительный фонд им. Бурлият Ибрагимовой и наш проект. Поэтесса из Германии Саида Гамидова пишет у нас статьи на злободневные темы. Активист Арслан Хасанов отвечает за размещение роликов на площадке YouTube. Недавно в нашу команду вошла учитель кумыкского языка и литературы Венера Абдулгалимова, которая делает видеоролики. – Кстати, с некоторых пор на вашем канале выходит цикл просветительских лекций и интервью «Жанлы берилиш». Почему вы выбрали именно этот формат общения с аудиторией? – Мы понимаем, что крайне мало контента на кумыкском языке. Мы даём возможность слушателям и зрителям в прямом эфире задать вопрос гостю. А гости у нас совершенно разные, начиная от представителей творческих профессий и науки и заканчивая религиозными деятелями и бизнесменами. – А с кем уже сделаны видеоинтервью? – У нас уже было более тридцати выпусков. Нашими гостями были филолог Агарагим Солтанмурадов, поэт Багавутдин Самадов, бывший редактор вашей газеты историк и социолог Камиль Алиев, государственный деятель Бекмурза Бекмурзаев, педагог Руганият Мусаева, начальник управления культуры Буйнакского района Рукият Устарханова, режиссёр Скандарбек Тулпаров, поэтесса Шейит-Ханум Алишева, историк Юсуп Идрисов, актер Наби Ахмедов, общественный деятель Надырсолтан Абдурахманов, спортсмен Жамал Ажигирей, руководитель IT-департамента Джамбулат Махтибеков, историк-публицист Багавутдин Аджаматов, ваш действующий главный редактор Гебек Конакбиев, известный блогер Абдулнасыр Кадыров, помощник муфтия Ильяс Умалатов, имам Абдулбари Жабраилов, имам Эльмурза Исаев, имам Рахмутдин Бадрутдинов, бизнесмен Гаджимурад Атаков, предприниматель Умайра Абакарова (с записями эфиров можно ознакомиться на Телеграм-канале @qumuqsozluk. – Примечание Ю. Идрисова). – Какова цель вашего проекта? – Главная Цель цикла таких передач – показать истории успеха в разных профессиональных областях, с тем, чтобы у людей были ориентиры роста. – Насколько успешен проект «Къумукъ сёзлюк», какие у вас планы и что необходимо сделать для их реализации? – Показателем того, что мы движемся в правильном направлении, является тот факт, что с нами сотрудничают профессионалы своего дела – филологи, учителя кумыкского языка и литературы. Некоторые даже используют наши викторины в виде тестов для занятий с детьми. А ещё к нам обращаются студии для перевода мультфильмов. Например, Джигит ТВ заказывал перевод «Профессора Почемучкина», а Тур.ТВ попросил нашу редакцию переводить серии мультсериалов «Барбоскины» и «Лунтик». А ещё мы бы очень хотели заняться изданием большого словаря кумыкского языка на 100 тыс. слов и толкового словаря кумыкского языка с привлечением профессионалов в этой области. – В свое время при вашем активном участии в Москве возникла организация «Къумукълар». Какие мероприятия ею проводятся? – МКО «Къумукълар» в последние два года было непросто. Пандемия коронавируса приостановила работу очень многих организаций. Тем не менее в этом году один меценат, пожелавший остаться инкогнито, предложил МКО «Къумукълар» оплату проведения вечера кумыкского народа в Шатре Рамадана при Мемориальной мечети на Поклонной горе в Москве. Председатель организации Динара Насрутдинова приняла предложение. Несмотря на отсутствие у неё опыта организации подобных мероприятий, Ифтар был проведён на высоком уровне. В ближайших планах организации провести вечера памяти Ирчи Казака и Абусупияна Акаева. – Что бы вы пожелали нашему народу и в первую очередь нашей молодежи? – У каждого человека должна быть некая миссия, какое-то дело жизни, то, чем он может быть полезен себе, родным, близким, народу. Наш пророк (мир ему и благословение Творца) в своё время сказал: «Люди, вы обязаны иметь цель (стремление), если намерены чего-то существенного достичь в этой земной жизни в духовном, интеллектуальном, физическом или материальном плане! Обозначайте цели и действуйте! Поистине Аллах не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу; пока вам не надоест то, чем занимаетесь)». Поэтому я желаю всем, особенно молодёжи, ставить цели и планомерно к ним идти, в какой бы области они ни были. Беседу записал Ю. ИДРИСОВ
Юсуп Идрисов Вчера в 08:11

Выставка тастаров

Ёлдаш Вчера в 08:06