Когда говоришь о поэте, то напрашивается вопрос – какая же земля взрастила его, какими корнями питается его талант?
По словам самого поэта, любой пригорок вокруг его родного села Эрпели кажется ему высокой горой, где воробьи поют словно соловьи, а растения обладают целебными свойствами, и родники смотрят журавлиным глазом. Всему хорошему поэт научился у своих односельчан-эрпелинцев. «Меня окрыляет живое общение с ними, – говорит поэт. – С большим наслажденьем смотрю я на косарей и думаю: вот бы и мне иметь такую острую косу – острое перо, я бы тогда отправился косить заросшие травой тропы, которые ведут людей друг к другу».
Стихи поэта, посвященные своим односельчанам и родной земле, проникнуты ярко выраженным национальным характером кумыков. Это большей частью объясняется тем, что поэт в своем творчестве тесно связан с богатым фольклором своего народа.
Поэт глубоко постиг ту истину, что «человек один не может». Только во взаимодействии с другими он может стать личностью и реализовать себя, он должен осознать свое высокое предназначение и найти свое место в жизни. Одиночество – не для лирического героя этой книги, убежденного в том, что
Человек один в житейском море
Подобен легкой пене на волне…
Во многих стихотворениях Ахмеда Джачаева звучит беспокойство современного человека за судьбы мира, светлых начал и устоев, испытывающих постоянный натиск разгулявшихся деструктивных сил и тенденций, опирающихся на нигилизм, на отрицание простых и нужных человеку вещей и понятий:
Весь мир во власти сонного покоя,
Что ж мне судьба покоя не дала…
Судьба лирического героя Ахмеда Джачаева неотделима от судьбы родного края, он не может процветать и благоденствовать в отрыве от него, сам по себе. С ним происходит то же, что происходит со страной, с другими людьми. Такое мироощущение приобретает особый смысл в сложные, переломные времена, когда наблюдается кризис гуманизма, «смена вех», и растерявшимся людям не на что опереться. Оно напоминает отчаявшимся о красоте и необходимости старых, как мир, вечных ценностей, вера в которые спасает человека, наполняет его жизнь глубоким смыслом.
На русский язык ранее переводились и другие книги поэта. Выходили они в издательствах «Современник», «Малыш», «Советский писатель». Поэзия Джачаева оценена критикой как талантливое явление. За подборку стихов «Крылья гор» он стал лауреатом журнала «Молодая гвардия» за 1986 год.
Биография же Ахмеда Джачаева сходна с биографиями многих его сверстников. Рос и воспитывался в крестьянской семье, окончил среднюю школу, работал рабочим на махачкалинском заводе «Металлист», прошел службу в рядах Советской Армии. Затем окончил филологический факультет Даггосуниверситета. Более 40 лет работал в республиканской газете «Ёлдаш».
Читая жизнеутверждающую поэзию народного поэта Дагестана А. Джачаева, глубоко убеждаешься в том, что он поэт мысли, ему есть, что сказать читателю. Об этом предельно ясно говорят следующие строки:
Я календарь все медленней листаю
И верю, как волшебнику, ему,
И день пропавшим без вести считаю,
Когда добра не сделал никому.
Остро современны стихи «Не зря живу я в солнечных долинах».
Я с детства знал, что чистыми руками
Должны горячий мы ломать чурек,
Что говорить с друзьями и врагами
Начистоту лишь должен человек.
Мысли, выраженные в этих строках, мне кажутся в определенной мере поэтическим кредо Ахмеда Джачаева – поэта с собственным поэтическим видением мира, с великолепными стихами о матери, хлебе, любви, природе.
Стихотворения А. Джачаева преисполнены нравственной непреклонности. Посреди сегодняшней культурной сутолоки и разноголосицы, когда стало модным похваляться служением всему сомнительному и культивировать в себе всякие небезобидные отклонения и чудачества, лишь бы прослыть оригинальным, когда культура готова пойти в услужение хоть самому дьяволу, Ахмед Джачаев принципиально выбирает добро, ясность, разум, культ всего проверенного, испытанного временем и освященного традицией. Да и могло ли быть иначе, если поэт с самого начала заявляет: «Ведь был я доброй матерью рожден…» Преодоление эгоизма, корысти и мелочной расчетливости, сотворение добра – вот главная мысль и основная эмоция, вот что согревает эти замечательные стихи, и без того уже согретые теплом материнских рук, родного очага и великой роскошью человеческого общения. Постоянный, настойчивый призыв к добру – естественная манера лирического героя жить и радоваться жизни:
И помоги хурджины донести
Уставшему от зноя и дороги…
Поэтический мир книги «Два крыла» населен разными людьми. Немало среди них всякого рода отступников, ругающих родное село, свои истоки и корни, думающих только о своей карьере, личной пользе и выгоде, у них «вместо глаз – два медных пятака». Лирический герой книги хочет жить «честно, с незапятнанной душой». Он ценит простые и такие необходимые человеческие качества, как дружелюбие, открытость, способность одарить другого улыбкой. В стихотворении «Улыбка женщины» есть примечательные строки:
Высокого добиться урожая
Умеет хлебороб лишь потому,
Что утром, мужа в поле провожая,
Крестьянка улыбается ему…
Поэта искренне удивляет «маленький строитель муравей», когда он «целый колос тащит за собой, а ведь сам – не более зерна». Поэта не может не огорчить, когда «шьет инвалид с одною ногою штаны особого покроя». Равнодушным не оставит никого стихотворение «Современные письмена». Иные молодые, чьи деды имена свои оставляли на стенах рейхстага, сегодня, повеселившись, ножами пишут на стволах деревьев имена свои и даты, «чтоб неведомые их прочли когда-то». Большая действенная поэтическая сила заключена в строчках:
Ну а если бы местами поменяться,
И деревья бы могли передвигаться,
Пить и есть, и веселиться тоже стали,
А потом бы всем нам кожу разрезали…
Просторен мир поэтический у Ахмеда Джачаева. «Вблизи от молний он растит птенцов», – говорит поэт об орле. Глубоки по смыслу и философичны его строчки: «Пусть опустеют, наш презрев улов, капканы, даже если на волков. И если уж чему пустеть дано, пусть будет то больничное окно». Во многих своих стихах автор малословен. И это важно для поэта. В стихотворении «Руки матери» всего восемь строк, но несут они большую смысловую нагрузку:
К одним горам –
Всегда хочу вернуться.
К одним рукам –
Губами прикоснуться.
Зовут те горы –
Отчими горами.
Зовут те руки –
Матери руками.
Ахмед Джачаев предстает в этой книге перед читателем как взыскательный мастер, который шлифует каждую строку, добиваясь максимальной точности и выразительности, ему хорошо знакомы муки творчества:
Я хотел бы собственную душу
Научиться вкладывать в стихи.
Поэту удалось освоить сонет – одну из самых сложных и требующих высокого мастерства стихотворных форм, предполагающих особую лаконичность, емкость образов и афористичность стиля. И тем не менее поэт остается скромным, и эта скромность подкупает тем, что она серьезна, в ней нет нарочитой позы и «уничижения паче гордости»:
Когда б смогли стихи мои сравниться
Своим значеньем с каплей дождевой…
Редко в наши дни встретишь поэта, не похожего на кого-то. Ахмед Джачаев старается не повторять никого. Двери в поэзию хочет открыть только лишь своим ключом, хорошо знает, что тут чужие ключи не помогут.
Я уверен, что жизнеутверждающие стихи поэта доставят читателям немало приятных минут и погрузят в глубокие раздумья.
Камиль Ханмурзаев,
доктор филологических наук.