Практика оказания международной правовой помощи Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан.

Международное право разделяет международную правовую помощь на 2 составляющие, которые соответственно относятся к международному публичному и частному праву: международная правовая помощь по уголовным делам и международная правовая помощь по гражданским и семейным делам.

Рассматривая правовую помощь по уголовным делам, важно отметить, что эта совокупность норм может рассматриваться в качестве института международного уголовного права. Многие исследователи полагали, что правовая помощь, оказываемая в области уголовных дел на международном уровне, представляет собой элемент мирового сотрудничества в борьбе с преступностью. Этот институт, в первую очередь, концентрируется на реализации правовых норм уголовного судопроизводства. Он имеет вспомогательное значение в процессе борьбы с преступниками и их действиями. Наряду с этим, международная правовая помощь в сфере уголовного права это не только международные нормы, используемые при сотрудничестве стран, но и организационные механизмы, которые сформированы на их основе.

Аналогично можно охарактеризовать и институт международной правовой помощи в области гражданских и семейных дел, который развивается в системе международного частного права. Цель этого института заключается в помощи стран друг другу в ходе осуществления правосудия по делам семейного и гражданского права. Он включает в свой состав также процессуальные и материальные нормы.

Сотрудничество государств обеспечивается увеличением контактов между гражданами вне зависимости от места их жительства и гражданства. В изучении вопросов взаимодействия разных стран особое место занимают правовые средства и методы урегулирования отношений

В современном обществе все более существенное значение отводится вопросам организации международной правовой помощи, которая представляет собой ряд законодательных норм, направленных на оказание содействия в решении спорных ситуаций. Следует отметить, что к данному виду правовой помощи обращаются при решении как финансово-экономических, так и семейных отношений, включающих в свое содержание иностранный компонент.

Министерство юстиции является федеральным органом исполнительной власти страны, которая реализует политику государства в области правового регулирования и координирующей указанную деятельность в отношении иных органов исполнительной власти.

Возрастанию роли международных правовых отношений способствовал распад Советского Союза и появление ряда самостоятельных государств, сотрудничество между которыми стало осуществляться на основе применения международного права.

Распад Советского Союза не смог ликвидировать гражданско-правовые связи, которые состоят из хозяйственных, семейных, трудовых, наследственных и других отношений. Данные связи, появились между людьми разных республик единого государства, оказавшихся в настоящее время на территориях независимых друг от друга стран. Возникновение и урегулирование отношений подобного рода на территориях самостоятельных государств приобретает международный характер.

Внутреннее законодательство страны и сам субъект, нуждающийся в данной помощи, оказывают существенное воздействие на порядок предоставления международной правовой помощи, сроки ее осуществления и содержание в целом.

Существенную роль в регулировании правовых отношений в области предоставления международной помощи занимала также Конвенция о правовой помощи в отношении уголовных, гражданских и семейных дел (1993 г.).

Но, с 28 июня 2023 года вступила в силу Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Кишиневе 7 октября 2002 года (далее — Конвенция 2002 года) — международный договор в рамках СНГ, призванный обеспечить гражданам каждой из договаривающихся сторон и другим лицам, проживающим на их территории, правовую защиту личных, имущественных и неимущественных прав. Её положения также определяют порядок взаимодействия учреждений юстиции и других органов, оказывающих взаимную правовую помощь.

В соответствии с пунктом 3 статьи 120 Конвенции 2002 года между её государствами-участниками (Россия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) прекращает свое действие Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 года. В отношениях с Украиной (до 19 мая 2024 года), Грузией, Республикой Молдова и Туркменистаном продолжает действовать Минская конвенция 1993 года.

Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2023 года № 349 определены центральные, территориальные и другие органы Российской Федерации, уполномоченные на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами других государств-участников Конвенции 2002 года.

Центральными органами Российской Федерации, уполномоченными на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств — участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. (далее — Конвенция), являются:

Верховный Суд Российской Федерации — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

Министерство юстиции Российской Федерации — по вопросам судебной деятельности всех судов (за исключением вопросов судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации), а также по всем вопросам оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам;

Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации — по делам о преступлениях и иным вопросам, относящимся к их компетенции;

Генеральная прокуратура Российской Федерации — по иным вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам;

б)   территориальными и иными органами, уполномоченными на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств — участников Конвенции, являются:

территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации;

следственные органы Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;

территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном и региональном уровнях;

территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

в)    Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет непосредственное взаимодействие с компетентными органами государств — участников Конвенции по вопросам пересылки документов о трудовом, страховом стаже и других документов, необходимых для осуществления в пределах его компетенции пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования, социального обеспечения и предоставления мер социальной защиты (поддержки)

Значительная часть запросов об оказании международной правовой помощи, поступающих в Управление Минюста России по Республике Дагестан (Далее — Управление), связано с рассмотрением вопроса о наличии или отсутствии гражданства стран СНГ.

Рассматриваются вопросы об оказании международной правовой помощи, связанных с рассмотрением российскими и иностранными судами гражданских, уголовных или арбитражных дел, в которых один или несколько участников судебного процесса находятся вне пределов государства, в котором ведется судопроизводство.

Помимо вопросов правовой помощи и правовых отношений по гражданским, уголовным делам, договоры регламентируют и вопросы оказания помощи по семейным и наследственным делам.

Так в 2023 году в адрес Управления поступило 80 запросов об оказании международной правовой помощи, 60 запросов в 2022 году. Из них 58 запросов об истребовании личных документов, в 2022 году 42 запроса об истребовании личных документов. Также в 2023 году было обработано 6 запросов об оказании содействия в истребовании сведений о наличии или отсутствии завещания, наследственного дела, тогда как в 2022 году обработано 16. Основным направлением запросов об оказании содействия в истребовании личных документов являлись Азербайджан, Туркменистан, Казахстан.

Следует отметить, что наблюдается тенденция к повышению документооборота в сфере оказания международной правовой помощи, что говорит о востребованности международной правовой помощи. Таким образом, оказание международной помощи в решении вопросов граждан приобретает все более существенное практическое значение в современном мире.