Махачкалинский порт станет мультимодальным хабом в рамках стратегии до 2030 года

Правительство Дагестана утвердило стратегию развития Махачкалинского порта до 2030 года. На заседании Совета по морской деятельности подвели итоги работы за 2025 год. Председатель Правительства Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил о стратегической роли порта. Он является ключевым звеном международного коридора «Север – Юг».

Порт связывает Юг России со странами Средней Азии и Ирана. Его выгодное положение открывает широкие возможности для экспорта. Власти уделяют повышенное внимание развитию портовой инфраструктуры. Сейчас реализуется комплекс мероприятий в рамках развития МТК «Север – Юг».

Ключевой целью является создание современного логистического хаба. Он обеспечит связь между Каспием, Черноморьем и Персидским заливом. Это превратит Махачкалу в значимый центр прибрежной экономики. Об этом доложил и.о. генерального директора порта Юсуп Гаджиев.

Завершается проектирование нового зернового терминала. Его мощность составит полтора миллиона тонн в год. Также модернизируется контейнерная площадка для увеличения перевозок. Порту требуется новая техника и краны большей грузоподъемности.

Планируется строительство подъездной автомобильной дороги к порту. Ее протяженность составит шесть целых семь десятых километра. Строительство планируют завершить до конца 2026 года. Это увеличит грузопоток и разгрузит улицы Махачкалы.

Важным решением стало создание особой экономической зоны. Она разместится на территории Махачкалы площадью триста десять гектаров. Для резидентов предусмотрены значительные налоговые льготы. Это стимулирует обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Развивается проект «Сухой порт Махачкала». Под него сформирован земельный участок в двести десять гектаров. К нему построят подъездную автодорогу протяженностью пятнадцать целых шесть десятых километра. В составе проекта запланировано строительство трех мостов.

Завершение проектной документации планируется до двадцать восьмого февраля 2026 года. Строительство дороги разгрузит пригородные сети и изменит логистические маршруты. Это создаст возможность для эффективной транспортировки грузов. Проект усилит экономический потенциал всего Дагестана.

Отдельно строят дорогу к порту от федеральной трассы Р-215. Ее протяженность составит шесть целых две десятых километра. Строительство начато по поручению Президента России Владимира Путина. Общий объем финансирования проекта — восемь целых девять десятых миллиарда рублей.

Врио министра транспорта Магомед Тагиров озвучил текущие мощности порта. Проектная мощность Сухогрузной гавани — три миллиона тонн в год. Мощность нефтеналивной гавани — семь целых девять десятых миллионов тонн. Сейчас используются не все существующие возможности порта.

Развивается сотрудничество с Ираном и другими странами. Основной резерв роста — сельхозпродукция и контейнерные перевозки. Ведутся переговоры по экспорту удобрений и лесоматериалов в Ирак и Индию. В обратном направлении планируется импорт товаров.

Сформирован перечень из пяти потенциальных инвестиционных проектов. Общий объем планируемых инвестиций — двенадцать целых два десятых миллиарда рублей. Они создадут четыре тысячи восемьсот шестьдесят девять новых рабочих мест. Сроки реализации определены с 2026 по 2036 годы.

Мэр Махачкалы Джамбулат Салавов выразил готовность оказать содействие. Администрация города выполнила необходимую подготовительную работу. Это касается землеустройства и правового закрепления территорий. Все создает условия для скорейшего запуска проектов.

По итогам заседания Абдулмуслим Абдулмуслимов вручил награды. Благодарственные письма Минтранса РФ получили Магомед Тагиров и Джамал Алиев. Их отметили за вклад в развитие транспортной инфраструктуры региона. Стратегическое развитие порта продолжает набирать обороты.