Правительство Дагестана утвердило стратегию развития Махачкалинского порта до 2030 года. На заседании Совета по морской деятельности подвели итоги работы за 2025 год. Председатель Правительства Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил о стратегической роли порта. Он является ключевым звеном международного коридора «Север – Юг».
Порт связывает Юг России со странами Средней Азии и Ирана. Его выгодное положение открывает широкие возможности для экспорта. Власти уделяют повышенное внимание развитию портовой инфраструктуры. Сейчас реализуется комплекс мероприятий в рамках развития МТК «Север – Юг».
Ключевой целью является создание современного логистического хаба. Он обеспечит связь между Каспием, Черноморьем и Персидским заливом. Это превратит Махачкалу в значимый центр прибрежной экономики. Об этом доложил и.о. генерального директора порта Юсуп Гаджиев.
Завершается проектирование нового зернового терминала. Его мощность составит полтора миллиона тонн в год. Также модернизируется контейнерная площадка для увеличения перевозок. Порту требуется новая техника и краны большей грузоподъемности.
Планируется строительство подъездной автомобильной дороги к порту. Ее протяженность составит шесть целых семь десятых километра. Строительство планируют завершить до конца 2026 года. Это увеличит грузопоток и разгрузит улицы Махачкалы.
Важным решением стало создание особой экономической зоны. Она разместится на территории Махачкалы площадью триста десять гектаров. Для резидентов предусмотрены значительные налоговые льготы. Это стимулирует обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.
Развивается проект «Сухой порт Махачкала». Под него сформирован земельный участок в двести десять гектаров. К нему построят подъездную автодорогу протяженностью пятнадцать целых шесть десятых километра. В составе проекта запланировано строительство трех мостов.
Завершение проектной документации планируется до двадцать восьмого февраля 2026 года. Строительство дороги разгрузит пригородные сети и изменит логистические маршруты. Это создаст возможность для эффективной транспортировки грузов. Проект усилит экономический потенциал всего Дагестана.
Отдельно строят дорогу к порту от федеральной трассы Р-215. Ее протяженность составит шесть целых две десятых километра. Строительство начато по поручению Президента России Владимира Путина. Общий объем финансирования проекта — восемь целых девять десятых миллиарда рублей.
Врио министра транспорта Магомед Тагиров озвучил текущие мощности порта. Проектная мощность Сухогрузной гавани — три миллиона тонн в год. Мощность нефтеналивной гавани — семь целых девять десятых миллионов тонн. Сейчас используются не все существующие возможности порта.
Развивается сотрудничество с Ираном и другими странами. Основной резерв роста — сельхозпродукция и контейнерные перевозки. Ведутся переговоры по экспорту удобрений и лесоматериалов в Ирак и Индию. В обратном направлении планируется импорт товаров.
Сформирован перечень из пяти потенциальных инвестиционных проектов. Общий объем планируемых инвестиций — двенадцать целых два десятых миллиарда рублей. Они создадут четыре тысячи восемьсот шестьдесят девять новых рабочих мест. Сроки реализации определены с 2026 по 2036 годы.
Мэр Махачкалы Джамбулат Салавов выразил готовность оказать содействие. Администрация города выполнила необходимую подготовительную работу. Это касается землеустройства и правового закрепления территорий. Все создает условия для скорейшего запуска проектов.
По итогам заседания Абдулмуслим Абдулмуслимов вручил награды. Благодарственные письма Минтранса РФ получили Магомед Тагиров и Джамал Алиев. Их отметили за вклад в развитие транспортной инфраструктуры региона. Стратегическое развитие порта продолжает набирать обороты.

