Под руководством Главы Дагестана Сергея Меликова утвержден план развития Махачкалинского морского торгового порта — ключевого узла международного коридора «Север–Юг». К 2030 году грузооборот объекта вырастет на 32%, достигнув 11 млн тонн, несмотря на временное снижение мощностей в период реконструкции .
Приоритетом станет строительство 4-полосной подъездной автодороги протяженностью 6,2 км (бюджет 7,9 млрд рублей), проектная документация которой уже прошла госэкспертизу. Параллельно модернизируют энергосети для обеспечения новых терминалов дополнительными 3 МВт мощности . К 2026 году введут морской пункт пропуска «Махачкала» с технологией сканирования грузов без выгрузки, что ускорит таможенные процедуры .
Порт диверсифицирует грузопотоки, делая ставку на экспорт удобрений и лесоматериалов в Иран, Индию и страны Ближнего Востока . Для этого реализуют:
— Зерновой терминал мощностью 1,5 млн тонн, увеличивающий перевалку зерна вчетверо;
— «Сухой порт» для транзитных грузов коридора «Север–Юг»;
— Реконструкцию 12 причалов и модернизацию кранового парка для роста мощности контейнерного терминала до 50 тыс. TEU в год .
Ключевое конкурентное преимущество порта — сокращение маршрута в Азию в 3 раза по сравнению с путем через Суэцкий канал . В разработке — проект «плавучего трубопровода» с Ираном для перекачки нефти через глубинный терминал ($300 млн инвестиций), что усилит позиции России в Каспийском бассейне .
За 11 месяцев 2024 года порт обработал лишь 800 тыс. тонн сухогрузов и 1,7 млн тонн нефти. Временное снижение грузооборота до 4,1 млн тонн в 2025 году связано с реконструкцией, но ставка оправдана: к 2030 году объект станет главным экспортным «клапаном» Юга России.