О попытках иностранного вмешательства на выборы Президента России, которые пройдут с 15 по 17 марта высказался завкафедрой теории государства и права юридического факультета ДГУ, доктор юридических наук, профессор, эксперт регионального общественного штаба по наблюдению за выборами Абулмуслим Муртазалиев.
«Сплоченность народа и прозрачность избирательного процесса как главные орудия противодействия иностранного вмешательства на предстоящие выборы Президента в России. Как известно, с началом президентских выборов в России в 2024 году институтами гражданского общества, в том числе и Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг» с региональными штабами по наблюдению за выборами, предпринимаются немалые усилия по обеспечению их прозрачности и честности как для россиян, так и народов зарубежных стран. К сожалению, предпринимаемые в этой связи усилия не особо приветствуются, если не сказать, что вообще не замечают, нынешними нашими недоброжелателями – странами коллективного Запада. Ими уже предпринимаются немалые усилия по дискредитации наших основных выборов путем антиконституционных призывов через нежелательные или даже открыто экстремистские организации», — отметил Муртазалиев.
Как заявил недавно глава комиссии Госдумы РФ по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела РФ Василий Пискарев на совещании глав комитетов и комиссий парламентов стран ОДКБ по вопросам международных отношений, обороны и безопасности, для дискредитации выборов в РФ и Беларуси используются одни и те же «площадки» и основными целями деструктивного внешнего воздействия являются дети и молодежь. При этом, как он отметил, воздействие происходит при помощи деятельности неправительственных и международных организаций — например, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и немецкой организации «Европейская платформа за демократические выборы» (признана нежелательной на территории РФ).
«Надо иметь ввиду, что иностранное вмешательство в выборы — это процесс, при котором иностранные государства, организации или даже отдельные лица пытаются влиять на результаты выборов в других странах. Такое вмешательство может происходить различными способами, включая дезинформацию, кибератаки, финансовую поддержку определенных кандидатов или партий, шпионаж и другими. При этом вмешательство в выборы может иметь серьезные последствия для демократических процессов, нарушая их честность и законность, что также может привести к подрыву доверия избирателей к выборам и политическим институтам. Конечно, многие страны принимают меры для борьбы с иностранным вмешательством в свои выборы, включая законодательные инициативы, укрепление кибербезопасности, обеспечение прозрачности финансовых потоков в политических кампаниях и тесное сотрудничество с другими странами для обмена информацией и координации действий. Поэтому основные меры защиты от иностранного влияния на выборы связаны прежде всего с укреплением кибербезопасности, при котором государство и политические организации должны обеспечить защиту своих информационных систем от кибератак, включая атаки на электронные системы голосования, базы данных избирателей и коммуникационные каналы кандидатов. Путем организации просветительской работы избиратели, политические кампании и организации должны быть осведомлены о методах иностранного вмешательства, таких как дезинформация, фейковые новости и кибератаки. Значительная роль уделяется укреплению законности, направленной на предотвращение и наказание иностранного вмешательства в выборы. Противодействию иностранного вмешательства в выборы способствует прозрачность финансирования политических кампаний, запрет на использование иностранных средств для финансирования кампаний и жесткие наказания за нарушения. Не меньшую роль играет также и международное сотрудничество с другими странами для обмена информацией о возможных угрозах и координации действий по предотвращению иностранного вмешательства в этой сфере. Самое главное средство противодействия – обеспечение прозрачности выборочных процессов, включая подсчет голосов и обработку данных, а также ответственность за нарушения законодательства и манипуляции в процессе выборов. Понимая важность предстоящих выборов, нам необходимо не только осознать, но и обеспечить на практике указанные меры в качестве гаранта законности процендуры и легитимности избрания Главы государства, призванной решать исторические задачи по воссозданию России как государства одной из передовых прогрессивных цивилизаций в мире», — заключил Муртазалиев.