Когда автор - народ

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Мы немало писали о народных промыслах. Отмечали, что на сегодня большинство из них совершенно позабыто. Приходилось порой слышать, что, вероятно, и прежде у нас они были не столь развиты как у соседей ввиду возможности приобретения на базаре тех же горских изделий. Автор эти строк до некоторой степени также подпал под влияние подобного скептического отношения к развитию ремёсел. Да, было известно о наших оружейниках – Базалае и Шахманае, но разве это уже всё? Наконец, недавно одна счастливая находка избавила меня от этого досадного заблуждения. На сайте Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации мы обнаружили большое число экспонатов – изделий кумыкских мастеров первой трети XX в. По большей части это разнообразная продукция гончарного промысла, что естественно при изобилии глины в равнинно-предгорной зоне.

По имеющимся у нас данным, сохранились в центральных коллекциях и письменные записи довоенного периода о кумыкских гончарах. История гончарного дела у кумыков довольно древняя. Еще в XIII-XV веках широкое распространение в Дагестане получили «индирские», то есть эндиреевские парадные блюда, являвшие собой яркий пример парадной, репрезентативной посуды. Отдельные блюда, также идентифицируемые как «индирские», датируются даже домонгольской эпохой. Еще больше свидетельств успехов наших предков в производстве керамики представляют находки археологов. Как бы то ни было, мы представляем на обозрение и суд читателей небольшую подборку из обширных коллекций отечест­венных музеев.
Горшок (высота: 18 см, диаметр: 12 см)
Кувшин (высота: 48 см, диаметр: 26 см)
Кувшин (высота: 24 см, диаметр: 13 см)
Чаша (высота: 14 см, диаметр дна: 7 см, диаметр: 14 см)
Тарелка (диаметр: 25,5 см)
Молочник (высота: 21 см, диаметр: 10,5 см)

Успехи наших оружейников уже известны. Но приведем некоторые параметры.
Традиционными центрами ювелирного дела у кумыков считалиcь селения Эрпели и Султан-Янгиюрт. Пользовались кумычки и украшениями, изготовленными, например, кубачинскими мастерами. Одним из ярких дамских аксессуаров считались женские пояса, у княгинь-бийке и дочерей состоятельных узденей нередко серебряные.
Кумыкский женский пояс (материал, техника:
кожа натуральная, серебро; размер: длина - 71 см, ширина - 2,8 см)

Немалое развитие получили у кумыков шорное и обув­ное производство, работа с шерстью и войлоком в частности.

Шапка (высота: 14,5 см; диаметр: 18,5 см)

Мужская шуба

Период создания «ковра арбабаш» 1920-е годы. Материал, техника: волокна: животного происхождения: шерсть (войлок), нити: животного происхождения: шерстяные, ткань: тесьма (хлопчатобумажная), валяние, сшивание, плетение.
Активно работали кумыские мастерицы и с шёлком. На весь Кавказ были известны «тастары», выходившие из их умелых рук. Помимо них порой ими изготовлялись шарфы самой причудливой формы и расцветки. Один из таких в качестве примера даётся ниже.
Некоторые из представленных вполне можно назвать произведениями искусства. Конечно, наши предки мало заморачивались мыслями об эстетическом совершенстве, но чувства вкуса и любовь к гармонии были настолько растворены в их крови, а вдохновение было совсем нередким гостем их разума, что красота рождалась сама собой. А еще, когда мы прикасаемся к творениям старых мастеров, нас посещает удивительное ощущение, что они еще помнят тепло рук, их создавших. Вот она связь времен. И не надо думать, что мы не помним имен этих умельцев – они весь наш народ, все наши предки.
Завершить наш очерк хочется цитатой из романа русского писателя Владимира Личутина «Любостай», выражающей глубинную суть народных промыслов: «Всякое ремесло держит человечью породу, не дает ей затеряться, забыться, развеяться прахом в толще времён вместе с особенностями натуры, коя и высекается-то, чеканится самим этим ремеслом... – всё это сохраняет, и держит, и крепит, и передает по поколениям, по роду-племени всякое извечное рукоделие».

Все использованные фото позаимствованы с сайта
https://goskatalog.ru.

Юсуп ИДРИСОВ