Принимая во внимание современные вызовы обществу, встает вопрос о безопасности личности в сети Интернет и вообще в информационно-коммуникационной среде. Стремительное вхождение в жизнь информационных технологий, связанных с использованием компьютера, породило как спектр новых технологических возможностей, так и спектр новых факторов воздействия на психическую организацию современного человека.
Понятие «информационно-психологическая безопасность» определяется как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии различных социальных субъектов от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы.
Значительная часть социальной активности современных людей реализуется в рамках взаимодействия в интернет-сообществах и прежде всего в социальных сетях. Социальные сети подразумевают общение с людьми, с которыми уже установлены отношения в реальной жизни, и предоставляют возможность создания своей реальной личности, размещения подлинной информации о себе. Такое общение предоставляет неограниченные возможности самопрезентации, возможность экспериментирования с собственной идентичностью и перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения.
Но в то же время общение в социальных сетях может угрожать психологическому благополучию пользователей сети Интернет. Взаимодействие в сети Интернет привело к появлению множества «виртуальных миров», субъектами которых являются реальные и виртуальные личности, группы и общности. Интернет служит весьма удобной площадкой для подготовки и осуществления информационно-террористических и в общем информационно-криминальных действий, а также вербовки определенных групп людей, исходящей из зарубежных стран. Все это делает уязвимыми системы общественной и личной безопасности.
Одной из острых проблем противодействия терроризму является такое его направление, как противодействие идеологии и социальной базе терроризма и экстремизма в сети Интернет. В качестве средства и цели обеспечения государственной безопасности предусмотрено создание развитой системы выявления и противодействия политическому и религиозному экстремизму, национализму и этническому сепаратизму. Органами власти проводится мониторинг сети Интернет и осмотр сетевых ресурсов. В их число попадают и известные социальные сети, мессенджеры, видеохостинги.
Так как аккаунты пользователей социальных сетей и мессенджеров являются интернет-ресурсом и представляют собой совокупность информации, содержащейся в сети Интернет, то физическое лицо, зарегистрированное в Сети на сайте по указанному адресу, вправе обеспечивать доступ к информации, размещенной на его странице, неопределенному кругу лиц, в соответствии с правилами, устанавливаемыми администратором данного сайта.
Проще говоря, любой человек может зайти на страницу любого пользователя и просмотреть информацию, содержащуюся на ней. Это может быть фото, видео, аудио, текстовые записи, контактная информация. Таким образом, если круг лиц, имеющих доступ к странице, не ограничен, имеет место массовое распространение. Поэтому пользователи социальных сетей невольно могут стать соучастниками преступлений экстремистского характера.
Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности. К подобным материалам не всегда относятся материалы только религиозного направления, но также и националистического или политического, различные публикации общественно-националистических образований, обосновывающие или оправдывающие национальное, расовое или религиозное превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Противодействие всем этим направлениям в сети Интернет заключается в реализации технической защиты средств массовой информации и коммуникаций и относится к развитию информационно-коммуникационной сферы аппаратных и программных обеспечений, работающих в сети Интернет и связанных с ним, а также непосредственно к техническим навыкам и умениям конкретного пользователя интернета, социальных сетей, мессенджеров.
Основными принципами технической защиты средств массовой информации и коммуникаций являются следующие:
— осторожность при использовании бесплатного контента в мобильных телефонах (в них могут быть скрыты какие-то платные услуги);
— осторожность при отправлении SMS, ММS, фото или видео. Необходимо точно знать или быть уверенным, куда они попадут в конечном итоге;
— не загружать приложения от неизвестного источника, так как они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
— после выхода с сайта, где была введена личная информация, необходимо зайти в настройки браузера и удалить cookies (а лучше всю историю за последнее время);
— давать свой номер мобильного телефона только тем людям, с которыми хорошо знаком или к которым есть доверие;
— bluetooth должен быть выключен, когда он не используется;
— отсутствие или ограниченность передачи личной информации через общедоступные Wi-Fi-сети (работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера);
— использование и обновление антивирусных программ и брандмауэров;
— при использовании Wi-Fi необходимо отключить функцию «Общий доступ к файлам и принтерам»;
— не использовать публичный Wi-Fi для передачи личных данных, например для входа в социальные сети или на электронную почту;
— преимущественно использовать только защищенное соединение через HTTPS, а не НТТР (то есть при наборе веб-адреса вводить именно «https://»);
— необходимо выбирать правильные почтовые сервисы;
— не указывать в личной почте личную информацию (которая не является обязательной и без которой возможна регистрация почты);
— устанавливать сложные пароли (но такие, которые пользователь не забудет). Для каждого почтового ящика должен быть надежный, устойчивый к взлому пароль;
— использование несколько почтовых ящиков. Один для частной переписки с адресатами, к которым есть доверие, то есть свой личный почтовый адрес. Этот электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
— не открывать неизвестные файлы и другие вложения в письмах, даже если они пришли от друзей. Перед этим необходимо уточнить у них, отправляли ли они эти файлы;
— ограничить список друзей, в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
— защищать свою частную жизнь. Не указывать пароли, телефоны, адреса, дату рождения и другую личную информацию;
— защищать свою репутацию – держать ее в чистоте и задавать себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Важно думать, прежде чем что-то опубликовать, написать или загрузить;
— если ведется разговор с незнакомыми людьми – не использовать свою личную информацию: имя, место жительства, контакты, место учебы и прочее;
— избегать размещения фотографий в интернете, где есть изображение на местности, по которой можно определить твое местоположение;
— при регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли;
— для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать сложные и разные пароли. В таком случае злоумышленники, если и взломают, то получат доступ только к одному месту или профилю в сети, а не ко всем сразу;
— следить за своим аккаунтом; если есть подозрения, что личная анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
— использовать безопасные веб-сайты, в том числе интернет-магазинов и поисковых систем;
— если аккаунт взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены в друзья, о том, что аккаунт взломан и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам и ссылки на «фишинговые» сайты;
— управлять своей киберрепутацией. Цифровая репутация, или киберрепутация, – это негативная или позитивная информация в Сети о конкретной личности или индивиде. Компрометирующая информация, размещенная в интернете, может серьезным образом отразиться на реальной жизни пользователя. Свое место жительства, учебы, финансовое положение, особенности характера, рассказы о близких – все это накапливается в Сети. Комментарии, размещение своих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после их удаления. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное — что подумают о тебе окружающие люди, которые найдут и увидят это;
— необходимо хорошо подумать, прежде чем что-то публиковать и передавать у себя в блоге или в социальной сети;
— в настройках профиля нужно установить ограничения на его просмотр, сделать его только «для друзей»;
— не размещать и не указывать информацию, которая может кого-либо оскорблять или обижать;
— анонимность в Сети — мнимая, существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
— не вести хулиганский образ виртуальной жизни, интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их;
— лучше игнорировать единичный негатив, одноразовые оскорбительные сообщения. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
— бан агрессора: в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;
— если ты стал свидетелем кибербуллинга, нужно выступить против преследователя, показать, что действия оппонента оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в Сети.
Эти и подобные меры предосторожности позволят обезопасить себя от внешнего воздействия через информационные ресурсы. Кроме того, практика профилактических мер в информационной среде способствует обеспечению защищенности общества от негативного влияния иностранных государств.