Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsВ ДагестанеВ РоссииИнтервьюВ миреНа КавказеГлава РДНародное СобраниеПравительствоМинистерства и ведомства Муниципалитеты In memoriamНовости спортаГод культуры безопасности Выборы - 2018ЧЕ-2018 Kaspeuro2018"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаНовые книгиАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилКроссвордМасхараларТеатрЯнгы китапларЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИФото дняНаши партнерыНаши спонсорыСотрудникиНаши авторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Делегация Буйнакского района приняла участие в подъеме самолета Ил-2 Героя Советского Союза Юсупа Акаева со дна Черного моря

Делегация Буйнакского района приняла участие в подъеме самолета Ил-2 Героя Советского Союза Юсупа Акаева со дна Черного моря

Руководство Буйнакского района 28 июля встречала делегацию под руководством директора музея Боевой Славы имени Героя Советского Союза Юсупа Акаева, начальника штаба ТОКСа Буйнакского района Абдуллы Магомедова, которая 25 июля вечером выехала для участия в поднятии со дна Черного моря самолета Ил-2 в Таманский полуостров.

Абдулла Магомедов рассказал, что поисковикам, в том числе и нашим токсовцам, стало известно еще в прошлом году о том, что в Керченском проливе нашли самолет, которым осенью 1943 года управлял отважный летчик, выходец из Буйнакского района Юсуп Акаев.

«Тогда военные историки сообщили, что в Черном море всего в 150 метрах от берега во время исследований московские археологи обнаружили несколько таких самолетов, оставшиеся в море со времен Великой Отечественной войны.

По сохранившимся бортовым номерам – 4057 - удалось установить, что этим самолетом 8 ноября 1943 года управлял именно Юсуп Акаев. Вот так данная находка оказалась сенсационной. И тогда в штабе ТОКСа было принято решение - обязательно присутствовать во время поднятия самолета легендарного летчика», - сказал А. Магомедов.

В составе делегации были руководители токсовских отрядов Н-Дженгутайской, Эрпелинской, Халимбекаульской СОШ, Н-Казанищенского лицея и Н-Казанищенской СОШ № 4, чьи инициативы поддержали командир Дагестанского ТОКСа генерал-майор Омар Муртузалиев и администрация района.

Все работы на месте подъема самолета велись специалистами морской поисковой экспедиции Министерства обороны России и военно-исторического общества. Штурмовик Ил-2, который пролежал на море более 70 лет подняли с помощью вспомогательного судна КИЛ-158 Минобороны. Было задействовано также еще одно специальное судно с подъемным краном. Вместе с самолетом подняли и другие детали военной техники.

После экспедиции руководитель военно-поискового клуба «Долг» Александр Довбах рассказал, что это уже четвертый самолет такого типа, который был поднят со дна Черного моря. На фюзеляже самолета не видно особых повреждений, нет даже ни входных, ни выходных отверстий. Это говорит, скорее всего, о том, что повреждения были в хвостовой части, которая была сделана из дерева на данной модели самолета.

Поднятый самолет направили для ремонта в Севастополь.  После необходимой реставрации самолет, по предварительным данным, будет доставлен на родину летчика – в Дагестан как уникальный экспонат военной техники времен Великой Отечественной войны.

«Мы приложим все силы и возможности для этого, - сказал А. Магомедов. - Боевые истребители данной модели широко использовались во всех фронтах войны. Во время боев они считались очень эффективными самолетами. Не зря же солдаты вермахта называли его «черной смертью». На таком самолете ежедневно совершал Юсуп Акаев несколько вылетов. Его подвиги – пример нам. И мы обязаны сохранить историческую память легендарного штурмовика и отважного летчика».

По архивным данным установлено, что 8 ноября 1943 года, когда штурмовик ушел на свое, как оказалось, последнее задание, его пилотировал Юсуп Акаев. В экипаж также входил воздушный стрелок Слепцов. Оба они выжили после крушения Ил-2 и до конца выполнили боевое задание.

Журнал боевых действий 47-го штурмового авиаполка 11-й авиадивизии Черноморского флота свидетельствует, что тот день 8 ноября 1943 года Юсуп Акаев получил задание: на самолете Ил-2 бомбоштурмовым ударом уничтожить скопление катеров противника в районе мыса Такил. Под сильным зенитным огнем с берега и противодействии с катеров Ю. Акаев произвел три захода по плавсредствам. Потоплено было два сторожевых катера и три повреждено. В этом бою самолет Акаева был подбит. Но он дотянул штурмовик до своей территории и у мыса Ак-Бурун произвел посадку на воду. Экипаж был спасен.

Во время нашей поездки в Керчь, один из членов экспедиции рассказывал, что они нашли описания о том, что некий матрос, сидя на берегу 8 ноября 1943 года, увидел, как упал самолет в воду. 500 метров от берега. Он взял шлюпку и спас стрелка и командира. Им оказались Юсуп Акаев и Слепцов. И за это ему был вручен медаль «За отвагу».

В своем авиаполку Юсуп Акаев одним из первых освоил бомбометание с малых высот и первым применил метод топмачтового бомбометания. Мастера штурмовых ударов знал весь Черноморский флот. В ноябре 1943 года Ю. Акаеву, в двадцать лет уже назначенному командиром 2-й авиаэскадрильи, впервые доверили быть ведущим большой группы самолетов. Удивительные цифры: 36 раз он водил в небе Черноморья группы по 6, 12, 18 «Илов», добиваясь точного выполнения задания. И не было ни одного случая, чтобы он возвратился на аэродром, не выполнив задания.



Количество показов: 1007
01.08.2016 16:12

Возврат к списку

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта