ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
Слава добрая шла о нём…
(Очерк-воспоминание)
Мое родное селение Нижнее Казанище известно издавна не только своими поэтами, педагогами, алимами-арабистами – мудрецами, но и большими мастерами и умельцами своего ремесла. На раскопках, проведенных дагестанскими археологами еще в середине прошлого столетия, на окраинах моего селения были найдены «доменные мини-печи», в которых сельчане- «сталевары» расплавляли железо, закаливали металл и получали из него высококачественную сталь. Большие перочинные ножи, сабли, кинжалы, изготовленные нижнеказанищенскими умельцами, имели большой спрос и в военное, и в мирное время в Дагестане и за его пределами. А кинжал Базалая Казанищенского, секрет изготовления которого не раскрыт до сей поры, считался самым качественным и оригинальным оружием на всём Кавказе.
Очень много умельцев было в моем селении и по обработке древесины. Окруженное густыми лесами из ценных пород деревьев, как дуб, бук, чинара, орех, селение Нижнее Казанище славилось своими известными краснодеревщиками. Кроме ворот, окон дверей, столов, стульев, украшенных резьбой и узорами, они изготавливали деревянные повозки (арба), фаэтоны, сёдла для коней по своим образцам и чертежам. В этих и в других изделиях из дерева было столько искусства, изящества и таланта, что умельцы были «завалены» заказами со всей округи. А многозвучные и мелодичные агач-комузы нижнеказанищенские умельцы изготавливают и по всей день.
Перечислить все виды ремёсел, в которых показывали свое мастерство мои односельчане, невозможно, но хочу остановиться на одном из популярных видов кустарного производства – сапожном мастерстве. В отличие от «железных» и «деревянных» дел оно особо кропотливое, требующее усидчивости, умения работать руками точно и усердно. Потому, наверное, в Нижнем Казанище, где было немало умельцев сапожных дел, только единственный мастер этого вида ремесла удостоился народного признания и мои сельчане дали ему высокое звание – Уста (то есть Мастер). Это он – герой моего очерка Уста Магомед-Расул (1917-1985).
Магомед-Расул Оразаев был потомственным мастером сапожных дел. Его отец Оразай показал себя в свое время настоящим знатоком своего дела. С самых малых лет он обучал мастерству старшего сына Магомед-Расула. Оразай верно заметил в нем большую любознательность и желание научиться работать с молотком, колодками, дугообразными и прямыми иглами, шилом, кожей и тонким шпагатом, покрытым воском. Уже в десять-одиннадцать лет Магомед-Расул умел не только ремонтировать обувь, но и самостоятельно шить и «азиатские сапоги», подошвы которых забивают специфическими деревянными гвоздиками, и «грузинские», и «чохские» чувяки («гюржю мачий», «жуъ мачий»), мягкую обувь «масгю», изготавливаемую из тонкой обработанной кожи, ботинки и туфли самых разных видов и моделей.
«Сапоги, – повторял Оразай своему сыну-ученику, – особенный вид искусства, здесь должны уметь работать не только твои руки, но и твое сердце должно пристально следить за каждым движением тонкого кончика шила и иглы. Добротно сшитые сапоги дают не только тепло и удобство ногам, но придают уверенности мужчине во всех его благих делах. Оденет мужчина «азиатские» сапоги, у него тут же заметно меняется поведение – он будет чувствовать себя благородным узденем или князем-бием. И другие виды обуви тоже придадут её носителю соответствующий образ».
После смерти отца совсем ещё молодой Магомед-Расул Оразаев продолжил его дело. Хотя в Нижнем Казанище было немало мастеров сапожных дел, многие сельчане ходили со своими заказами именно к Магомед-Расулу.
Не забываются в моей памяти диковинные для сегодняшних дней уютные, теплые для ног уюки – экзотические сапоги с войлочным голенищем, со стелькой и подкладкой из кошмы. Бывало, оденешь их в суровые, морозные зимние дни, а ноги твои чувствуют только приятное тепло, словно ноги твои обуты в некую своего рода мини-печку. Такую зимнюю обувь теперь, кажется, и не умеют изготовлять, да и запросы на моду в наши дни иные. А жаль, ведь уюки были отменной национальной обувью – неким гармоничным симбиозом сапогов и валенок. Лучшие по красоте и качеству уюки изготовлял Уста Магомед-Расул…
Многие родители приводили своих сыновей к нему в сельскую мастерскую с просьбой научить их тоже этому ремеслу. Мастер не отказывал никогда. Сначала он им давал шить на немецкой пошивочной машинке «Зингер» (Singer) самые простые детали из недорогой сафьяновой кожи. Когда что-то не получалось, он не ругал новых своих учеников, а в шутливой форме давал понять, что недоволен их работой. Хотя сельские ребята, приходившие учиться к Магомед-Расулу, не стали большими мастерами, но многие из них научились этому виду ремесла и продолжали свою работу вплоть до старости. Так, Гусейн Джамавов, Ахмед Акаев, Сайпутдин Касимов, Магомед Салахов, Магомед Девлетов, Магомед Саладинов, Шарабутдин Шамсутдинов, Абдурашит Зайнутдинов, Джамалутдин Магомедов стали хорошими сапожниками.
По причине плохого здоровья врачи из военкомата запретили Магомед-Расулу участвовать в боях на фронтах Великой Отечественной войны, но мастер постоянно оказывал нашим воинам-солдатам посильную материальную помощь, отправляя на фронт посылки с мужскими туфлями, ботинками, сапогами, теплыми уюками, не раз давал для фронта деньги из своих скудных сбережений. Вдовам, у которых мужья погибли на войне, и детям-сиротам Магомед-Расул шил мягкие и красивые чувяки и дарил им бесплатно. И это он делал всю свою жизнь, изготовляя несколько пар обуви еженедельно в качестве обязательных даров.
В голодные послевоенные годы он приютил у себя дома больную родственницу своей супруги Умухайбат Сурхаевну. Другая сельчанка Солтанат Абдулхаликова в годы войны тоже жила вместе с семьей Магомед-Расула и считала его своим названным братом.
Помню, в послевоенные годы распространились случаи краж и воровства. Так, однажды ночью воры, проломив часть стены, залезли в дом Магомед-Расула. Воры украли из его мастерской всё, что там находилась: и готовые изделия, и дорогое сырье из высококачественной кожи, и даже инструменты, вплоть до обувных колодок. Но Магомед-Расул не впал в отчаяние. За считанные дни он восстановил свою мастерскую и продолжил свое дело. А вора же он сам обнаружил и поймал через некоторое время в толпе посреди большого буйнакского базара, узнав свою папаху на голове одного горе-продавца. К слову сказать, эта каракулевая папаха была подарена ему односельчанином-шапочником в знак уважения к нему и его мастерству.
Работая с малых лет в мастерской, где часто царствовали холод, сквозняк и неизменный спутник его профессии – пыль, Магомед-Расул получил, как говорили врачи, приобретенный порок сердца. Волевой и решительный по натуре, он очень редко обращался за медицинской помощью. А болезнь всё больше прогрессировала с годами. Особенно она сказалась после того, как погиб его младший сын по вине одного шофера. Он, будучи серьезно больным, практически не прекращал свою любимую работу.
В 1985 году мастера не стало. Прошло почти сорок лет, но мои земляки-односельчане с искренним уважением и особой теплотой вспоминают и поныне Магомед-Расула.
Магомед-Расул Оразаев и его неутомимая, энергичная супруга Нуржаган (1922-2016) оставили добрый след на этой земле. Планку, которую они высоко подняли над своим очагом, сегодня уверенно держат их дети, внуки и правнуки. А сын Гасан Магомедрасулович, старший научный сотрудник ДНЦ РАН, стал предводителем и подвижником духа большого и дружного тухума Оразаевых.
И эта моя небольшая баллада «Уста», переведенная на русский язык Тагират Гасановой, посвящена памяти незабвенного Магомед-Расула Оразаева, мастера на все времена.
Уста
В Казанище в прошлом веке
Мастер жил сапожных дел.
Я об этом человеке
Рассказать давно хотел.
Обувь он тачал из кожи,
Так, что швов и не найдешь.
Мастерство то с искусством схоже,
Если душу отдаешь.
Сапоги глазам отрада.
Голенища – черный хром.
Их на выставку бы надо,
Да в саму Москву притом.
В них сельчане щеголяли,
Скрип тот до сих пор в ушах.
Антрацитом отливали
В ярких солнечных лучах.
Сапоги добротно сшиты,
Лишь в таких и танцевать.
Без проблем могли джигиты
В них красавиц покорять.
Мастер жил в Къапу-ауле,
Я ж тогда мальчишкой был.
Сидя в уголке на стуле,
Наблюдать за ним любил.
На глазах рождалась пара,
Сколько я таких носил.
Раздавал он обувь даром,
Сиротам ее дарил.
Слава добрая повсюду
Шла о нем до самых гор.
Угодить умел он люду –
Для гостей открыт был двор.
Нет давно его на свете,
Мастера сапожных дел.
Да и мы уже не дети,
Каждый подрасти успел.
Хромовых сапог не видно.
Мода новая у нас.
Грустно это и обидно,
Мы свое забыли в раз.
Снова я в селенье еду,
К дому Мастера иду.
Будто с ним веду беседу,
Как в далеком том году.
И стою я возле дома,
Словно не было годов.
Каждый камень, мне знакомый,
Гладить, целовать готов.
Магомед-Наби ХАЛИЛОВ