Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsВ ДагестанеВ РоссииИнтервьюВ миреНа КавказеГлава РДНародное СобраниеПравительствоМинистерства и ведомства Муниципалитеты In memoriamНовости спортаГод культуры безопасности Выборы - 2018ЧЕ-2018 Kaspeuro2018"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаНовые книгиАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилКроссвордМасхараларТеатрЯнгы китапларЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИФото дняНаши партнерыНаши спонсорыСотрудникиНаши авторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
СВЕТЛАЯ НАДЕЖДА ЖИЗНИ

СВЕТЛАЯ НАДЕЖДА ЖИЗНИ




Художник-ювелир создал одно из своих лучших произведений! Так можно охарактеризовать драматическую поэму поэта, мыслителя и драматурга Атава АТАЕВА, поднявшего «КАМЕННЫЙ ЗАНАВЕС» истории.


«Каменный занавес» – это первоначальное название пьесы «Ташбике», поставленной в Кумыкском государственном музыкально?драматическом театре им. А.-П. Салаватова. Пьеса приобрела вторую молодость, и оживила ее молодой режиссер Рабият ОСАЕВА.


– Это глубоко философское произведение, над которым надо еще думать! – воскликнул после просмотра спектакля известный критик Камал Абуков. – Там многослойная система. Это открытие нашей драматургии, философской драматургии!
  
– Несмотря на трагичность этого произведения, – сказал автор постановки Атав Атаев, – оно удивительно светлое. Потому что молодые люди, героиня и герой, – влюбленные, и любовь их возвышенная и лучезарная, и, защищая свою любовь, ничего не страшась, они жертвуют собою. И желание людей, народа жить далее процветает. Там протекает светлая река, что является символом жизни. Такая светлая надежда должна быть и у людей!

Удивительно! Через постановку чувствуется, что режиссер – женщина! Как художник и человек, Рабият Осаева очень тонко сумела уловить философское значение пьесы и сценическими средствами правдиво и ярко отоб­разить сложный мир героев. Несмотря на то, что действие происходит не в наше время, пьеса современна и актуальна. Разве не над нашими добрыми, чистыми чувствами издевается этот жестокий мир?! Насилует и заставляет подчиняться себе и своей воле. Разве в постановке нам не пример эти две хрупкие фигуры – Ташбике (артистка Д. МАГОМЕДОВА) и Темира (артист Э. МАГОМЕДОВ)?! И парень, зная, что идет на смерть, не сворачивает с пути, так как другой жизни для него нет! И девушка, оберегая плод свой, не умирает, она защищает другую жизнь, подвергая себя таким испытаниям! Вот такие герои нужны нам сейчас!

Я благодарен всем актерам, которые с такой любовью и большой самоотдачей работали в спектакле. Вначале я был в сомнении, так как отошел от этой темы, и время прошло. Но, увидев прогон и далее премьеру, несмотря на то, что очень серьезная работа, ушел просветленным. И этот свет не покидал меня. Потом понял, что он исходил от этих влюбленных молодых людей! В наше время нет такой любви, и мы не жертвуем собою ради любви, легко отдаемся, легко продаемся, легко забываем любимых.



– Верно отмечено. Это, к сожалению, является характеристикой сегодняшнего дня, «где чувства стали жертвой жалких чувствец», как писал И. Северянин.



– Мне хочется, чтобы люди не опускались на такой уровень, не мельчали и берегли все то ценное, что даровано нам свыше! Поэтому и пьеса эта о большой и светлой любви! Я очень рад, что именно Рабият Осаева взялась за эту сложную, полную драматизма работу и сумела так достойно осуществить свой светлый замысел в постановке. Если бы Рабият Байсолтановна сама не была бы таким просветленным человеком, безусловно, не смогла бы так завершить. Чрезмерно рад, что у нас появился такой режиссер.


– Должна отметить, что со времен великого, талантливого, достойнейшего режиссера и драматурга Г. А. Рустамова очень славились, были популярными массовые сцены. Вот эту традицию с блеском продолжила Рабият Осаева.


Верно отметили! Массовые сцены создают потрясающее зрелище. И мне хочется поздравить её с этим!


– Атав Атаев очень талантливый драматург, – сказала в беседе со мною режиссер Рабият Осаева. – Мне нравится его драматургия потому, что он пишет об идеальных людях. Безусловно, во многом это фантазия автора и в жизни подобные факты не встречаются. Но люди должны тянуться к чистоте, стремиться делать добро и понимать свое предназначение в этой жизни. Я рада, что сумела осуществить постановку, и надеюсь работать с ним и в дальнейшем!


– Рабият, у вас семейная династия – мать (Тотуханум ОСАЕВА, заслуженная артистка РФ) и отец (Байсолтан ОСАЕВ, заслуженный артист РФ) актеры. Они играют в вашей пос­тановке. Как вы с ними работаете?


– Вначале было непросто, родители все-таки! Но я потом вынуждена была поставить условия, что здесь театр, работа, правила для всех одинаковые – и никаких поблажек! И еще, их отношение ко мне является примером для остальных!


– И все претензии принимаются уже как положено?!

– Да! Мне пришлось отстранить их от критики, прояснив, что я режиссер и приму любой удар. Абсолютно трезво к этому отношусь!

– Вы диктатор в своем деле? Актеры ведь тоже хотят что-то сказать...

– Я прислушиваюсь! В Кумыкском театре работают очень талантливые актеры. Учитывая их мнение, я стараюсь дать возможность поразмыслить, в чем преимущества того или иного поступка, действия или разговорной речи. И думаю, что у нас выработался уже общий знаменатель!
Очень эмоциональным получился разговор с отцом режиссера, любимцем публики и талантливым актером, одним из тех, кем может гордиться Кумыкский театр, – Байсолтаном Осаевым.

– После просмотра этой постановки меня, как актера и отца, преследует двоякое впечатление. К сожалению, должен отметить, что сегодня высокое искусство в Дагестане не в цене! Мы настолько наших зрителей приучили развлекать…

– Это ужасно! Словно в цирке!

– Вы совершенно правы. Наши администра­торы зачастую бегают высунув язык, чтобы организовать зрителей, на что они безапелляционно ставят условия: если комедия – придем, а иначе – нет! Это указывает уже на плохую тенденцию. Гарсия Лорка сказал, что хватит комедии, не надо отвлекать сознание народа, дайте ему подумать! Давно нам пора подумать, кто мы такие, что мы собою представляем в этой республике, в этой стране и куда мы идем?! Обратно к мракобесию?! Или, как отмечает власть, – я все могу, все в нашей воле. Ничего они не смогут без народа решить! Все всегда решал народ. Это мы сегодня должны пропагандировать, будоражить сознание народа и призывать его к тому, чтобы одумались! Для этого существует театр. Начиная с Древней Греции, он нес в себе подобную миссию. Ярким доказательством всему сказанному является совместная работа автора философской драмы «Ташбике» А. Атаева и режиссера-постановщика Р. Осаевой. Это, конечно, закономерно. Она очень болезненно воспринимает то, что происходит у нас в стране.

– Она живет этим!

– Она живет и воспитана в лучших традициях московской театральной школы. Она не может просто так поставить даже комедию, так, для развлечения, если этой комедией ничего не сказано зрителю! Мы смеемся, а вы подумайте! Сегодня, когда дефицит, когда голод драматургии, когда дагестанской национальной драматургии фактически нет, опять мы возвращаемся к истокам Салаватова, Цадасы, Сулейманова, Абу-Бакара. А в итоге сегодняшний наш зритель хочет именно подумать, поразмыслить. И на просмотре мне было настолько приятно познать, что в зале тишина и муха пролетит – слышно! И море оваций в конце спектакля. Это самое главное! Если этот зритель шушукался и отвлекался бы, значит, театр бездействовал. Но, как сказал В. И. Ленин в своей знаменитой фразе: «Верной дорогой идете, товарищи!»
Я думаю, союз автора А. АТАЕВА, режиссера Р. ОСАЕВОЙ и художника Ю. САЛИМГЕРЕЕВОЙ, конечно, дорогого стоит.


– Прекрасные костюмы, безусловно, они привлекают внимание.

– И костюмы отличные, и декорации, соответственно, на уровне. Больше ничего и не нужно. Этот крутящийся диск указывает на летящее время, и дервиши, которые являются немыми свидетелями истории. Как бы переворачивается страница тысячелетия, это было вчера, сегодня и может повториться завтра. И еще хочу отметить, что ценно – вживую играли два музыканта!

  – Это было замечательно, что живая музыка, а не громыхающая и режущая слух фонограмма!

– Удачно подобрана музыка Н. ДАГИРОВА, хотя и была написана не для этой постановки! Вот это главное. И яркий дебют двух молодых актеров – Д. Магомедовой (Ташбике) и Э. Магомедова (Темир). Исполнитель главной роли – Шавхала – Н. АКАВОВ (народный артист РД), конечно, вершина! И Шавлух – Б. МАГОМЕДОВ (заслуженный артист РФ), талантище! Невероятно одаренная личность!

  – Как говорится, Бог поцеловал его в лоб!

  – Мне всегда доставляет огромное удовольствие работать с ними, а также и со всеми остальными актерами на сцене, где мы совместно творим одно общее дело, живем и пишем очередную страницу в исторической книге Кумыкского театра. Рад за тех людей, которые сегодня впервые вышли на сцену и показали себя, проявив при этом характер и сделав ставку на эту роль. Специально для Б. МАГОМЕДОВА мы думаем о постановке «СОЛО ДЛЯ ЧАСОВ С БОЕМ», а для Н. АКАВОВА – «УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ». Каждый спектакль, который рождается в Кумыкском театре, дает повод подумать о каждом актере отдельно!


  – Как ведущий режиссер театра, – обращаюсь я к И. КАЗИЕВУ (заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист Абхазии), – что могли бы вы сказать о работе молодого режиссера?


  – Что я могу сказать?! – задумавшись. – Пьеса немного архаична, но Рабият Осаева осовременила, интересно преподнесла, акценты правильно расставила. Любовь – это тема вечная. Мне кажется, она правильно решила, это её почерк, это ее современное решение. Проявила себя, как режиссер, своим подходом к пьесе. Время, безусловно, вносит свои коррективы. Имея в руках подобную пьесу, мы, естественно, оценивающе смотрим с позиции сегодняшнего дня, и она кажется архаичной. Но когда начинаем работать, и есть уже определенные действующие лица – актеры, то тогда все оживает, появляется живой театр, который подкупает нас и оправдывает себя. Я в постановке Р. Осаевой увидел живой театр! Живой театр всегда импонирует. Это было живое искусство, показанное на сцене! Живые люди, которые искренне верили в то, что они делают. Но, есть мнение, что у национальных актеров это привычка, что они наивны и все верят тому, что делают! Несмотря на все это, у нее есть свой почерк. Она умеет обладать ситуацией, разъяснить, воздействовать. Но можно было бы характеры еще отточить, так как каждый должен не самого себя играть, а играть исходя из характера. Р. Осаева старалась, конечно, но некоторые актеры не дотянули, как хотелось бы видеть. Должен отметить отличную и искреннюю работу Б. Магомедова, Б. Осаева, Т. Осаевой, Н. Акавова. Это очень трудное дело – внести новую мысль, осовременить пьесу, которая уже имела свой успех, свою сценическую жизнь и зрителя.

  – Ваши пожелания?!

– Желаю Рабият Осаевой стать ведущим режиссером не только Кумыкского театра, но и занять самое достойное место в дагестанской режиссуре. Вижу – образованный человек, интересный. К сожалению, в Дагестане очень мало людей, которые получили режиссерское образование и работают в театре. Но какие бы они ни были, все равно они образованные, интересные, интеллектуально развитые, чем, допустим, режиссеры, которые рождаются так просто, на поле, как дикие цветы. Рабият совершенно другая, и как режиссер очень много интересного может привнести. Безусловно, со временем еще больше отшлифуется в ней профессионализм.
Дагестан нуждается в хороших режиссерах и драматургах. Министерству культуры хочу сказать, что с драматургами обходятся плохо и платят за тяжелый труд мизерные гонорары. А ведь как нам всем известно, драматургия – это самый сложный жанр в литературе. И писать настоящую, профессиональную пьесу может не каждый. Для этого надо обладать особым талантом и даром Всевышнего! И так нельзя обходиться с драматургами! Безусловно и к сожалению, я, главный режиссер Кумыкского драматического театра им. А.-П. Салаватова, занимающий не последнее место в республике, вынужден констатировать: отсутствие средств тормозит развитие дагестанской драматургии! Надо собраться режиссерам и драматургам Дагестана и поговорить об этом. Ведь Дагестан очень разношерстный. Столько событий происходит вокруг такого необыкновенного уровня! Однако это не отражается ни в драматургии, ни в сценариях. Все остается безответным, что очень плохо! Это большое упущение Министерства культуры! Мы непременно должны встретиться и с Президентов РД Р. Г. Абдулатиповым и поговорить на эту тему по душам. Много накопилось наболевшего и есть что сказать при встрече. И на десерт должен отметить такой казус. Когда наш театр бывает в других республиках на гастролях, нам говорят: мы думаем, что у вас в Дагестане идет война и у вас ничего нет, никакой культуры, вообще темные люди! Но когда видят наши постановки, общаются с актерами, мастерами своего дела, профессионалами, которые работают над собою, совершенствуются и идут в ногу со временем, оправдывая свое назначение, то у них создается совершенно иное мнение! Поэтому мы только своей культурой можем обратить на себя внимание, чтобы на нас посмотрели другими глазами! Вот это самое главное и для нас, и для всех дагестанцев!

В пьесе А. Атаева, как отмечает и он сам, нет главных героев, и каждый персонаж индивидуально насыщен. Поэтому о каждом актере, исполняющем заданную ему роль, есть что сказать. Такое великолепие было в игре каждого! Монолог мельника Шавлуха (Б. Магомедов), отца Ташбике, потрясает своей искренностью! В словах сложно выразить его необыкновенно талантливое, естественное вживание в роль!


– Я писал образ Устара, – отмечал в беседе с актерами, после премьеры, драматург. – Но Байсолтан Осаев довел его до такой кондиции, до такого совершенства!

Как всегда, нас, зрителей, поражает яркая и колоритная, уникальная актриса, так тонко сумевшая передать образ матери – Татув (Т. Осаева), показать материнскую любовь, заботу о сыне Темире (Э. Магомедов) и душевную трагедию от его потери. В каждой новой роли Тотуханум Осаева, безусловно, всегда в поисках, стараясь найти только ей присущие, исключительные нюансы формы самовыражения, не повторяя пройденного пути. Ярко и убедительно сумел отобразить образ князя, шамхала кумыкской земли, Шавхал (народный артист РД Н. Акавов). Эксцентричный, с мощным влиянием на окружающих, самодержец, где нет предела чувствам, безмерной и жестокой власти над всеми и вся! В порыве гнева, злобы и вседозволенности, не разобравшись и всецело доверившись интригам окружающих недругов, он протыкает кинжалом собственного сына Данияла (Д. Бекеев, заслуженный артист РД). Как писал И. Северянин: «Узором яда затканный клинок»! И в конце мы видим душевно преломленного, сломавшегося человека, потерявшего в порыве безумия любимого сына. Все действия шамхала, созданные фактурной и колоритной фигурой Наримана Акавова, которые очень соответствует этому образу, оправданы. Хочется остановить его, схватить за руку и крикнуть: «Одумайся!» Как и многим другим безумцам наших дней, которые творят безжалостные и беспощадные жестокости и кровопролития, не думая о последствиях!

Как и бывает в обычных семьях, между отцом Шавхалом (Н. Акавов) и сыном Даниялом (Д. Бекеев) идет полное противопоставление взглядов. Для шамхала нет ничего дороже него на свете. Но у сына более прогрессивные взгляды, за что он и поплатился многим. Свою роль Джалав Бекеев исполняет блестяще! Смею заверить, что у этого молодого актера есть свое будущее!

Ташбике! Имя главной героини по одноименному произведению А. Атаева. Роль главной героини – озорной, жизнерадостной, экспансивной – всецело охваченной любовью к Темиру (Э. Магомедов), дочери мельника Шавлуха Ташбике, доверена совсем еще юной актрисе К. Гаджиевой. Это её дебютная, очень серьезная и ответственная роль, где она, безусловно, старалась оправдать доверие к себе, доказывая, что способна на большее. Любовь вскружила голову юной девушке, и она сияет от счастья, неподдельно восхищаясь всем, что её окружает. Впечатлительность, переливы чувств, переходы от робости к надежде и ожиданию, от страха к восторгу и упоению своей молодостью и успехом, а главное – отразить радужные расцветки огромной любви – все это с легкостью смогла передать в Ташбике молодая актриса Джамиля Магомедова. Но при потере любимого человека она резко взрослеет. Во дворце шамхала, когда её похитили, встречается с наложницей Аминат (З. МЕДЖИДОВА, заслуженная артистка РД), которая давно отреклась от счастья и покорилась своей судьбе. Ташбике, напротив, – бунтарь! Она не может смириться с этим. Она носит в себе плод своей любви, и ради сохранения его жизни уродует свое лицо, что приводит Шавхала (Н. Акавов) в ярость. Но, несмотря на свою власть и мощь, убрав с пути Темира (Э. Магомедов), любимого Ташбике, он не смог завоевать сердце девушки, не смог убить в ней любовь к её единственному избраннику.

Возможно ли передать пленительный запах розы?! Или поймать рукою ускользающее облачко в небесной синеве?! Так и любовь невозможно удержать силой, какой бы властью ни обладал человек. Любовь невозможно удержать в закрытом пространстве! Она ощутима только для влюбленных и недосягаема для других!



Автор:Раисат ИБРАГИМОВА.





Количество показов: 1549
20.12.2013 14:04

Возврат к списку

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта