Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsВ ДагестанеВ РоссииИнтервьюВ миреНа КавказеГлава РДНародное СобраниеПравительствоМинистерства и ведомства Муниципалитеты In memoriamНовости спортаГод культуры безопасности Выборы - 2018ЧЕ-2018 Kaspeuro2018"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаНовые книгиАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилКроссвордМасхараларТеатрЯнгы китапларЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИФото дняНаши партнерыНаши спонсорыСотрудникиНаши авторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)

Пейзаж звездного дождя




Биологическая и творческая среда для поэта Закавова начинается с исторически проторенной поколениями его родства ойкумены – национально обжитой земли, и мил тот кусочек земли, на котором жили твои предки и представители нынешнего поколения. В философской науке уже бытует понятие «национальная земля», а в наших генах оно существует с первичного человеческого рода. Поэт Жават Закавов будет чувствовать свое генетическое родство с нацией до тех пор, пока есть народная память – кладовая национальной принадлежности.

«Кумыки! Мой народ! Привет! –

В восторге громко восклицаю. –

Привет, Кумыкии рассвет,

В котором я живу, летаю!»

                                   («Дверь в рассвет»)

Жгучесть боли за национальную судьбу беспощадно пронизывает поэтический строй содержательного творчества автора. «Национальность» в понимании поэта есть молекулярная сопричастность человека к своему народу. Тот, кто не знает своей родословной линии, не может быть отнесён к народу, нации. Следовательно, такой человек и не захочет помочь своему народу в трудную минуту. От такого земляка-кумыка поэт упорно отказывается. Строки об этом разительно западают в душу и дух:

Не хочет родине помочь?

Такой земляк ли мне? Кумык ли?

Не потому ль и степь, и ночь,

Туманные, в слезах поникли?

                                               («Слёзы ночи»)

Поэзия Закавова ценна, прежде всего, планетарностью мышления. Автор призывает сильных мира сего к глубочайшему уважению основы жизни – детства. Поэт в роли философского героя призывно встает на защиту детского мира. Дети не знают, что в мире есть война. Всю ответственность за их счастье поэт возлагает на взрослых – чтобы они не начинали войны.

Философский герой поэта – это активный гражданин, имеющий свою конкретную позицию. Поэзия для него – это самое гармоничное бытие, где автор чувствует себя уютно, движимый мечтой и песней. Поэт тонко чувствует гражданскую ответственность перед своим народом. Поэт всегда в неоплатном долгу перед своим народом, поэтому он не имеет права на лень, безделье и покой.

Гражданская свобода – вот высший нравственный и политический концепт героя. Он согласен подчиняться лишь моральным нормам, понимая себя как частицу общества, где положено следовать правилам морали. А быть зависимым от кого-то, сильных мира сего, Жавату стыдно.

Философский герой одержим великой целью – закрепиться навсегда в памяти людской своими добрыми делами. Он не считает себя вовсе безгрешным – были, наверное, и ошибки, ведь живой человек! Однако он всегда старался хранить честь. Даже в экстремальной – при плохой погоде – ситуации герой старается оставаться добрым и порядочным.

Привлекательна и любовная лирика. Герой конкретен в своих любовных чувствах. Много красавиц встретил, но покорён был лишь одной.

Лирический герой готов преодолеть все трудности ради любви. Он вполне осознает величие и силу любовных чувств. Герой ни перед чем не устоит, чтобы завоевать сердце любимой.

В любовной лирике встречаются восхитительные изобретения – выразительные средства. Брошенный любимой, он испытывает тяжелые страдания. Не знает, куда идти. Состояние выражено жгучим метафорическим оборотом.

Не знаю, как мне быть, куда идти,

Я в бурном море – лодка без весла.

                                               («Ушла ты»)

Биографические ноты спровоцировали поэта на выражение любви после смерти любимой женщины (поэту пришлось похоронить страстно любимую супругу. – Г. Н.). Но она вечно жива в его благородной памяти.

На основе любовной трагедии в личной жизни поэт выходит к большому философскому обобщению. Любовь особо ценна тогда, когда память добровольно полностью вбирает её в себя.

Лирического героя иногда упрекают в том, что нельзя так долго горевать – будто на ней одной свет клином сошелся. Но он признается в своих терзаниях.

Чтение стихов Жавата Закавова доставило мне особое удовольствие.

С юбилеем, товарищ! Успехов в литературе и холодной воды – в моменты творческой усталости.


Гапиз Нурмагомедов.


Количество показов: 589
17.03.2017 13:03

Возврат к списку









AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта