Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsНовостиИнтервьюАнонс книгIn memoriamГод культуры безопасности "Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилМасхараларТеатрЯшланы дюньясы Спорт Единоборства Развитие спортаФК «Анжи» СоревнованияМедиасфераО газетеО сайтеСМИВнимание! Конкурсы!Наши партнерыНаши спонсорыСотрудникиАвторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)

Пейзаж звездного дождя




Биологическая и творческая среда для поэта Закавова начинается с исторически проторенной поколениями его родства ойкумены – национально обжитой земли, и мил тот кусочек земли, на котором жили твои предки и представители нынешнего поколения. В философской науке уже бытует понятие «национальная земля», а в наших генах оно существует с первичного человеческого рода. Поэт Жават Закавов будет чувствовать свое генетическое родство с нацией до тех пор, пока есть народная память – кладовая национальной принадлежности.

«Кумыки! Мой народ! Привет! –

В восторге громко восклицаю. –

Привет, Кумыкии рассвет,

В котором я живу, летаю!»

                                   («Дверь в рассвет»)

Жгучесть боли за национальную судьбу беспощадно пронизывает поэтический строй содержательного творчества автора. «Национальность» в понимании поэта есть молекулярная сопричастность человека к своему народу. Тот, кто не знает своей родословной линии, не может быть отнесён к народу, нации. Следовательно, такой человек и не захочет помочь своему народу в трудную минуту. От такого земляка-кумыка поэт упорно отказывается. Строки об этом разительно западают в душу и дух:

Не хочет родине помочь?

Такой земляк ли мне? Кумык ли?

Не потому ль и степь, и ночь,

Туманные, в слезах поникли?

                                               («Слёзы ночи»)

Поэзия Закавова ценна, прежде всего, планетарностью мышления. Автор призывает сильных мира сего к глубочайшему уважению основы жизни – детства. Поэт в роли философского героя призывно встает на защиту детского мира. Дети не знают, что в мире есть война. Всю ответственность за их счастье поэт возлагает на взрослых – чтобы они не начинали войны.

Философский герой поэта – это активный гражданин, имеющий свою конкретную позицию. Поэзия для него – это самое гармоничное бытие, где автор чувствует себя уютно, движимый мечтой и песней. Поэт тонко чувствует гражданскую ответственность перед своим народом. Поэт всегда в неоплатном долгу перед своим народом, поэтому он не имеет права на лень, безделье и покой.

Гражданская свобода – вот высший нравственный и политический концепт героя. Он согласен подчиняться лишь моральным нормам, понимая себя как частицу общества, где положено следовать правилам морали. А быть зависимым от кого-то, сильных мира сего, Жавату стыдно.

Философский герой одержим великой целью – закрепиться навсегда в памяти людской своими добрыми делами. Он не считает себя вовсе безгрешным – были, наверное, и ошибки, ведь живой человек! Однако он всегда старался хранить честь. Даже в экстремальной – при плохой погоде – ситуации герой старается оставаться добрым и порядочным.

Привлекательна и любовная лирика. Герой конкретен в своих любовных чувствах. Много красавиц встретил, но покорён был лишь одной.

Лирический герой готов преодолеть все трудности ради любви. Он вполне осознает величие и силу любовных чувств. Герой ни перед чем не устоит, чтобы завоевать сердце любимой.

В любовной лирике встречаются восхитительные изобретения – выразительные средства. Брошенный любимой, он испытывает тяжелые страдания. Не знает, куда идти. Состояние выражено жгучим метафорическим оборотом.

Не знаю, как мне быть, куда идти,

Я в бурном море – лодка без весла.

                                               («Ушла ты»)

Биографические ноты спровоцировали поэта на выражение любви после смерти любимой женщины (поэту пришлось похоронить страстно любимую супругу. – Г. Н.). Но она вечно жива в его благородной памяти.

На основе любовной трагедии в личной жизни поэт выходит к большому философскому обобщению. Любовь особо ценна тогда, когда память добровольно полностью вбирает её в себя.

Лирического героя иногда упрекают в том, что нельзя так долго горевать – будто на ней одной свет клином сошелся. Но он признается в своих терзаниях.

Чтение стихов Жавата Закавова доставило мне особое удовольствие.

С юбилеем, товарищ! Успехов в литературе и холодной воды – в моменты творческой усталости.


Гапиз Нурмагомедов.


Количество показов: 809
17.03.2017 13:03

Возврат к списку


Добавить комментарий









AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта