Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsВ ДагестанеВ РоссииИнтервьюВ миреНа КавказеГлава РДНародное СобраниеПравительствоМинистерства и ведомства Муниципалитеты In memoriamНовости спортаГод культуры безопасности Выборы - 2018ЧЕ-2018 Kaspeuro2018"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаНовые книгиАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилКроссвордМасхараларТеатрЯнгы китапларЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИФото дняНаши партнерыНаши спонсорыСотрудникиНаши авторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Когда загремели пушки Первой мировой...

Когда загремели пушки Первой мировой...

Таким человеком был, ещё в молодости признанный народом, поэт Казияв Али, а в советское время и официально удостоенным высокого звания – народный поэт Дагестана. Он в составе Дагестанского конного полка, в так называемой «Дикой дивизии», участвовал в кровопролитных боях в Киеве, Минске, Львове, Бессарабии, Венгрии, Австрии, Германии.

Родился Казияв Али в 1879 году в древнем кумыкском селении Эндирей. С юных лет он полюбил народную поэзию, вместе с ним взрослела, становилась всё более осмысленней его любовь к народному художественному слову, к творчеству поэтов, своих предшественников и современников. Постепенно  Али и сам стал сочинять стихи, петь песни под собственный аккомпанемент на агач-кумузе, его даже полушутливо называли Анапай-Али, т.е., в вольном переводе, «Неразлучный с песней Али». Пел он не только любовные и юмористические песни, но и колкие сатирические, задевающие власть и силу имущих. Был сослан «в Сибирь» - так в то время в Дагестане обычно называли всякую ссылку, а конкретнее, был в Москве, на Волге, в Вологодской губернии и др., практически не владея русским языком, он вначале общался с помощью татар, башкир, азербайджанцев, языки которых близки к родному ему кумыкскому, постепенно овладевал русским языком, проходил свои «жизненные университеты» и, очевидно, осмысливал Россию как свою большую родину, ибо не случайно он добровольцем записался в Дагестанский конный полк, участвовавший в Первой мировой войне.

Как бы возражая известному высказыванию о том, что музы молчат, когда гремят пушки, Казияв Али не расставался с агач-кумузом, приторочив его к седлу своего коня, исполнял песни, писал стихи о «жестоких битвах, подобных которым ещё никогда не было» («Письмо с фронта»).

В автобиографической поэме «Песня о себе», примеру которой, как пишет А. Г. Гусейнаев, последовали такие мастера слова, как Гамзат Цадаса, Абуталиб Гафуров, Тагир Хурюгский. К. Али приводит, в частности, патриотическую песню, которую пели воины:

 

Солдаты германцев

Теперь бежать начали,

Самые надёжные свои пушки

Бросили, не сумев увезти...

 

Не могут и счёт вести

Своим потерям.

Наши войска кричат: «Ура!»,

Не нарадуясь своим успехам...

 

И далее говорится о том, что они уже дошли до Карпат, Львова, уже готовы дойти до места, где находится «царь» немцев, что люди все уже смеются над немцами, и особенно интересно следующее четверостишие, свидетельствующее о том, что дагестанцы на войне были не бездушными «дикими рубаками», а понимали и коварство врагов даже в отношении к союзникам.

 

Немцы, хитро поступая,

Австрийцев подвергают уничтожению:

Выдвигая их на передовую,

Сами остаются сзади (в безопасности).

 

Описывая успехи, героизм российских войск, будучи уверенным в победе России, Казияв Али далёк от «шапкозакидательской» бравады. Как участник кровопролитных сражений, как поэт, он не мог не отразить в своём творчестве и жестокие картины войны, в особенности в стихотворении «Песня об Абдулкадыре»:

 

...Друг на друга в атаку идут,

Тех, кого одолевают, в плен берут,

Если на каком-либо участке боя пехота станет бежать,

Её снова прямо в бой посылают.

 

Далее Казияв Али описывает трагические события, непосредственно связанные с дагестанцами:

 

Однажды дагестанскому полку пришлось очень трудно,

Многие из его достойных парней погибли...

И многие были ранены,

Раненых доктор вылечил...

 

В тех, которые, заняв удобные позиции,

Полагали, что им не нанесут урон,

Стреляли из пулемётов, из пушек.

Из каждой сотни сколько человек погибло.

Многие получили ранения...

 

И в центре этого стихотворения, отличающегося особой  проникновенностью, большая человеческая трагедия: когда сотня всадников вынуждена была отступить, один из двух братьев, Абдулкадыр, получает тяжёлое ранение. Его, истекающего кровью, видит старший брат Давуд, он хочет принести ему воды, что смертельно опасно, но брат готов даже погибнуть там, где погибнет его брат. Однако Абдулкадыр, беспокоясь не о себе, а о брате,  говорит:

 

Не покидай, мой брат Давуд, места, где ты находишься.

Нельзя показываться врагам, –

 

и в традициях народных песен, в частности об Айгази, как правоверный мусульманин произносит следующие предсмертные слова:

 

В сторону Кыблы (Мекки) моё бездыханное тело поверни же.

Пока душа моя ещё не покинула тело,

У моего изголовья читай же «Ясин» (заупокойную молитву)...

 

А жестокий обстрел продолжается, Абдулкадыр умирает, Давуд в отчаянии восклицает:

 

Чтобы схватиться, перед собой никого нет,

Кому мне за твою кровь отомстить?!

И как мне теперь домой возвращаться?!

 

Давуд выполняет последнюю просьбу Абдулкадыра: кинжалом роет могилу и по обычаю хоронит брата.

События Первой мировой войны отражены во многих произведениях Казиява Али, они в целом  оптимистичны.

Не покидал его оптимизм и в годы Великой Отечественной войны, в которой он, в связи с преклонным возрастом, не мог принимать непосредственного участия, но живо откликался стихотворениями. Так уж случилось, что в тех местах, где воевал Казияв Али, пришлось воевать в годы Великой Отечественной его младшему собрату по перу, в будущем тоже народному поэту Дагестана, Абдулвагабу Сулейманову, который писал Казияву Али из краёв «Днестра, Буга, Ингула, Ингулеца, Днепра, Дона, Донецка...».

Как здесь не обратить взор на события нашего времени? В истории многое повторяется, но вряд ли кто мог даже предположить, что оболваненные идеологические отпрыски фашистских недобытков и банд бандеровцев через несколько десятилетий вновь ввергнут эти края в пожарище войны. Увы, из истории не все извлекают уроки.

 

 

 Абдулхаким АДЖИЕВ.



Количество показов: 1709
19.09.2014 11:34

Возврат к списку

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта