Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsВ ДагестанеВ РоссииИнтервьюВ миреНа КавказеГлава РДНародное СобраниеПравительствоМинистерства и ведомства Муниципалитеты In memoriamНовости спортаГод культуры безопасности Выборы - 2018ЧЕ-2018 Kaspeuro2018"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаНовые книгиАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилКроссвордМасхараларТеатрЯнгы китапларЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИФото дняНаши партнерыНаши спонсорыСотрудникиНаши авторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Два Рабадана

Два Рабадана


В связи с этим вспоминаются слова одного знакомого доктора наук, который утверждал, что в том, что он за деньги делает дипломные студентам, виновата существующая система. Эта «удобная» позиция позволяет оправдать человеческую низость и лицемерие. С точки зрения этих людей, к примеру в предательстве генерала Власова, виновата сталинская система. Тогда в том, что генерал Карбышев предательству предпочел смерть, – заслуга Сталина? Разумеется, нет. Ответственность за поступки и действия наши лежит на каждом из нас. Поведение старшего поколения вызывает уважение. Не ноют, не обвиняют соседа или государство во всех своих бедах. Не боятся ответственности. Стараются обустроить свою жизнь сами. Разумеется, это не означает, что они не видят несправедливость, происходящую вокруг. Видят, но то, что зависит от них, они делают сами, стараются жить правильно, ведут себя достойно. Недавняя встреча и разговор с двумя жителями селения Первомайское Каякентского района еще раз меня в этом убедили.

Рабадан Султанович Курбанов и Рабадан Омарович Омаров проживают в селении Первомайское со дня его основания, т.е. с 1957 года. Оба они выходцы из селения Панах-махи Акушинского района. Детские годы моих собеседников – это те самые «сороковые-роковые». Они помнят голод и холод военных и послевоенных лет, знают цену жизни. В 1944 году, в соответствии с решением руководства Республики Дагестан, жители Панах-махи Акушинского района были переселены на территорию Чечено-Ингушетии в селение Бачи-Юрт. Рабадан Омарович, ему было тогда 13 лет, путь из родного аула до Чечни помнит до подробностей. Рабадан Султанович, которому тогда не было и пяти лет, помнит о переезде со слов матери. Рабадан Омарович рассказывает, что переезд был нелегким. Сначала жители на повозках (выделялись они из расчета повозка на два-три хозяйства) добрались до Буйнакска. На повозках был немудреный домашний скарб и сидели старики, большинство людей шли пешком. До Гудермеса добирались в товарных вагонах. Все жители, всего 135 хозяйств, получили на новом месте в селении Бачи-Юрт жилье, их поселили в домах чеченцев, которые в 1944 году по решению советского правительства были депортированы. В Бачи-Юрте жили переселенцы из многих даргинских селений: Урахи, Цудахар, Муги, Мургук, Сираги, Харбук, Верхний и Нижний Мулебки. Было организовано три колхоза.


«Жили дружно, конфликтов не было, – рассказывает Рабадан Султанович. – Работали много, вся работа в основном выполнялась вручную. Выращивали даже хлопок. После седьмого класса, чтоб помочь семье, стал работать в колхозе чабаном, и до сих пор работаю», – с  улыбкой добавляет он. Не могу не отметить удивительную тактичность моих собеседников. За время беседы ни разу ни одного недоброго слова не сказали они ни о том времени, ни о людях, о которых рассказывали. А ведь было им нелегко. Отец Рабадана Курбановича был на фронте. Забота о малолетних детях лежала на плечах матери. Не всегда ели досыта. Особенно тяжело пришлось Рабадану Омаровичу, который в том же 1944 году после смерти отца стал круглым сиротой. Сестра Айша, которая была старше на два года, чтобы прокормить себя и брата, устроилась телятницей в колхозе. Рабадан Омарович отмечает, что государство не оставило их, его определили в детский дом. Учился хорошо. С теплотой вспоминает Рабадан Омарович отношение к нему сельчан. После окончания пятого класса он принял решение оставить детский дом, вернулся в Бачи-Юрт. Решил, что пора ему самому зарабатывать на кусок хлеба. Написал заявление с просьбой принять на работу в колхоз пасти телят.  Правление колхоза, зная о его  успехах в учебе, посоветовало ему продолжить учиться. Председатель колхоза Муртазали Булкадаров сказал: «Мы тебе поможем, оденем и обуем, ты учись». Здесь, на мой взгляд, мы сталкиваемся как со стороны подростка, так и со стороны сельчан с проявлением благородства. Сейчас у нас стало модным вспоминать свое благородное происхождение: покупают себе звания и титулы, чтобы попасть в касту благородных. Все это выглядит со стороны глупо, гордиться нужно не благородным происхождением, а благородными поступками. Рабадан Омарович считает, что благодаря поддержке государства, сельчан ему удалось в то тяжелое время встать на ноги. В 1954 году он окончил 1-е Буйнакское педагогическое училище, в 1963 году – истфак ДГУ. После службы в армии с 1957 года начал трудовую деятельность. Трудовой стаж более пятидесяти лет. Работал учителем, возглавлял районное управление образования, был и на других руководящих должностях. Трудолюбие – характерная черта людей этого поколения. Рабадан Султанович и Рабадан Омарович и сейчас без дела не сидят: то в саду поработают, то за овцами присмотрят, в общем, работы по хозяйству хватает. Вспоминая годы, прожитые в Бачи-Юрте, Рабадан Султанович отмечает, что запомнилось ему обилие фруктов и фруктовых деревьев, великолепный лес и плодородная почва. Как курьез вспомнил он и случай с трехлитровыми стеклянными баллонами. В домах чеченцев, вспоминает он, нас очень удивило большое количество пустых трехлитровых баллонов на чердаках. У нас в горах не принято было варить варенье, готовить на зиму соления и компоты, поэтому не могли сообразить, для чего столько пустых баллонов. Рабадан Омарович замечает, что когда их переселили в дома чеченцев, бросалась в глаза поспешность, с которой хозяева вынуждены были покинуть свое жилье. Домашняя утварь, продукты питания – все это оставалось в покинутых домах чеченцев. Депортация была трагедией целого народа. Историю изменить нельзя, историю нужно знать и помнить, чтобы в будущем такое не повторялось. В 1957 году, когда реабилитированные чеченцы стали возвращаться в Чечню, было принято руководством Республики Дагестан решение не возвращать переселенцев в горы, где они проживали до переезда в Бачи-Юрт, а переселить на равнинный Дагестан в один из кумыкских районов. Благодаря поддержке  государства (каждый переселенец получил ссуду для строительства жилья) в 1957 году в Каякентском районе за короткий срок было построено новое селение – Первомайское. Труду, добросовестности и порядочности таких людей, как Рабадан Султанович и Рабадан Омарович, обязано своим процветанием Первомайское – одно  из наиболее крупных и благоустроенных селений в районе.

 

Камал КАМАЛОВ.

Количество показов: 1263
18.04.2014 09:58

Возврат к списку

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта