Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsВ ДагестанеВ РоссииИнтервьюВ миреНа КавказеГлава РДНародное СобраниеПравительствоМинистерства и ведомства Муниципалитеты In memoriamНовости спортаГод культуры безопасности Выборы - 2018ЧЕ-2018 Kaspeuro2018"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаНовые книгиАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилКроссвордМасхараларТеатрЯнгы китапларЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИФото дняНаши партнерыНаши спонсорыСотрудникиНаши авторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Благодарю судьбу…

Благодарю судьбу…

«Барият Мурадова, мы с вами почти не знакомы. Вы живете и трудитесь в далеком Дагестане, но нас роднит горячо любимая профессия, искусство больших и благородных страстей».

Любовь Орлова, народная артистка СССР.

 

«Пятьдесят раз я сыграла Лауру в «Каменном госте». С некоторым чувством опасения и взволнованности шла я в незнакомый мне Кумыкский театр, с ослабевающим волнением следила за действием. Актриса Барият Мурадова познакомила меня с такой Лаурой, которую я никогда до сих пор не знала.

И вот дали занавес, публика начала расходиться, я сидела и думала о судьбах сценического искусства, его великом назначении, о театре, который потрясает, волнует, облагораживает…»

Людмила Полякова, народная артистка России.

 

Лицо актрисы полуосвещено, и кажется, она смотрит куда-то вдаль, в просторы Вселенной, вдогонку своим мыслям.

Великое творение природы – человек! И так мало он живет на этом свете. Ворон живет триста лет, и поди узнай, стар он или молод… Грустно, что жизнь к концу подходит. Не знала, что перед неизбежностью и страх, и печаль рождаются в душе одновременно…

Она опять окунулась в те раздумья, которых мы не узнаем, но каждый из нас, знающих Барият Мурадову, в этот час подспудно и попутно будет чутьём своим, которое редко нас подводит, знать и догадываться и сопереживать, и – вновь и вновь восторгаться и восхищаться Ею!

… Народная артистка СССР. Других ее званий и наград не перечисляю. И думаю, есть ли награда выше, чем признание и любовь народа! Но не привыкла Барият Солтанмеджидовна за всю свою театру отданную жизнь к славословию, к аплодисментам, и не принимает она любовь всенародную как явление обычное и должное. После каждого спектакля сквозь взрыв, шквал, бурю аплодисментов несет Барият груз недовольства собой, еще и еще раз прокручивает в памяти только что сыгранную роль и десятки раз будет ругать себя за промахи, которых никто, кроме нее, так и не заметил. Гениальные люди всегда недооценивают степень своего величия, их талант творить прекрасное так же естественен, как для нас способность дышать, видеть, ходить. Она будто берет зрителя за руку и ведет за собой ей видимой тропой к одной ей ведомой цели, отбрасывая, как шелуху, примелькавшиеся штампы.

…На сцене она – как в жизни, будто вне сцены. Сидит ли рядом с ней один человек или тысячи, она будет играть, жить! Вот в маленькой кухне сидим за столом трое – она играет. Вот в доме у моих родителей, в Тарках, нас уже больше – она играет. И во всех случаях играет в полную силу.

О Тарках она всегда говорит с большой любовью. Было время, когда Тарки были центром культурных событий, и первые спектакли артисты Кумыкского театра привозили сюда, на суд таркинцев.

А сколько камней летело на эту сцену!

– И камни были, но цветов все-таки больше. Помню, однажды, после спектакля в Тарках, на сцену вышел старик и сказал: «Спасибо тебе, доченька, ты продлила мне жизнь!»

Таких встреч и таких добрых слов было много. А теперь я говорю: «Спасибо, люди, вы продлеваете мою жизнь…»

… Поистине уникальным явлением на современной сцене называют Барият Мурадову. Да, это так. Кто из нас, увидев ее в комедии, не умирал со смеху? Кто не плакал, видя ее в трагической роли?

С семи лет на сцене!

 

– Благодарю судьбу за тот час, когда маленькой девочкой я впервые поднялась на эту сцену…

…Смеется Барият Солтанмеджидовна, вспомнив, как становилась на каблуки, чтобы казаться выше и старше, когда это нужно было для роли – детские ножки все равно ее не держали, а туфли падали с ног. Ее было еле видно за большой гармонью, на которой она и сегодня прекрасно играет.

Родные, милые сердцу мелодии льются из-под уставших пальцев актрисы. Барият Мурадова откашливается и готовится петь… И каждый раз, слушая ее, я сокрушаюсь беспечности нашей, нашей расточительности. Талант – редкий дар судьбы, это народное достояние. А мы поленились записать на пленку все песни Барият.

– В одиннадцать лет я руководила хоровым кружком в клубе «Горянка». А в пятнадцать, работая на радио, поступила в театральное училище. Моими педагогами были бывшие артисты Императорского тетра Шатров, Байков, Зайцев. Музыку преподавала Дженнет Магомедовна Далгат…

… В Москве, во время празднования десятилетия Октября в Колонном зале Дома Союзов, Барият Солтанмеджидовна пела романсы Глинки и Чайковского. После концерта за кулисы пришли Надежда Константиновна Крупская и Михаил Иванович Калинин, расспросили ее о жизни. Барият рассказала о том немногом, что было в ее еще короткой жизни, а главное – об отце, который был связным у Махача Дахадаева и погиб в борьбе с бандой Гоцинского…

… Много у нее воспоминаний. Вот после спектакля «Красные партизаны» по пьесе А.-П. Салаватова на сцену поднялась пожилая женщина, сняла с головы белый платок и накинула его на Барият, сказав: «Доченька, ты достойна носить этот платок – это память, подарок погибшего на фронте сына».

Но она не любит вспоминать, как на вечере открытия клуба им. Ногина во время ее выступления раздался выстрел, пуля попала в ногу. Как встревожился весь зал! Ее на руках понесли в больницу…

 

– На сцене Кумыкского театра я сыграла больше трехсот ролей. Как создавала я эти образы, как работала над ними – это долгий разговор. Разговор на всю мою жизнь.

В процессе рождения незабываемых персонажей Мурадовой господствует ее фантазия. Как у всякого истинно большого актера, для нее нет ролей маленьких: выражение глаз, движение руки, поворот головы – и происходит чудо – рождение искусства. И ощущение, что и вы причастны к этому чуду.

Цельность, слитность жизни и творчества во многом определили склад ее художественной натуры. Барият Мурадова живет большими проблемами, волнующими человечество. И в то же время ее творчество отличают удивительная простота и гуманизм…

 

– Когда была в положении на девятом месяце, держала гармонь на животе и играла, думала, что ребенок или глухим родится, или певцом…

… Дети ее пошли по тому же трудному пути. Инесса Курумова – народная артистка РСФСР, играет в том же театре; Белла Мурадова – известный скульптор.

«Старшее поколение, возглавляемое актрисой, которую можно назвать великой, – Барият Мурадовой, продолжает блистать удивительным мастерством и непосредственностью сценического творчества», – писал в недавние годы А. Вольфсон…

… Народная артистка СССР Барият Мурадова. Других ее званий и наград не перечисляю. Но есть ли награда выше, чем признание и любовь народа.

 

 

Ш.-Х. Алишева.

Количество показов: 1357
19.05.2014 16:12

Возврат к списку









AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта