Кому выгодна административная монополия на земли отгонного животноводства?

    

Пятница, 30.03.2018г. — «ЁЛДАШ».




Состояние земельного фонда отгонного животноводства вызывает серьезную озабоченность, поскольку на значительной его части отмечаются интенсивные процессы деградации, вызванные как действиями природного характера, так и сложившейся хозяйственной практикой их использования. К примеру, более 70% этих земель подвержены ветровой эрозии, в результате чего почти на 10% из них активно развиваются процессы опустынивания.



Используются ли сегодня они по целевому назначению? Что нужно делать, чтобы остановить эту преступную халатность? Эти и другие вопросы, связанные с дальнейшей судьбой отгонных земель, волнуют как автора, так и читателей газеты «Ёлдаш».



Автора прежде всего волнует форма хозяйствования на этих землях. Такая форма хозяйствования во всем мире считается изжившей себя. Существует ли она в других регионах? Насколько я знаю, от неё отошли.



Особо можно отметить использование земель отгонного животноводства. Общая площадь этих земель составляет 15098 тыс. га и находится в пользовании 837 землепользователей.



Необходимо акцентировать внимание на невообразимую пестроту землепользования в республике, что не встречается ни в одном другом регионе РФ.



В Каякентском районе общая площадь земель отгонного животноводства составляет
15507 га, Карабудахкентском районе – 6317 га, Кизлярском районе – 78331 га, Бабаюртовском районе – 31700 га, Кумторкалинском районе – 125608 га, в Кочубейской зоне – 1016037 га.



В Каякентском районе частники используют
2408 га земель отгонников и содержат 900 голов КРС.



В Кизлярской зоне
5163 га земель используются частниками, при этом они не имеют ни одной головы скота в общественном секторе и не вносят ни одного рубля в бюджет хозяйства.



В административных границах земель Кумторкалинского района расположены земли Гунибского района –
44565 га, Гергебильского района – 3197 га, Шамильского района – 7831 га, Хунзахского района – 14627 га, Гумбетовского района – 406 га, Буйнакского района – 1074 га.



В Кочубейской зоне земли отгонного животноводства составляет
1016037 га. В хозяйствах «К. Маркса», «Родина», «Коммунист», «Шимихюрский», «М. Горького» по существу ликвидировано общественное овцепоголовье, а земли сдают в аренду другим лицам и хозяйствам.



Немаловажное значение имеет анализ использования скотопрогонных трасс. Общая протяжённость всех скотопрогонных трасс Дагестана составляет
3250 км, а их площадь 1811 тыс. га. Скотопрогонные трассы   в пределах Дагестана проложены по 53 маршрутам.



Перегон скота подобным способом неэффективен во всех отношениях. Это экстенсивный, дедовский метод. При всех других аргументах перегон скота транспортным методом является цивилизованным.



Бывший заместитель Председателя Правительства РД Шарип Шарипов предлагает отказаться от выплат малоэффективных дотаций на овцематок, а высвободившиеся средства направить на программу перевозки овец. Депутат НС Дагестана, председатель Совета директоров АО «Дарада-Мурада» Рамазан Мирзаев в газете «Новое дело» от 30.06.2017 г. пишет: «По имеющимся данным, в респуб­лике насчитывается 5 млн голов мелкого рогатого скота, что вызывает большие сомнения». Вопросы состояния животноводства, в частности количества овцепоголовья в республике, находятся под контролем Председателя Правительства Республики Дагестан Артёма Здунова.



Артём Здунов в своем выступлении отметил: «Поступает информация, что численность поголовья овец в республике значительно меньше, чем показывает официальная статистика, причём цифры серьёзно разнятся. Необходимо провести инвентаризацию, чтобы понять, сколько овец и коз в рес­публике реально есть» («Дагправда», 22.02.2018 г).



Как видно из краткой характеристики состояния землепользования в республике с акцентом на земли отгонного животноводства, которые занимают половину земель сельскохозяйственного назначения, земельные ресурсы используются неэффективно.



Состояние аграрной сферы, нерешённые проблемы в этой под­отрасли народного хозяйства республики не могли оставаться без внимания руководства Дагестана и в прошлом. Можно перечислить множество постановлений, решений, указов законодательных и исполнительных органов.



Общественными организациями проводились круглые столы, форумы, чрезвычайные съезды, где обсуждались вопросы земельных отношений сельхозназначения, предложения и рекомендации доводились до руководителей республики, которые завершались отписками.



Однако Дагестан остается единственным субъектом России, где не принята земельная реформа.



В чём причина, почему вопрос не решается? В Ставропольском крае земли отгонного животноводства переданы бывшим владельцам этих земель, сельским муниципалитетам, а в Дагестане вопрос застопорился.



Почему руководство республики прошлых лет, без исключения, объявило административную монополию на эти земли?



Есть подозрения, что эти земли давно проданы частным лицам, есть хозяева, напрямую связанные с исполнителями этих решений, не исключено, что эти отношения коррупционного характера.



В этом случае аграрные отношения переходят из сферы эффективного землепользования в плоскость уголовно-политическую.



«Закон «О статусе земель отгонного животноводства в РД» более чем на 80% противоречит федеральному земельному законодательству. Принятая Правительством РД в рамках реализации приоритетных проектов программа земельной реформы не соответствует её громкому названию, не направлена на достижение базовых целей и задач земельной реформы» (Амина Абдулаева, Тимур Мусаев, «Дагправда», 02.03.2018 г.).



Главной целью первых лиц было под видом развития овцеводства в республике земли, арендованные на определённый срок на плоскости, навечно закрепить за хозяйствами горных районов, при этом создать на чужих территориях органы управления. Не рейдерский ли это захват? Можно представить, какова была бы реакция отгонников, если хозяйственники плоскостной зоны потребовали бы выделить земли на тех же условиях из хозяйств горной зоны. Ответ очевиден.



В вопросах земельных отношений противоречий между рядовыми тружениками гор и равнины, да и здравомыслящими руководителями подразделений нет. Это интриги незаконно разбогатевшей клановой касты.



Депутат НС Дагестана, председатель Совета директоров АО «Дарада-Мурада» Рамазан Мирзаев пишет: «В этом году в республике состоялось два мероприятия, на которых обсуждалась судьба низменных территорий, – сход кумыков и съезд ногайцев. При этом практически все СМИ постарались преподнести эти мероприятия как начало широкомасштабной войны жителей равнины против «завоевателей–горцев». … тогда как в самих материалах съездов подобных призывов не было и в помине. Более того, я, горец и сын горца, за многие положения этих резолюций готов хоть сегодня проголосовать двумя руками.



К примеру, не вижу ничего плохого в том, чтобы равнинными землями распоряжались администрации районов, на территории которых они находятся. По большому счёту для меня как для хозяйственника неважно, кому я буду платить за аренду. Главное, чтобы правила игры не менялись и были прозрачными» («Новое дело», 30.06.2018 г.).



В то же время руководство респуб­лики в решении земельных отношений объявило административную монополию на земли отгонного животноводства. Насколько приемлема монополия на земли сельхозназначения в рыночных условиях? Известно, что мы с большими ошибками вступаем в рыночные отношения.



Ясно, что рынок создает конкуренцию, конкуренция порождает монополию.



В области сельскохозяйственных отношений административная монополия приводит к усилению господства над другими. Объявленная органами власти республики монополия ставит заслон свободному экономическому развитию отраслей сельского хозяйства и является тормозящим фактором снижения цен на   продовольственные товары в силу отсутствия конкуренции.



Если бы была ликвидирована монополия на земли отгонного животноводства, то была бы преодолена рабская привязанность к земле у наёмных сельхозработников. Разгосударствление и ликвидация монополии на земли сельхозназначения имеют важное значение не только для уничтожения существующих в республике феодальных и полуфеодальных форм землевладения, но и для освобождения рядовых тружеников села от дани, которую они выплачивают собственникам земли.



Одной из самых сильных мер и специ­фической конституциальной предпосылкой аграрной антимонопольной политики в республике является равное право на равных условиях пользования землёй с учётом интересов населения гор и равнины.



Административная монополия на земли отгонников возникла после распадов колхозов и совхозов вследствие действий государственных органов в интересах отдельных категорий населения и отдельных личностей.



Аристотель, закладывая основы экономических воззрений в своем знаменитом труде «Политика» отнёс монополию к одной из практических форм «искусства наживать состояние».



Проблемы земли и землепользования в Дагестане – это проблемы не сегодняшнего дня. Они остро ставилась и при царской власти.



Царская Россия, которая вела в Дагестане колониальную политику, четверть века воевала с Дагестаном, считалась с особенностями сословно-земельных отношений в Дагестане. На сегодняшний день в условиях демократии на конституционной основе в XXI в. руководство республики не проявляет политической воли (проблема действительно приобрела политический характер) для решения земельных вопросов, не ущемляя интересы и отгонников, и коренных жителей равнинных районов.



Острота решения земельных отношений становится всё ощутимее, и поэтому представители общественности обращались с конкретными предложениями к руководству республики и высшим федеральным органам власти. Но эти вопросы и по сей день не решены.



Голос народа: «… в условиях Дагестана земельные отношения стоят на трёх вулканах (даже не на сваях, а именно на вулканах): первый вулкан – это социальный, второй – экономический, третий – политический. И если что-то пойдёт не так, то может детонировать любой, не исключено, что и все три, причём единовременно» (Мухтар Магомедгаджиев, «Земля должна работать», «Дагправда», 19.09.2012 г.).



Учитывая политико-экономическую ситуацию и остроконфликтные межнациональные отношения во владении и пользовании землями отгонного животноводства в Республике Дагестан, необходимо:



– снять административную монополию на земли отгонного животноводства и вернуть их районным муниципальным образованиям, на территории которых они находятся, с последующей передачей их сельским муниципалитетам;



– для сезонного выпаса овцепоголовья горных районов на плоскости заключить взаимовыгодные договоры аренды этих земель между арендаторами (хозяйства горных районов) и арендодателями (хозяйства, на территории которых находятся эти земли);



– чётко обозначить границы незаконно построенных сельских поселений, которые находятся на землях отгонного животноводства;



– провести инвентаризацию земель отгонников на предмет эффективности их использования и обеспечения кормоёмкости пастбищ;



– провести инвентаризацию численности овцепоголовья;



– управление и распоряжение землями отгонного животноводства осуществлять местными администрациями муниципальных образований, на территории которых они находятся;



– для медицинского обслуживания населения поселений, обучения детей этих поселений и решения других социально-экономических проблем прикрепить их к близрасположенным стационарно действующим медицинским учреждениям, школам и другим местным структурам, обеспечив местные муниципальные образования транспортными средствами и дополнительными финансами за счёт республиканского бюджета.



И ещё. Жители равнины, в особенности кумыки, при тенденции превращения их в национальное меньшинство на своих этнических территориях, угрозе потери самобытности как этноса требуют принятия конституционно-правовых мер по защите их прав и интересов.



 

Расул КАДИЕВ


док. экон. наук, проф. ДГУ



Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля