Исламский банкинг от Сбербанка?

       Постфактум



По сообщению интернет-издания «Кавказ.Реалии», руководство Сбербанка заявило о намерении внедрить исламский банкинг на Северном Кавказе. Пилотные проекты по исламскому банковскому обслуживанию готовятся внедрить в Северо-Кавказском федеральном округе. Об этом на днях заявил вице-президент Сбербанка Игорь Буланцев в ходе визита в Ингушетию.


Главная отличительная черта финансовых услуг при банковском обслуживании по исламским правилам — отказ от ссудного процента и осуществления операций, сопряженных с высоким риском. В них клиент выступает в качестве партнера, а не заемщика.


Внедрение исламского банкинга предполагает создание специального совета при Центральном банке России, арбитражной инстанции, которая будет оценивать, соответствуют ли те или иные решения банков принципам шариата.


Между тем Буланцев не уточнил, готова ли российская финансовая система к подобным преобразованиям. В Совете Федерации еще в мае 2017 года заявляли, что Банк России и законодательство не готовы к распространению исламского банкинга.


По данным международной компании Ernst&Young, в мире насчитывается 65 банков, использующих принципы исламского банкинга. В них входят как банки, которые целиком функционируют по исламскому принципу, так и традиционные банки, где есть окошко с услугами, соответствующими шариату.


По большей части эти банки принадлежат странам с большой долей мусульманского населения — Алжир, Бахрейн, ОАЭ, Индонезия, Турция, Великобритания и др.


По моему мнению, Сбербанк не будет реализовывать данный проект. Во-первых, как я предполагаю, здесь проблема в господине Грефе. До сих пор Сбербанк отказывается работать в Крыму, объясняя это санкциями, которые могут быть применимы соответственно к Сбербанку. Во-вторых, учитывая отношение к исламу во многих странах, не исключаю, что против стран, где расположены крупные исламские банки, в частности, объясняя это якобы финансированием  террористических структур, могут быть введены соответствующие санкции.


Тем не менее источник «Кавказ.Реалии» считает, что исламская модель в настоящее время применима прежде всего в странах, где ислам является господствующей религией.


«Если же говорить о других странах, то здесь применимы принципы так называемых партнерских финансов», — делится он. Судя по тому, что делает Банк России, речь как раз идет не об исламском банкинге, а о партнерских финансах. Из этого следует, что руководство Сбербанка просто подменяет понятия, называя партнерские финансы исламским банкингом.


В пресс-службе Сбербанка отказались комментировать ситуацию.


Между тем как у исламского банкинга, так и у партнерских финансов имеется большой недостаток.


Источник «Кавказ.Реалии» из российского финансового сообщества полагает, что главным риском применения принципов партнерских финансов в случае привлечения средств физических лиц в странах с существующей системой гарантирования вкладов является то, что при партнерских финансах государство не может и не имеет права гарантировать вклады граждан.


А если государство не сможет гарантировать вклады граждан или придумать замену, то это не имеет никакого смысла.


Комментарий

 

 


Возможна ли работа Сбербанка на принципах исламского финансирования?

 

Алклыч АЛКЛЫЧЕВ,


д. э. н., профессор

 


Исламское финансирование применимо ко всем видам сделок, соответствующим нормам и принципам исламского права. Сбербанку можно было бы выступить оператором по привлечению средств исламских фондов в сотрудничестве с Исламским Банком Развития, его дочерними структурами, такими как Исламская корпорация развития частного сектора и другими.


Так как основным принципом здесь является совместное участие в бизнесе, то предпочтительнее всего было бы участие в долгосрочных инвестиционных проектах по участию в капитале либо приобретению основных средств.


Российская Федерация обладает большим потенциалом в области неф­тегазовых, инфраструктурных, телекоммуникационных и других проектов, в которых одновременно заинтересованы и инвесторы из стран исламского мира. Сбербанк мог бы участвовать в программах своих клиентов в качестве оператора, агента, банка-негоцианта либо осуществлять другие функции в соответствии с условиями проектов. В мире накоплен определенный опыт сотрудничества с исламским банкингом, развивать которое АО «Сбербанк», б­езусловно, может и должно при безус­ловной поддержке и участии ЦБ РФ.


Что касается гарантирования вкладов, то я согласен, что здесь руководство Сбербанка подменяет понятие «исламский банкинг» с понятием «партнёрские финансы». Конечно, можно согласиться с тем, что в случае привлечения средств физлиц с существующей у нас государственной системой гарантирования вкладов при партнерских финансах государство не сможет (и не имеет право) гарантировать вклады граждан.


Однако в случае с исламским банкингом это возможно. И такой опыт имеется и получает широкое распространение по миру. После того как в конце 90-х годов прошлого века несколько исламских банков в разных странах, в том числе и в Турции, потерпели дефолт, отношение к возможностям исламского страхования сильно изменилось. В Турции исламские банки страховали депозиты самостоятельно. Но тех денег, что удалось им накопить, не хватило для того, чтобы компенсировать все потери депозиторам. И после этого случая государство решило, что должна быть государственная защита.


Наиболее удачно принципы и подходы шариата к современным реалиям адаптированы в Малайзии. Там считают: нельзя говорить и действовать так, как это было 200 лет назад. И хотя было много дискуссий, можно ли вообще гарантировать исламские депозиты, не противоречит ли это исламским предписаниям, в Малайзии смогли обосновать, что гарантирование необходимо именно исходя из основного принципа шариата – «всеобщего блага». Принцип маслихат – «общественное благо» – допускает гарантирование. Во-первых, эти деньги используются в интересах населения. Во-вторых, гарантирование депозитов защищает людей от возникновения впоследствии у них каких-то финансовых проблем. В-третьих, такая поддержка финансовой стабильности — тоже на благо общества.


Также в Малайзии разработаны основные принципы страхования: страхование исламских депозитов не должно содержать каких-то элементов, которые запрещены исламом. Деньги, которые поступают в кассу в качестве страховых взносов от исламских банков, учитываются отдельно от традиционной кассы и инвестируются также только в соответствии с принципами шариата. При этом корпорация по страхованию вкладов у них одна.


В Малайзии одинаковая сумма гарантийного возмещения для вкладчиков и одинаковый размер страховых премий для банков вне зависимости от того, идет ли речь об обычном или исламском банке. Но если в отношении традиционных депозитов в случае банкротства банка нет приоритета выплат по различным счетам (сберегательным, срочным и т.д.), то по исламским приоритеты есть. По текущим счетам возмещение предполагается сразу, а по инвестиционным счетам возмещение происходит по очереди согласно срокам разных инвестиционных депозитов. При этом у одного вкладчика может быть несколько контрактов и необходимо ждать своей очереди.


Исламские финансы — это альтернатива традиционным. Исламский банкинг способствует развитию бизнеса, помогает создавать инфраструктуру. Но самое главное, что страна, которая развивает исламский банкинг и гарантирует исламские депозиты наряду с традиционными, стимулирует не только развитие конкуренции, но и позволяет сохранять доверие к банкам и финансовой системе, что повышает ее устойчивость и в целом выгодно для экономики.

 


 

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля