Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsВ ДагестанеВ РоссииИнтервьюВ миреНа КавказеГлава РДНародное СобраниеПравительствоМинистерства и ведомства Муниципалитеты In memoriamНовости спортаГод культуры безопасности Выборы - 2018ЧЕ-2018 Kaspeuro2018"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаНовые книгиАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилКроссвордМасхараларТеатрЯнгы китапларЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИНаши авторыФото дняНаши партнерыНаши спонсорыСотрудникиАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Стихия музыки – могучая стихия

Стихия музыки – могучая стихия

Работая в Министерстве культуры шестой год, ловлю себя на мысли, что критика в адрес нашего ведомства, творческих проектов, государственных концертов, театральных премьер всегда отзывается болью в моем сердце. Нет, это не громкие слова, просто я знаю, что многое делается на «разрыв аорты», с большой отдачей, с бескрайней, жертвенной любовью к зрителю.

Кого во мне больше – зрителя или чиновника? Зрителя, не отстранённого, не холодного, не язвительного и вечно недовольного, а благодарного, верного, влюбленного в искусство.

Мне хочется высказать свои мысли о Дагестанской государственной филармонии им. Т. Мурадова. Имею полное право высказать свою точку зрения как постоянный зритель.

На концерты нашего камерного и симфонического оркестра хожу как на праздник. Здесь другое измерение, другой климат, светлое напряжение, лица другие: одухотворённые, восторженные, задумчивые, погруженные в светлую ауру музыки. У филармонии постоянный верный зритель. Взыскательный и требовательный: это видно невооруженным взглядом. Испытываю гордость за нашу филармонию, за «Порт-Петровские ассамблеи». Наверное, это покажется наивным, но после каждого концерта я пишу в своем дневнике о том впечатлении, которое произвел на меня концерт, делаю вырезки из газет (свидетельство времени).

8 июня 2011 года корреспондент «Дагестанской правды» Наида Гасретова пишет об открытии IV фестиваля «Порт-Петровские ассамблеи»: «Открылись «Порт-Петровские ассамблеи» концертом лауреата международных премий, дагестанца, выросшего в Одессе и ныне проживающего в Германии, Тимура Гасратова. Он впитал в себя европейскую культуру, но генетическая память и корни в нем очень сильны, Поэтому программу он начал с произведения дагестанского композитора Касума Магомедова «Ручейки в горах». И полилась горная струя, обегая километры горных массивов, то тонкой нитью, едва не высохшей под жарким солнцем, то впитав в себя новые силы от утренней росы, журчащим серпантином, местами перерастающим в шумный водопад.

Зал словно замер и впитывал в себя каждую нотку и каждое движение пианиста. Даже те, кто попал на концерт классической музыки впервые, казалось, воспринимали и понимали все, что им преподносил виртуоз».

Светлана Кривоносова: «Финальным аккордом в «Порт-Петровских ассамблеях» прозвучал гала-концерт трех теноров на закрытии фестиваля высокой музыки в Махачкале.

Покидая зал после блестящего выступления звезд мирового оперного вокала, зрители дружески высказывали слова благодарности в адрес Дагестанской государственной филармонии – организатора фестиваля, сумевшего «заполучить» таких именитых певцов, привлечь их к фестивальным выступлениям в Махачкале».

А благодарить действительно было за что. Три тенора, признанные мастера вокала: Оганес Георгиян – солист Государственной академии Большого театра и Бельгийской королевской оперы, гастролировавшей в Европе, Азии, Африке; Дмитрий Полконин – солист Московского Академического музыкального театра им. К. Станиславского В. Немировича-Данченко, один из лучших теноров России, признанный музыкальными критиками лучшим Германом в мире (П. Чайковский «Пиковая дама»), занятый в оперных театрах Европы, Южной Америки, Азии. Оба они неоднократно принимали участие в проектах фонда «Таланты мира», президентом которого, основавшим его, является третий участник концерта Давид Гвинианидзе, лауреат многих международных и всероссийских фестивалей; награжден золотой медалью за меценатство и медалью ООН за вклад в развитие культуры, кавалер общественного фонда России «Рубиновый крест славы».

А V Международный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи» предоставил возможность дагестанцам встретиться с музыкантами экстра-класса – коллективом Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени легендарного его основателя Олега Лундстрема. Государственным камерным оркестром джазовой музыки в нынешнем составе руководит пианист, дирижёр, аранжировщик, заслуженный артист РФ Борис Фрумкин. Это самый долгодействующий биг-бенд в мире, о чем свидетельствует Книга рекордов Гиннесса.

Светлана Кривоносова: «Классические джазовые пьесы Дюка Эллингтона, Джорджа Гершвина, Гленна Миллера, Гордона Гудвина, самого Олега Лундстрема, Каунта Битей были исполнены с таким романтическим задором, юмором, непринужденно мастерски, что равнодушных в зале не было. Какой драйв испытали слушатели от исполнения музыкантами пьес «Ночной товарный поезд», «Волшебная блоха»... А как безукоризненно звучали «Крутые повороты» и «Вечерний Арбат» Мурада Кажлаева, приготовленные специально для выступления перед дагестанцами!»

А какая огромная работа ведется с юными, молодыми исполнителями!

«Ставшие традиционными концерты студентов консерваторий, проводимые Дагестанской государственной филармонией, – «Наши надежды», это своего рода отчет молодых музыкантов перед бывшими учителями, родными и уже полюбившими их слушателями», – пишет корреспондент «Дагестанской правды» Наида Гасретова.

На моей памяти выступление студентки Астраханской государственной консерватории Аси Алибековой, ученицы музыкальной школы Санкт-Петербурга, студентки Северо-Кавказского института искусств Джамили Дибировой, студентов Московской государственной консерватории валторниста Антона Никиты и лауреата конкурсов Анастасии Собяниной, выпускницы Российской академии музыки имени Гнесиных Рамины Магомедовой, студента Ростовской государственной консерватории Роберта Алиева, студентки Астраханской консерватории Джейн Абдуллаевой, учениц центральной музыкальной школы при Московской консерватории Пари и Хадижат Хайбуллаевых.

Интересен проект «Студенты консерваторий России» на сцене Дагестанской филармонии, который курирует Министерство культуры РД. Целью проекта является подготовка молодой музыкальной смены, привлечение в республику молодых талантливых исполнителей.

Дагестанская филармония бережно относится к памяти выдающихся дагестанских композиторов, музыкантов, певцов. Юбилейные вечера, вечера памяти, творческие встречи – это особая страница филармонии. Посвящение Наби Дагирову, Исбат Баталбековой, Сейфулле Керимову, Татаму Мурадову, Сергею Агабабову, Шамилю Ханмурзаеву – это малая толика всех вечеров.

Творческие вечера Барият Ибрагимовой, Касума Магомедова, Муи Гасановой, Асият Кумратовой надолго запомнились зрителям.

Большую популярность приобретает традиционный региональный музыкальный фестиваль юных исполнителей им. Манашира Якубова – тринадцать лет юные исполнители радуют зрителей Махачкалы, Кизляра, Каспийска, Дербента и других городов республики.

Запомнились великолепные вечера камерного оркестра, посвященные великим композиторам – Гайдну и Баху, где блистательно выступили солисты Индира Зайдиева (флейта), Рамина Магомедова (фортепиано), Умразият Арбуханова (певица).

Из моего дневника: «Камерный оркестр” - душа филармонии. Зарифа Абдуллаева – художественный руководитель оркестра, при всей своей сдержанности, строгости и внешней закрытости, очень яркая, страстная, одержимая, талантливая личность, и ее оркестр – это настоящая жемчужина нашей республики, которая по праву может гордиться высочайшей музыкальной культурой. Программа концерта прекрасно выстроена. Индира Зайдиева – великолепна. Божественные, нежные звуки флейты очаровывают, окутывают зрителя атмосферой добра, любви и вдохновения. С каждым концертом все больше влюбляешься в изумительную игру на фортепиано молодой талантливой пианистки Рамины Магомедовой. Самозабвенная, тонкая игра. Как она грациозна, искренна, романтична. Как отмечают музыкальные критики, ее игру – «отличает тонкая одухотворенность и эмоциональная насыщенность».

Лет двадцать назад, будучи в Кисловодске, я пристрастилась к филармоническим концертам, и не раз задумывалась о нашей классической музыкальной жизни в республике. Завидовала: весь цвет музыкального мира на сцене Кисловодской филармонии.

Знала, что в 50–70?е годы наша филармония процветала. Поколение 60?х, когда директором филармонии был Вил Зиновьевич Путерброт, помнит музыкальные коллективы. В Махачкале с оркестрами побывали Константин Орбелян, Эдди Рознер, Анна Герман, Радмила Караклаич, Аркадий Райкин. Залы филармонии были забиты до отказа, билеты распроданы.

А сегодня – небывалый подъем, расцвет нашей филармонии вопреки всем неудобствам, неустроенности: здание находится в плачевном состоянии, но надежда теплится в душе руководителей филармонии: «Я знаю: саду цвесть!» Хочется продолжить: «Когда в стране советской такие люди есть!»

Поистине одержимые, преданные музыке люди работают в филармонии – Ирина Германовна Нахтигаль, Зарифа Ахмедпашаевна Абдуллаева, Абакар Расулович Хайбуллаев. В один из самых тяжелых периодов нашей страны – многообещающей перестройки в начале 90?х – во всех школах города действовали музыкальные лектории, и на маленьких школьных сценах – выступали артисты филармонии, исполнялись романсы, арии, этюды, а Ирина Германовна вводила юных слушателей в мир музыки. Это незабываемо. Ощущение растерянности и неопределенности у взрослых и детей смешалось с чувством гармонии и покоя.

Искусство невозможно разрушить. Такие люди, как Ирина Германовна и Зарифа Ахмедпашаевна, спасали наше будущее – детей от бездуховности и пошлости. Я счастлива, что была причастна к этому, что именно в одной из школ города тоже старалась создать эту детскую «республику искусств».

Как-то осенью прошлого года я совершенно неожиданно попала на музыкальный лекторий в Школе искусств им. М. Цурмилова. Внуки волновались, теребили своих мам: «К нам придут артисты на концерт, нельзя опаздывать!» Мамы были заняты, я взялась выручить. Была несказанно рада тому, что выступают творческие группы из филармонии. Потрясающая программа, очень легкая, непринуждённая беседа Ирины Германовны о музыке с детьми. Занимательно, ярко, образно и доступно. Родители и дети были растворены в атмосфере высокого искусства.

Ирина Германовна тонко чувствует своего юного зрителя, подтягивая его до своего уровня, давая ему возможность ощутить себя значимым, посвященным в некое таинство. Перефразировав известное выражение, можно сказать: «Кто твои Учителя? Скажи, кто твой друг?» – Галина Котляровская, Владислав Селевко, Рена Эфендиева, Салимхан Казиявов – такие люди могли дать самое лучшее, самое благородное, самое возвышенное.

Я могла бы бесконечно перечислять полюбившиеся зрителям музыкальные вечера – филармонические концерты: это и вечер рахманиновской музыки, и I Региональный фестиваль духовных оркестров «Дагестанские фанфары». Его инициатором и создателем стала Дагестанская государственная филармония при поддержке Министерств культуры России и Дагестана.

Первый фестиваль «Дагестанские фанфары» посвятили 95-летию выдающегося педагога, заслуженного учителя ДАССР, просветителя и общественного деятеля Владислава Петровича Селевко, основателя дагестанской школы игры на духовых инструментах. Ирина Германовна нашла такие благодарные добрые слова о своем учителе! Восхищалась его замечательными человеческими качествами, безбрежной эрудицией, блистательной литературной речью, настоящей интеллигентностью и аристократизмом.

Из дневника: «18 мая 2013 года в Дагестанской государственной филармонии им. Т. Мурадова состоялся концерт, посвященный 140-летию со дня рождения выдающегося русского композитора Сергея Рахманинова. Вечер вела Ирина Германовна Нахтигаль. Прозвучали произведения Сергея Рахманинова на слова Федора Тютчева – «Весенние воды», Игоря Северянина – «Маргаритки», Константина Бальмонта – «Островок», М. Ю. Лермонтова – «Не пой, красавица, при мне», Е. Бекетовой «Сирень». Музыка С. Рахманинова, несмотря на дождливое ненастье за окном, еще долго будет отзываться в душе благодарных зрителей».

Без лестных высокопарных слов, филармония – духовный центр музыкальной жизни города, и это во многом определяет степень причастности дагестанского интеллектуального зрителя к мировым культурным ценностям.

Творческий путь филармонии – колоссальная подвижническая работа, создание современной динамично развивающейся концертной организации.

В мае этого года VII Международный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи» вновь собрал своих зрителей на концерты латиноамериканской музыки Рамиро Аристо (Аргентина) и «Дьявольское каприччо» Артема Дервоеда. Впереди радость новых встреч и открытий: гала?концерт трех сопрано (фонд «Таланты мира») – Елена Семенова, Ольга Орловская, Вероника Потребная; «Царицынская опера» (Волгоград); Танел Йоаметс (Эстония); джазовый вокал Паулетта Макс Вильяме (США) и любимый дагестанцами Юрий Медяник!

Потрясающая программа! Это прелюдия к лету, это предвкушение новых встреч, дарящих жителям гармонию, умиротворение, желание жить и радоваться.

 

 

 

Лилия ДЖАМАЛУТДИНОВА.

Количество показов: 1150
27.06.2014 13:55

Возврат к списку

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта