Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsНовостиИнтервьюАнонс книгIn memoriamГод культуры безопасности "Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилМасхараларТеатрЯшланы дюньясы Спорт Единоборства Развитие спортаФК «Анжи» СоревнованияМедиасфераО газетеО сайтеСМИВнимание! Конкурсы!Наши партнерыНаши спонсорыСотрудникиАвторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)

ОТ ФЕЛЬДШЕРА ДО ОРГАНИЗАТОРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ДАГЕСТАНЕ

ОТ ФЕЛЬДШЕРА ДО ОРГАНИЗАТОРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ДАГЕСТАНЕ



       

Гаджи Алхасов – первый фельдшер из кумыков, с именем которого связано распространение передовой европейской медицины в Дагестане. Родился в 1892 году в Нижнем Казанище в крестьянской семье. Поначалу учился в примечетской школе, но, решив посвятить себя медицине, поступил в гражданскую фельдшерскую школу в Тифлисе.


Гаджи оказался способным мальчиком. Учился на «отлично», в душе горел неугасимый интерес к достижениям и возможностям цивилизованной медицины. В 1910 году, получив диплом с отличием Тифлисской фельдшерской школы, он стал первым фельдшером-кумыком, получившим «русское» образование.


Вернувшись в Дагестан, Гаджи Алхасов имел возможность получить практику в городах, но выбрал самую что ни на есть в то время глушь – служил три года в Карадахской сельской больнице Гунибского округа, затем заведовал Араканским фельдшерским пунктом. С 1913 по 1921 годы работал в Темир-Хан-Шуринской психиатрической больнице лекпомом, смотрителем, потом – заведующим .


Гаджи был человеком широкого кругозора, разносторонних способностей, он одним из первых в Дагестане увлекся фотографией. Обнаруженная недавно редкая фотография, датированная сентябрем 1913 года, запечатлела учащихся Нижне-Дженгутайского женского училища. Вместе с девочками – известные учителя Исабек Абдуллаев и Умурашидат Абдуллаева. Дипломированный медик стал одним из первых гипнотизеров. По воспоминаниям Тату Булач, в их доме, где собиралась местная интеллигенция и учащаяся молодежь, Гаджи Алхасов проводил сеансы внушения.


После Февральской революции он принимал активное участие в политических событиях, происходивших в областном центре Дагестана, организовал и стал первым председателем Союза медицинских работников Темир-Хан-Шуры.


В 1918 году, когда Советская власть установилась в нескольких округах Дагестана, Гаджи Алхасов развернул активную деятельность по созданию учреждений медицины и здравоохранения. Он выступал в аулах, пропагандируя достижения медицины, открывал амбулатории, больницы, лечил раненых и больных партизан, красногвардейцев.


После временного падения Советской власти в Дагестане в 1919 г. в его доме проводились заседания подпольного комитета партии во главе с Уллубием Буйнакским. В период деникинской оккупации Гаджи держал связь с Советом обороны Дагестана. В практической деятельности Гаджи Алхасова выявились большие способности, которые поставили его в один ряд с известными врачами в Дагестане. Его сложные, удачные операции удивляли даже опытных специалистов, но неоднократные попытки Алхасова получить высшее образование не увенчались успехом. В 1923 году он писал: «Трудное время не располагало к учебе». Наконец специальная комиссия по испытанию признала его 26 марта 1921 г. достойным звания врача. В том же году Гаджи был назначен заведующим Андийским окружным отделом здравоохранения. Затем некоторое время он заведовал больницами в Терекли-Мектебе и Нижнем Дженгутае, руководил Ботлихским окрздравотделом, с 1928 года стал работать в Наркомздраве Дагестана.


Жизнь Гаджи Алхасова трагически оборвалась в самом расцвете сил при исполнении служебных обязанностей. В некрологе, опубликованном в газете «Красный Дагестан» 6 мая 1928 года, были высоко оценены его заслуги. В частности, было сказано: «Все, кто близко знал Алхасова, не могут не отметить высокую честность и умение работать среди народа, у которого он снискал уважение и доверие, как к себе, так и к делу здравоохранения, которому был беззаветно предан». После его смерти без средств к существованию остались мать, жена и двое детей.


Дети оказались достойными отца. Зумруд Губаханова долгие годы работала министром культуры Дагестана, Меседу Алхасова – министром пищевой промышленности, внучки прекрасно проявили себя в науке.


Один из первых организаторов здравоохранения в Дагестане Гаджи Алхасов заслуживает того, чтобы его имя было увековечено.



ОДИН ИЗ ОРГАНИЗАТОРОВ ТЕАТРАЛЬНОГО И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЩЕСТВА



В начале июля 1917 г. представители мусульманской интеллигенции Дагестана, учителя, врачи, кадии и муталимы в Темир-Хан-Шуре устроили общее собрание. Председателем собрания избрали штабс-ротмистра Дагестанского конного полка Темирболата Бейболатова, секретарем – фельдшера Гаджи Алхасова.


На собрании решили создать общество под названием «Театральное и литературное общество мусульман Дагестана». Там же избрали президиум общества из 11 членов, в том числе председателя, помощника, секретаря, его помощника, казначея. Избрали также членов хозяйственной и ревизионной комиссии.


Основная идея общества – воспитание и просвещение народов Дагестана. Цель общества – постановка и развитие театрального искусства, художественной литературы и национальной музыки.


Основная задача общества – распространение передовых идей и научных знаний «в возможно широких слоях населения Дагестана и по возможности и за пределами Дагестана на кумыкском (джагатайском) языке и на том языке, который будет принят международным среди народов Дагестана».


Организаторы, руководители Театрального и литературного общества мусульман Дагестана отмечали большое значение влияния передовой русской культуры, которая способствовала пробуждению национального самосознания народов Дагестана. «Получая просвещение среди иноверцев, большей частью среди русских, – сказано в решении общества, – мусульмане Дагестана, выйдя из темной среды своего народа, впервые сталкивались с важностью понятия о необходимости иметь свою историю и культуру и чувствовали нравственное угнетение, беспрестанно осознавая отсутствие всего этого».


В постановлении общества подчеркнуто значение изучения истории в формировании национального самосознания народов Дагестана.


Для просвещения народа путем развития театрального искусства, художественной литературы, национальной музыки члены общества считали необходимым возродить богатую историю, материальную и духовную культуру народов Дагестана, которую веками разрушали жестокие завоеватели и царские колонизаторы. «Между тем, порывшись в исторических документах, преданиях, – писали члены общества, – видим, что и мы, дагестанцы, имеем свое прошлое, дела народные и отдельных своих героев, достойных возвеличивания и сопоставления с историческими делами наших культурных соседей».


Далее в документе сказано также о многовековой неравной борьбе народов Дагестана за свою свободу и независимость: «Недешево отдал Дагестан свою свободу... С одной Россией он вел борьбу почти беспрерывно в течение более трехсот лет. В этой борьбе фигурируют как отдельные разумные правители, так и даровитые и достойные восхваления военачальники и герои. Вообще можем смело сказать просвещенному миру, что и мы, дагестанцы, имеем свое давнее историческое прошлое, где видим, что и у нас были общественно-правительственная организация, свои законы».


В результате победы Февральской революции были созданы благоприятные условия для возрождения национальной культуры народов Дагестана. «Все это, – сказано в решении общества, – требует, особенно от нас, ознакомления и серьезного изучения и большого интереса к себе. Индифферентное отношение к этому есть преступление, граничащее с изменой своей религии и народу. Пока же мы видим, что все это заброшено и забыто народным невежеством. Но мы, братья-дагестанцы, осознавая все это, постараемся удвоить энергию в деле просвещения родного народа во имя свободы, справедливости, равенства, во имя того, что каждого из нас создали человеком, а не животным».


Общество обратилось к населению с просьбой приложить все силы и средства, «дабы не дать потухнуть святому огню в нашей душе, ведущему нас на путь просвета и культуры».


Большая заслуга Гаджи Алхасова перед народами Дагестана и в том, что он был одним из организаторов «Тангчолпан» – первого журнала в Дагестане, издание которого началось в августе 1917 г. Журнал издавался на кумыкском языке, ставшем языком межнационального общения народов Дагестана, и сыграл большую роль в пропаганде передовых идей среди населения, пробужденных Февральской революцией, свержением царизма.


Гаджи Алхасов был и в числе основателей кумыкского любительского театра. В 1915 году в Темир-Хан-Шуре зародилась идея о самодеятельном кумыкском театре. Гаджи Алхасов, Наби Маккаднарипов, Джабраил Шахмарданов, Арсланбек Арсланбеков разыгрывали небольшие сценки. И выяснилось, что именно Гаджи обладает большим артистическим талантом. Почти во всех спектаклях самодеятельного театра он исполнял ведущие роли. В восьмом номере «Тангчолпан» за 1917 год была опубликована рецензия на спектакль «Тайны нашего города», в которой особо был отмечен Гаджи Алхасов, выступивший в роли секретаря.


А еще Гаджи прекрасно пел русские народные песни, кумыкские йыры, играл на мандолине и скрипке.


ПОТОМКИ ГАДЖИ АЛХАСОВА


Жена Алхасова Гаджи Уму хани была правнучкой знаменитого Хаджи-Мурада – наиба имама Шамиля, героя Кавказской войны, любимого народом воина отчаянной храбрости, подвиги которого сделали его еще при жизни легендарным. Хаджи-Мурад прожил не долгую, но яркую жизнь. Его имя было воспето народом в песнях и преданиях на протяжении более полутора веков, а великий мастер художественного слова Л.Н. Толстой увековечил его в одноименной повести «Хаджи-Мурат».


У Хаджи-Мурада было трое сыновей: Гулла, Абдул-Кадыр, Хаджи-Мурад и четверо дочерей: Баху, Бахтике, Кихилай и Семисхан. Младший сын знаменитого наиба родился уже после его гибели и был назван в честь отца Хаджи-Мурадом. Хаджи-Мурад младший служил всадником Дагестанского конного полка, в 1913 году - в конвое царя. Он участвовал в походе полка в Среднюю Азию, а позже служил помощником начальника Кубинского округа. У него родилась дочь, которой дали имя матери легендарного наиба - Залму. Она вышла замуж за Якуба Исакова, который 55 лет проработал дорожным мастером, обслуживая горные магистрали от Буйнакска до Главного Кавказского хребта. У них было трое детей – сын Имангазали, дочери Умухани и Сакинат.


Имангазали был изобретателем и великолепным художником. Он создал филигранной работы макет Буйнакского театра, где в 1920 году была объявлена Сталиным автономия Дагестана. Имангазали – автор целой галереи интересных муляжей пещерных людей, которые выставлены в Республиканском краеведческом музее Махачкалы.


Дочь Сакинат долгие годы работала на Буйнакском консервном заводе.


Дочь Хаджи-Мурада Умухани вышла замуж за Гаджи Алхасова, который, получив образование в Тифлисе, работал врачом в Буйнакске. В 36-летнем возрасте, возвращаясь от больного из Левашинского района, он погиб в аварии, оставив сиротами двух дочерей – 12-летнюю Изумруд и 8-летнюю Меседу. Умухани в 28-летнем возрасте поступила в медицинское училище в Махачкале и, получив фельдшерское образование, работала в горах акушеркой, в том числе в последние годы жизни в Нижнем Дженгутае. У дочерей было трудное детство, но они выучились, получили высшее образование, и Советская власть открыла им дорогу в жизнь.


Старшая дочь, Изумруд Гаджиевна Губаханова (по мужу), на протяжении 15 лет работала министром культуры Республики Дагестан. В годы ее работы был создан танцевальный ансамбль «Лезгинка», которым руководил Танхо Израилов, приглашенный Изумруд Гаджиевной из Средней Азии, успешно проведена декада Дагестанского искусства в Москве. В различных театральных институтах и студиях Советского Союза были подготовлены кадры для национальных театров Дагестана. Затем она несколько лет возглавляла Комитет кинематографии Дагестана, а в последние годы жизни работала заместителем директора краеведческого музея в Махачкале.


Младшая дочь Умухани, Алхасова Меседу Гаджиевна, после окончания Высшей школы пищевой промышленности в Москве работала заместителем управляющего Дагконсервтреста, а затем заместителем начальника объединения «Дагвино» с созданием в Дагестане Министерства пищевой промышленности. М.Г. Алхасова в течение 14 лет возглавляла это министерство.


За годы ее работы в республике были построены Махачкалинский булочно-кондитерский комбинат, Дербентский пивзавод, тарно-картонажная фабрика в Махачкале, Махачкалинский, Хасавюртовский и Буйнакский хлебозаводы, произведена коренная реконструкция Махачкалинского пивзавода, Хасавюртовского и Кизлярского пищекомбинатов. М.Г. Алхасова в последние 6 лет своей жизни возглавляла Проектный институт пищевой промышленности (Госагропрома СССР), ею сделано многое для оснащения современным оборудованием различных предприятий перерабатывающей промышленности Дагестана.


Дочь Изумруд Гаджиевны, Губаханова Разият, – кандидат исторических наук, работает в Институте истории Дагестанского филиала Академии наук, ею подготовлена к защите диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук.


Дочь Меседу Гаджиевны, Амина Абдуллаевна Алиева, – кандидат медицинских наук, около 30 лет проработала на кафедре оториноларингологии Дагестанской медицинской академии. В настоящее время является президентом медицинского Фонда им. профессора Х.О. Булача.


Правнучка Алхасовой Меседу Гаджиевны Булач Меседу учится на отлично в гимназии «Сахаб», принимает участие в олимпиадах по английскому языку, а на городском конкурсе «Шаг в будущее» по литературе в 2005 году выступила с докладом «Философская проблема счастья и долга в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»» и заняла первое место.


Адильгерей ГАДЖИЕВ,

Абдул-Кадыр Абдуллатипов





Количество показов: 627
24.12.2017 00:00

Возврат к списку


Добавить комментарий

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта