Кумыки: экономическое развитие


   Кумыки занимали почти всю Прикаспийскую низменность. Это наиболее плодородная на всем Северо-Восточном Кавказе полоса, пригодная для широкого развития земледелия. Кумыкия, изобилующая сельскохозяйственными продуктами, была житницей многих районов. Территория кумыкских феодальных владений была наиболее благоприятной для развития земледелия. П. Гаврилов писал: «Представляя совершенную равнину, прорезанную в некоторых местах вытекающими из гор реками, Кумыкская плоскость покрыта наносною с гор почвою, плодородие которой делает эту местность одною из лучших на Кавказе. Умеренный климат Кумыкского округа вполне благоприятствует не только обширному производству различных сортов хлеба, но и разведению других, почти тропических, растений…». Кумыки знали трехпольную систему земледелия, им были хорошо известны приемы искусственного орошения полей. И.-Г. Гербер, говоря о владениях Султана Махмуда Аксаевского, шаухала Тарковского, о землях владетелей Буйнакского и Утемышского, подчеркивал, что местное население питается земледелием и что они имеют изрядные пашни, огороды, виноградные сады и т. п.



В полеводческом хозяйстве кумыков ведущее место занимало возделывание зерновых культур. «Они сеют пшеницу, ячмень, просо, кукурузу, сарачинское пшено, нарочито разводят хлопчатую бумагу…», – писал С. М. Броневский. Говоря о землях эндиреевских кумыков, И. А. Гильденштедт писал: «Они все занимаются хлебопашеством… Хлебные растения у них суть пшеница, ячмень, просо, овес, а особливо сарачинское пшено, в нарочитом множестве разводят и хлопчатую бумагу…». «Кумыки занимаются посевами проса, ячменя, кукурузы, сарачинского пшена и пшеницы; разводят виноград, хлопчатую бумагу и отчасти занимаются пчеловодством», – отмечал П. Зубов. Помол зерновых производился на водяных мельницах, которые имелись в каждом селении. По свидетельству 
А. И. Лопухина, в Тарках «на каждом дворе вода есть и построено много мельниц, в которых без нужды мелют хлеб».



Кумыки с давних пор занимались садоводством и виноградарством. «Почва земли, – писал П. Зубов о плоскостной части Дагестана, – причитается к числу плодоноснейших, что доказывается множеством винограда и плодовитых деревьев в садах и лесах, равно удачными посевами сарачинского пшена». Из фруктовых деревьев наибольшее распространение имели яблони, груши, слива разных сортов и видов, тутовник, алыча, вишня, черешня, кизил, персики и др.



Большую роль в экономике кумыков играло выращивание огородно-бахчевых культур. «В садах их находятся арбузы, дыни, тыквы, огурцы, репа, редька, хрен, капуста, лук, тыква…», – писал И. А. Гильденштедт. Наряду с зерновыми, огородно-бахчевыми культурами и садоводством кумыки издавна занимались также разведением технических культур, в частности хлопководством и мареноводством. «Первое место (у кумыков. – М.-П. А.) занимает сеяние и собирание марены: огромные огороды этого растения находятся около Низового укрепления, и здешняя почва считается очень способной для произрастания марены.



На эти работы собираются с Тарху толпы горцев даже из немирных аулов без всяких видов…», – писал И.Н. Березин.



Д. И. Тихонов отмечал, что в шаухальском владении «довольно родится марионы (марены. – М.-П. А.), которую он имеет власть отдавать на откуп армянам или другим 
каким купцам». На значимость марены в хозяйстве кумыков указывал и М. Ю. Клапрот, который писал: «Обитатели занимаются главным образом культурой марены».



В изучаемый период кумыки широко культивировали и хлопок. По данным И.-Г. Гербера, особенно много хлопка собиралось во владениях Султана Аксаевского и шаухала Тарковского, где он рос «в великом множестве». Широкое развитие получило также и шелководство. «Некоторые жители обнаруживают необыкновенную в этом краю деятельность – занимаются дома выделкою шелка и содержат для этого шелковичных червей», – писал по этому поводу И. Н. Березин.



Важное место в хозяйстве кумыков занимало животноводство, развитию которого способствовало наличие многочисленных пастбищ. И.-Г. Гербер об этом писал следующее: аксаевцы «питаются от пашен и плода всякой скотины», а у шаухальцев «скотоплодие… довольно». «Родятся также в оной, – писал Д. Белл о Кумыкской плоскости, – преизрядные лошади, и множество скота». Практически на это же указывал А. Берже, отмечая, что кумыки «также имеют значительные стада рогатого скота, овец и табуны лошадей, чему способствуют обширные и богатые луга». Широкое развитие в рассматриваемый период овцеводство получило у кумыков Мехтулинского ханства, которые имели стада овец «весьма значительные».



Животноводство было отгонным. Перегон скота влиял на общность экономических интересов кавказцев, их культурно-исторические связи. Жители горной части региона: тавлинцы, даргинцы и др., арендовали у кумыков зимние пастбища на равнине. У жителей Кумыкской плоскости, в отличие от горных районов Дагестана, было развито коневодство. Кумыкские феодальные владетели имели в своих табунах лошадей известных пород на Северном Кавказе.



В ХVIII–нач. XIX вв. заметный подъем произошел в рыболовстве. Об этом свидетельствует тот факт, что в это время рыболовство на Сулаке и на побережье Каспийского моря обратило на себя внимание русских промышленников. Они стали ловить рыбу на началах откупа, выплачиваемого кумыкским владельцам – шаухалу Тарковскому и другим.



Немаловажную роль в хозяйстве кумыков играли ремесла и промыслы. Этому способствовало наличие широкой сырьевой базы. Определенное место в экономике занимала добыча соли и нефти. Кумыки издавна умели извлечь из недр земли соль, которая имела важное торговое значение. Соль получали «близ Тарков, в 4 верстах из озера Турали, имеющего в окружности 5 верст, в котором довольное количество садится белой и чистой». Немалое количество соли находилось и в землях Аксаевского владения. Нефть кумыки добывали из колодцев. Основным районом ее добычи была территория южных кумыков. А. И. Лопухин писал: «… Ехали через деревню Хаякент (Кайы-Кент. – М.-П. А.), которая салтана Мамута утемышского и Муртазалея, полями до лесу с агач, где бежит нефть в местах в 5».



На территории кумыкских феодальных владений имелись богатые залежи железной и свинцовой руды. В 1720 г. шаухал Тарковский известил Петра I о том, «что есть у них металл свинцовой», и просил прислать искусного рудознатца для освидетельствования найденного металла, чтобы «выразуметь, будет ли из того какой интерес или нет». Железная руда добывалась близ Карабудахкента, в местечке Гасан Солган. «Жители (Казаныша. – М.-П.А.) эксплуатируют также железные рудники, находящиеся по соседству», – писал М. Клапрот.



В металлообрабатывающем производстве главное место занимало изготовление сельскохозяйственных орудий и оружейное дело. Кузнецы изготовляли кинжалы, шашки, ножи, серпы, котлы и некоторые принадлежности конской сбруи, мелкие предметы домашнего обихода. Н. Ф. Дубровин писал, что «между ними (кумыками. – М.-П. А.) есть оружейники, слесаря, серебряники и шорники». Центрами оружейного дела в Кумыкии были Верхний Казаныш, Тарки, Эндирей и др. Село Верхний Казаныш было известно изготовлением кинжалов и других видов холодного оружия.



В кумыкских феодальных владениях были распространены и другие виды ремесла, в частности изготовление различного рода украшений из серебра и золота, меднолитейное и 
медночеканное производство и т.д. Занимались кумыки и обработкой кожи. Из нее шили верхнюю одежду и обувь. В каждом кумыкском селении женщины занимались выделкой шерсти, из которой делали шерстяные нити, а из нитей шерстяные материи. О высоком развитии промысла шерсти у кумыков по сравнению с народами Северного Кавказа отмечал О. В. Маргграф. Он писал, что «… шерстяные промыслы Кумыкской плоскости стоят выше, нежели у населения горной Чечни…». Крупным центром по изготовлению различных шерстяных изделий был Тарки. Жители Тарки занимались обработкой шерсти, из которой, кроме паласов и ковров, изготовляли сукно «чепкенлик», обрабатывали кожи. Сукно, изготавливаемое на Кумыкской плоскости, пользовалось большим спросом. Оно продавалось, по словам Маргграфа, «затеречному и Сунженскому казачьему населению…».



Особенностью в развитии ремесла и кустарного производства являлось не только дальнейшее углубление процесса специализации селений по отдельным отраслям кустарно-ремесленного производства, но и выделение новых центров ремесла и домашней промышленности, что являлось последующим этапом в системе промыслов в исследуемый период.



В экономике кумыков важную роль играла торговля. Благодаря своему выгодному географическому положению кумыки держали в своих руках торговлю региона. Через Кумыкию проходили важнейшие на Восточном Кавказе торговые пути, в частности Великий шелковый путь. Кумыкская равнина служила главной житницей для многих районов Дагестана – все это обусловило значительное развитие торговли, экономики. Б. В. Скитский писал, что «торговля (у кумыков. – М.-П. А.) была значительной, так как земли кумыков лежали на дороге, соединяющей Восточную Европу с Закавказьем».



Основными торговыми центрами в рассматриваемый период на Кумыкской плоскости были селения Тарки, Эндирей, Аксай, Костек, куда собирались торговые люди не только из всего Дагестана, но и из Центральной России, Кабарды, Осетии, Персии и т. д. Особо следует выделить Тарки, который был главным жизненным центром кумыкских земель. Сюда поставляли свои товары со всех концов шамхальства, а также из других владений Дагестана. Известны древние торговые пути, связывавшие равнину с горами: дорога, идущая от Тарки через Торкалы – Кафыр – Кумух — Казанище – Кумух – Дюльтыдаг – Закаталы или Кумух – Турчидаг-Согратль – Чох. В Тарках, помимо местной продукции (марена, соль, пшеница, скот, шерстяные изделия домашней промышленности, ремесленные изделия и др.), в обращении было много товаров, поступавших из Ирана, Закавказья, России (а через Россию и из Западной Европы).



Для продажи своих товаров таркинские купцы ездили на Северный Кавказ и в Россию: в крепость Терки, Астрахань, Москву, а также в города Закавказья и Ближнего Востока. «Несколько жителей в Тарху, – отмечал И.-Г. Гербер, – имеют купечество в Персии и в России». На это указывал и И. Чулков: «Жители города Тарху, – писал он, – отправляют купечество с Персиею и Россией». Особо следует отметить и тот факт, что в самих Тарках «для купечества жили» и немногочисленные представители других народов. «Торговля внутри аулов находится в руках армян и евреев», — писал Н. Ф. Дубровин. Особенно преобладали армянские торговцы, которые продавали русские товары. И. Н. Березин писал: «Здесь (в Тарки. – М.-П. А.) … постоянный предмет солидной торговли составляют бумажные материи для горских щеголих, верблюжье сукно для горских щеголей и татарские башмаки для всех вообще». Количество купцов, приезжающих торговать в Тарки, постоянно росло. В шаухальство Тарковское приезжали «азербайджанские, армянские, крымские, турецкие, грузинские и российские купцы».



Более интенсивный характер носили в ту эпоху торговые связи кумыкского населения с русскими. Они значительно выросли в период нахождения Кумыкской плоскости в составе Русского государства, когда для снабжения русских гарнизонов потребовались различные местные продукты. По приказу Петра I покупка этих продуктов должна была производиться «наличными деньгами». Основным центром торговых связей народов Дагестана с Россией стала в это время основанная Петром Великим на реке Сулак крепость Святой Крест. Как сообщал И.-Г. Гербер, таркинцы посещали Святой Крест и 
ездили в Астрахань со своими товарами. В 1724 г. последовал специальный Указ Сената о беспошлинном провозе и свободной продаже вина, табака, всяких хлебных и мясных припасов и скота в Дербенте, Баку и в крепости Святого Креста. В Россию из Тарков вывозились местные изделия кустарной промышленности: паласы, ковры, сукно, сабли, кинжалы, продукция сельхоздеятельности: фрукты, воск, мед и т.п., а главное, сырье: хлопок-сырец, шелк-сырец, марена. Здесь же русскими купцами приобретались и восточные товары: дорогие ткани, драгоценные камни, пряности и другие предметы роскоши, а также шелк и хлопок, часть из которых транзитом шла в Европу.



В 1735 г. была упразднена крепость Святой Крест, и в том же году основан был город Кизляр как главный административный и торговый центр на Северо-Восточном Кавказе. Он активно участвует в экономической и политической жизни Низменного и Приморского Дагестана. Большой интерес в раскрытии данного вопроса представляют письма кумыкских феодальных владетелей, адресованных кизлярским комендантам. Так, 8 мая 1750 г. шамхал Хасбулат в письме к генералу А. П. Девицу просит «пропустить из Кизляра закупленных лошадей и разрешить приобрести товару, а именно олова, нашатырю, свинцу». Шаухал Тарковский Муртазали, сын Хасбулата, в письме от 17 апреля 1769 г. просит кизлярского коменданта Н. А. Потапова пропустить его людей «для продажи фруктов и парчи» в Кизляр и обратно. В шаухальство Тарковское направлялись специальные торговые агенты для закупки фруктов для императорского двора. Кизлярские купцы заключали подряды с кумыкскими феодальными владетелями на поставку «всяких потребных им вещей.., принимая за них тамошние товары».



В рассматриваемый период в северной части Кумыкской равнины выгодное торговое положение занимало селение Эндирей. Оно служило «воротами, ведущими на плоскость». «Эндери стало торговым местом, куда стекались армяне и евреи, без которых торговля немыслима», – писал П. И. Ковалевский. Через Эндирей кизлярское купечество связывалось с Салатавией, Гумбетом, Анди, Ботлихом. Отсюда кизлярские купцы ездили в глубь дагестанских гор, в «тавлинские деревни». В Эндирей на еженедельные базары (по пятницам) съезжались почти из всех областей Северного Кавказа. Здесь можно было встретить представителей Кумыкии, Дагестана, Осетии, Чечни, Ингушетии, Кабарды. Эндирей вел обширную торговлю не только с Кабардой, но и с Персией и Крымом. Почти отовсюду с плоскости и гор Северного Кавказа сюда поступали товары сельскохозяйственного и ремесленного производства: зерно, фрукты, виноград, орехи, скот, продукты животноводства, шерсть и т. д. Из России в Эндирей купцы привозили сукно, меха, кубки, котлы, по специальному разрешению предметы вооружения – пищали, сабли, панцыри, а также по специальному разрешению татарских пленников – ясырь. Приезжали сюда и гребенские казаки для продажи рыбы и закупки зерна, лошадей и ремесленных изделий.



Важным торгово-ремесленным центром в изучаемый период в Засулакской Кумыкии было и селение Аксай. Каждую неделю в Аксае бывали оживленные базары, собиравшие большое количество людей из соседних областей Северного Кавказа. Торговцы съезжались сюда заранее, за один или два дня до открытия базара. Особенно много было купцов из армян, которые имели здесь множество лавок. «Аксай представляет собою… торговый пункт в Северо-Восточном углу Кавказа», – писал Н. Семенов. – «Базары наподобие ярмарок бывают в нем три дня в неделю в течение круглого года и на них съезжаются со скотом, хлебом, кожами, лесом, оружием и другими местными произведениями не только из всех мест Дагестана, но и из Чечни и Ногайских степей». В изучаемое время Аксай выступает в роли торгового центра, он посредничает в торговле России с народами Северо-Восточного Кавказа.



В Засулакской Кумыкии одним из известных торговых центров был Костек – центр Костековского владения. «… В торговом отношении он уступает Аксаю, хотя и в нем бывают еженедельные базары; кроме того он богат хлебом, виноградом», – писал Н. Семенов. Судя по архивным материалам, Костек играл немаловажную роль в осуществлении торгово-экономических контактов. Здесь также имелись лавки кизлярских армян, комиссионеры крупных российских предпринимателей скупали марену, хлопок, 
поставляя «потребные вещи» в Костек. «Доходы костековского народа состоят… в продаже в Кизляр дров, кольев в сады виноградные и леса строевого…», – писал А. И. Ахвердов. Таким образом, в ХVIII–нач. XIX вв. на развитие экономики региона огромное влияние оказывали такие центры внутренней и внешней торговли Дагестана, как Тарки, Эндирей, Аксай и Костек. П. И. Ковалевский писал: «Кумыки издавна состояли в торговых отношениях с дагестанцами. Они стояли в культурном отношении выше их и оказывали значительное воздействие на лезгин» (дагестанцев. – М.-П. А.). Документы свидетельствуют, что кумыки очень рано были втянуты в торговлю с Закавказьем и со странами Ближнего Востока, а также с Россией через Астрахань.



Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что новизна статьи заключается в том, что в ней на основе глубокого анализа и широкого использования разно­образных источников показано экономическое развитие кумыкских феодальных владений в ХVIII–нач. XIX вв., которые занимали выгодное географическое положение, способствующее развитию торговли и кустарных промыслов, а также земледелия, животноводства, садоводства. Это делало Кумыкию наиболее экономически развитой частью Северо-Восточного Кавказа. Практическая же значимость статьи состоит в том, что приведенный в ней материал может быть использован при подготовке обобщающих трудов и учебных пособий по истории Кавказа, а также при написании дипломных и курсовых работ в вузах республики.


Наша справка


АБДУСАЛАМОВ Магомед-Паша Балашович, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства (г. Махачкала). Автор 66 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, 5 учебных пособий.



Магомед-Паша АБДУСАЛАМОВ



Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля