Сетевое издание «ЁЛДАШ» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsНовостиИнтервьюАнонс книгIn memoriamГод культуры безопасности Нацпроекты в РДПамятные датыТеатры и кино"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилМасхараларТеатрЯшланы дюньясы Спорт Единоборства Развитие спортаФК «Анжи» СоревнованияМедиасфераО газетеО сайтеСМИ БАННЕРЫ Наши партнерыНаши спонсорыСотрудникиАвторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Сетевое издание «Ёлдаш» (Спутник)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ



(К истории мусульманского ренессанса в России начала ХХ века)

 

(Окончание. Начало в предыдущих номерах)

 

И в эпилоге . Судьба соборной мечети после революции 1917 года

 

К началу буржуазно-демократической революции 1917 года, в период отречения царя Николая II от престола, перехода власти в руки Временного правительства Керенского, а затем и большевиков строительство мечети еще продолжалось, но богослужения все же проводились. В конце октября 1917 года в соборной мечети впервые в истории России прошел совместный намаз суннитов и шиитов. В совместном намазе участвовали официальные представители петроградских мусульманских организаций, представители шиитской общины Санкт-Петербурга и специально прибывшие из Закавказья азербайджанцы-шииты, где весной 1917 года началось движение в сторону религиозного мира между шиитами и суннитами.


Строительные   и отделочные работы в соборной мечети были полностью завершены лишь к 30 апреля 1920 года. Для памяти потомков около дверей главного входа (на портале мечети) выложили две даты: 1910 г. – день закладки и 1920 год – день полного окончания внутренних отделочных работ. Регистрация новыми властями мусульманской “двадцатки” в Петрограде была приурочена к 30 апреля 1920 года, когда с одного из важнейших мусульманских праздников месяца Рамадан в cоборной мечети начались регулярные богослужения. В течение 1920-1921 гг. из Бухары в Петроград был доставлен большой тавризский освященный ковер ручной работы для центрального зала – последний подарок эмира Бухарского. Ковер площадью около 400 кв. м, расстеленный на полу молитвенного пространства (паркетом отделать пол центрального зала так и не успели), был важным элементом ритуального убранства интерьера соборной мечети.

 

Кто был кто

 


Кричинский Степан Самойлович (20.01.1874 - 09.08.1923)


Степан Самойлович Кричинский – один из авторов архитектурного проекта Санкт-Петербургской соборной мечети, представитель петербургской тюрко-мусульманской общины (родом он был из польских татар). Родился 20 января 1874 года в имении Каскевичи Ошмянского уезда Виленской губернии в семье генерал-майора Самойла Кричинского. Мать, Сусанна Давыдовна, урождённая Тольская, жила в 1895 году в Вильно на Мостовой улице. Получил среднее образование в реальном училище города Вильно. В 1897 году окончил Петербургский институт гражданских инженеров. С 1900 года работал в качестве главного архитектора в управлении пограничной стражи России. Знакомился с архитектурой Италии, Германии, Франции, Швеции, Финляндии, в Бухаре, Самарканде. Для ознакомления с проектами мечетей С. Кричинский совершил специальную поездку в Самарканд. Построил 24 здания в разных городах. Автор более чем ста проектов жилых, общественных и сакральных зданий, построенных в Вильнюсе, Москве, Самаре, Иркутске, Екатеринодаре и Петербурге. Кстати, С. Кричинский принимал участие в ст­роительстве дома эмира Бухарского на Каменноостровском проспекте (закончен почти одновременно с мечетью в 1913 году), и появилась легенда о том, что между этими двумя зданиями существует тайный подземный ход. С 1918 по 1920 годы был профессором архитектуры Кубанского политехнического инс­титута, а с 1921 г. своей альма-матер – Института гражданских инженеров. C 1922 г. – начальник Архитектурно-строительного управления в Петрограде. Умер Степан Самойлович 9 августа 1923 года, похоронен в Петрограде на Волковском кладбище. С. Кричинский очень переживал о том, как судьба распорядится с его детищем – соборной мечетью в Петербурге. Однако судьба пощадила талантливого профессора архитектуры, ибо его не было в живых, когда в 1923 году его любимое детище – Санкт-Петербургская соборная мечеть – было превращено в овощехранилище.


Следует отметить, что первый период начинался вполне мирным сосуществованием ислама и пришедших к власти большевиков, образно говоря , с их союза – «Союза звезды и полумесяца». 24 ноября 1917 года – меньше чем через месяц после состоявшегося октябрьского переворота – Совнарком РСФСР распространил обращение “Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока”. “... Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов...”, - говорилось в документе, который подписали председатель совнаркома Владимир Ленин и нарком по национальным делам Иосиф Сталин. Но союз советской власти с исламом продолжался недолго.


По мере укрепления своей власти большевики с середины 1920-х годов перешли к подавлению исламской ре­лигиозной идентичности, жизни и куль­туры. Было закрыто и разрушено око­ло 12 тыс. мечетей, прекратили существование 87% мухтасибатов, до 90% мулл были лишены возможности вести богослужения. Эти гонения коснулись   и мусульманской соборной мечети в Санкт–Петербурге. В продолжение 20 лет (1920-1940 гг.) эту мечеть пытались закрыть под самыми разными предлогами, но не решались – даже после арестов имамов и членов приходского совета («двадцатки») в 1931 и 1932 году. В 1921 году было создано Мусульманское общество при Петроградской соборной мечети, которое удалось официально зарегистрировать в октябре 1921 года, а до того здесь же прошел нелегальный II Всероссийский мусульманский съезд. Однако уже в декабре того же года общество было закрыто, а его руководители оказались под надзором властей.


В 1924 г. была конфискована часть имущества мечети. Были изъяты и переданы в антиквариат большой ковер (подарок эмира Бухарского), четыре бронзовых фонаря, три люстры, мебель. Только в 1940 году, после Большого террора и начала Советско-финской войны, когда мусульманское население города значительно сократилось, властям удалось закрыть мечеть, используя все тот же формальный предлог о невыполнении обязательств по ремонту здания.


10 июня 1940 г. Ленгорсовет депутатов трудящихся принял постановление «О закрытии мусульманской мечети». Тогда же в июне 1940 года богослужения были прекращены, имущество мечети изъято (в т.ч. Коран, написанный в 1236 г., серебряные лопатка и молоточек, которые использовались при закладке, а также иное имущество).


В мае 1941 г. Музею истории религии АН СССР по акту были переданы имеющие музейное значение вещи, а здание мечети передали Ленгорздравотделу под склад медицинского оборудования.


Однако, общеизвестно, что в годы Великой Отечественной войны советское правительство изменило свое отношение к церкви. А после войны верующие мусульмане почувствовали некоторое послабление, некоторую «оттепель». Власти менее строго, чем прежде, относились к деятельности религиозных общин, иногда удовлетворяли просьбы об открытии новых мечетей и даже разрешали хадж - паломничество в Мекку и Медину.


Видимо, поэтому в послевоенные годы ленинградцы, в особенности мусульмане-фронтовики, мусульмане-татары, не раз   обращались к Н. Хрущеву с ходатайством вернуть храм верующим. Власти просьбу мусульман под благовидными поводами каждый раз отклоняли. Только в 1949 году ими было подано около 20 заявлений-ходатайств в ЦК КПСС, Совет министров, Верховный Совет Союза ССР и в Совет по делам религий.


Многочисленные обращения верующих ленинградской мусульманской общины в послевоенные годы, которая к началу 1950-х годов насчитывала 15 000 человек, ходатайства президента Индонезии доктора Сукарно, премьер-министра Индии Джавахарлала Неру возымели действие, и в 1955 г. здание мечети было возвращено религиозному обществу мусульман Ленинграда. 18 января 1956 года богослужения в мечети были возобновлены, а в 1968 году здание соборной мечети решением исполкома Ленгорсовета было взято под государственную охрану как памятник архитектуры и зодчества.


Но до полного отхода от политики воинствующего атеизма и настоящей религиозной либерализации и свободы вероисповеданий было еще далеко. До горбачевской «перестройки»» (модернизации) 1985-1990-х годов оставалось (вспомним, с каким боем и триумфом открывались в стране, в т.ч. и в Дагестане, все еще используемые не по прямому назначению мечети) более 30 с лишним лет.

 

В наши дни...

 

… В наши дни вновь сияют над Невой минареты роскошной соборной мечети «а ля Самарканд» в Санкт-Петербурге, и золотом блистает её го­лубой купол с мусульманским полумесяцем, напоминая нам о наших предках, истинных мусульманах, благодеяниями которых было возведено это чудо архитектуры, достойно украшающее и сегодня культурную столицу нашей страны.


Вот такова была судьба людей и их творений... В беспощадном омуте событий, революций и войн ХХ века сплелись их судьбы и Санкт-Петербургской кафедральной мечети, ставшей неотъемлемой частью истории и поликультурного ландшафта города на Неве и архитектурным выражением джадидистского возрождения и обновления ислама в России начала ХХ века.


Нам остается лишь согласиться с изречением из священного Корана: «Бог красив и любит красоту». Сбылись слова одного из славных инициаторов возведения этой мечети Мухаммед-Сафы Баязитова о том, что «мечеть наша будет красивой и послужит славой архитектуре и красой городу. Такой мечети…нет ни в Париже, ни в Лондоне… И надо, чтобы она блистала не одной внешней красотой, и надо молить Аллаха, чтобы она воспроизводила нас в духовно-нравственной красоте».


В грядущем 2020 году мы будем отмечать двойной юбилей Санкт-Пет­ер­бургс­кой соборной мечети: 130-летие зак­ладки ее фундамента и 100-летие ее окон­чательного открытия в 1920 году.


Эти даты будут хорошим поводом, чтобы вспомнить наших славных предков и их богоугодные деяния.



Мусульманская делегация офицеров и солдат, ездившая для переговоров с туземной дивизией, Группа снята в мечети в Петрограде 1917 г.


Количество показов: 482
19.07.2019 17:10
Подписывайтесь на канал yoldash.ru в

Возврат к списку


Добавить комментарий

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта