Сетевое издание «ЁЛДАШ» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsНовостиИнтервьюАнонс книгIn memoriamГод культуры безопасности Нацпроекты в РДПамятные датыТеатры и кино"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилМасхараларТеатрЯшланы дюньясы Спорт Единоборства Развитие спортаФК «Анжи» СоревнованияМедиасфераО газетеО сайтеСМИ БАННЕРЫ Наши партнерыНаши спонсорыСотрудникиАвторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Сетевое издание «Ёлдаш» (Спутник)

Ягуб МАХМУДОВ:  «Я не сомневаюсь, что могила Деде Горгуда находится в Дербенте»

Ягуб МАХМУДОВ: «Я не сомневаюсь, что могила Деде Горгуда находится в Дербенте»



«Горжусь, что, когда великий лидер Гейдар Алиев проводил 1300-летие Китаби-Деде Горгуда, я высказался по теме и моя статья «Авторитетный источник нашего национального бытия» в сборнике фундаментальных исследований «Мир Деде Горгуда» помещена сразу после предисловия великого лидера. Вместе с тем есть много нерешенных вопросов, касающихся нашего отца Горгуда и племени баят в Дербенте, которые меня беспокоят».

 


С таким заявлением выступил директор Института истории НАНА, академик Ягуб Махмудов.


Историк сказал, что не сомневается в том, что могила Деде Горгуда находится в Дербенте: «Путешественники Адам Олеари и Эвлия Челеби в XVII веке в своих трудах отмечали, что могила Деде Горгуда находится в Дербенте. Адам Олеари об этом написал так: «Мы отдалились от Дербента на четыре мили и поселились рядом с виноградником... Здесь мы увидели могилы еще двух мусульманских святош; одна из них – Пир Мухтара – была на равнине, а другая – имама Горгуда – на горе. Его могила состоит из большой пещеры, высеченной в скале в горах. Могила покрыта четырьмя досками; в самом конце, из отверстия на высоте двух локтей над землей, эта могила создает очень жалкое зрелище, которое могут все лицезреть. Вчера я зашел туда, все внимательно осмотрел и не увидел никаких украшений. Одна старая женщина охраняла могилу. Она по вечерам держит над могилой лампу... Следующей ночью в нашем лагере мы слышали голоса людей, развлекающихся, танцующих и даже крики плачущих в этом месте захоронения, а также в месте захоронения сорока святых».


А Эвлия Челеби отметил следующее: «Святилище Деде Горгуда в Дербенте: он великий султан. Весь ширванский народ подчиняется этому султану».


Из-за того, что в 60-х годах прошлого века исследования этих двух путешест­венников глубоко заинтересовали ме­­ня, для изучения тесной связи Деде Горгуда и племени баят с историей Дербента я много раз бывал в этом городе. Я пытался узнать о Деде Горгуда, а также о племени баят в Дербенте. И в своих изысканиях я уделил большое место информации и исследованиям путешественников о Дербенте. И цель моего визита в Дербент с коллегами – доцентом Шахларом Шерифовым, доктором философии по истории Рашадом Мустафой, арабоведом Гюльнур Махмудом – была та же самая. Мы с помощью директора Дербентского государственного музея–заповедника Али Ибрагимова и автора книги «Энциклопедия города Дербента» Гусейнбалы Гусейнова смогли предварительно определить местонахождение святилища имама Горгуды, упомянутого как Адамом Олеари, так и Эвлием Челеби, – место, где в скале был похоронен Деде Горгуд. В своих исследованиях Адам Олеари отмечает, что Деде Горгуд дружил с Пророком Мухаммедом. Конечно, позабытое за последние двести лет, но в свое время оно было самым посещаемым святилищем населения всего Дербента – святилище имама Горгуда, можно сказать, вычеркнуто из памяти», - подчеркнул академик.




Ученый-историк говорит, что племя баят, к которому относится Деде Горгуд, является одним из древнейших тюркских народов живших во внутренней крепости древнего Дербента: «Выяснилось, что во внутренней крепости было 9 кварталов (махалов) древних тюрок. В одном из них – в третьем квартале – проживало племя баят. Он назывался кварталом (махалом) баят. В этом махале были святыня под названием Баят и родник Баят. Этот источник и поныне не иссяк. Из этого квартала в Азербайджан открываются известные Баятские ворота. Во время нашего визита стало известно, что в квартале Баят существовала отдельная мечеть Баят и напротив Баятских ворот – селение Баят. Все это доказывает, что первый очаг племени баят, играющего важную роль в нашей истории, был в Дербенте. Наш отец Горгуд, гений Физули и многие наши мастера слова, великие дипломаты Гусейнали бей Баят и Орудж бей Баят принадлежали к этому племени. Недаром этот край в нашей народной литературе называется «Демиркапы Дербенд».


Академик констатировал, что надгробия на кладбище «Кырхляр» в форме цилиндра и того же типа захоронения, что обнаружены во время строительства в парке имени Низами Гянджеви в Дербенте, дают пищу для размышления. Во время пятидневного визита мы ознакомились с баятскими семьями древнего Дербента, их бытом, традициями и обычаями, характерными для аристократической городской культуры, кухней, увидели их любовь к этому городу. Нам было особенно приятно видеть, что его жители приветствовали политику стратегического партнерства с Россией Президента Ильхама Алиева, что положительно сказалось на успехе нашей командировки. Поэтому хотим выразить нашу глубокую благодарность всем нашим дербентским соотечественникам, которые нам помогли, особенно директору Дербентского государственного исторического музея-заповедника, автору книги «Дербент – музей под открытым небом» Али Ибрагимову. На нас большое впечатление произвело чувство глубокого уважения, не угасшее и поныне среди народов Дагестана к Азизу Алиеву. Наша поездка в Самурскую долину, посещение Шалбуздага, визит в Махачкалу, выказываемая забота и любовь наших дагестанских друзей в адрес Азербайджана, теплое отношение произвели на нас глубокое впечатление. Эта научная командировка в то же время стала результатом моего желания сделать научный подарок народам Дагестана, которые имеют древние и славные исторические связи с Азербайджаном. К тому же будущие исследования о Дербенте, к которому я привязан всем сердцем, мною в том самом очаге Баята вверены моим последователям - Шахлару Шерифову, Рашаду Мустафе и Гюльнур Махмуду.


Академик Ягуб Махмудов обнародовал свои предложения о Деде Горгуде: «Считаю, что в святилище Деде Горгуда должны быть проведены раскопки и продолжено изучение племени баят, его истории, современного положения, обычаев и традиций. К этим исследованиям должны быть привлечены сотрудники Дербентского государственного музея-заповедника. В Дербенте – крепости дружбы на азербайджано-российской границе – должен быть установлен памятник создателю героического эпоса Деде Горгуду, занимающему особое место в мировой литературе, и этот памятник должен стать хранителем исторической дружбы между двумя странами».







Лятиф Мустафаев



Количество показов: 312
Автор: YOLDASH.news
16.08.2019 18:10
Подписывайтесь на канал yoldash.ru в

Возврат к списку


Добавить комментарий

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта