КУМУК ТУЗ КИТАБЫ




В моем сознании живет сама по себе какая-то темная, слабозаселенная область, и я бы хотел освоить ее просто как художник, без того, чтобы прибегать к тем средствам, что хороши только в компании с древком и рукоятью. Мне легко говорить об этом, так как я инородец сердца, и нет того клея, чтобы скрепил его с вечностью, в которой живет народ. Но когда у большого народа исчезает вера в собственное прошлое, и он идет путем чужого мифа, даже мое потерянное сердце вступает в странный бой. Оно говорит художнику внутри моих рук, что необходимо сделать определенное усилие, оно рекомендует фантазеру в моей голове несколько поднапрячься. И они начинают строить. 






1. Кумыкская солевая книга не создана никем из людей и никем из богов.
  


Эта книга не существует. Эта книга о том, чего нет.


Оттого что люди бились в кровь и не видели ничего, кроме неба над смежающимися в невыносимости боли белого дня веками.


Оттого что птицы были похожи на свои скелеты и клевали пустой песок и запивали его морской водой.


Оттого что ветер нес в себе тени старых кибиток, складывающиеся в фигуры или созвездия, а все думали, что облака застилают горизонт и пора сеять, жать, или умертвлять скотину.


И некому было писать.


Никто не стоял в чалме или красивой тюбетейке над юным писцом из храмового рассадника талантов, и не требовал от него поживее водить стилосом, пером, кистью.



2. Всякая причина возникает из своей надобности.




Представление о существовании какой-то надобности могло быть изобретено, а могло и нет, таким образом, можно сказать, что Кумыкская солевая книга, не существуя и не будучи написанной, все-таки существовала в начале всех начал, являясь плодом воображения нерожденных младенцев, чьи волосы уже начинали виться упругой черной косой.


А боги проснулись, когда все было решено. Они сразу отправились править по писанному, но это не было правление ума, души или духа, мяса, плоти или воли, сердца, чести или права. Правление богов было дорогой, которая теряется в Черных землях, и там замирает в маленьком пыльном святилище.


3. Писали книгу свет солнца и сияние звезд; буйвол, бредущий в пашне; сок тростника, бегущий вверх, к синеве; распадающаяся плоть зверей и людей, приколотых к своей сухой земле ржавыми мечами завоевателей; писал книгу кузнечик и степной волк, уж и кутум, беркут и иволга. Сув Анасы писала эту книгу, да не дописала, Эрлик Хан не смог с ней совладать, Албаслы Катын пронеслась над нею с диким воем, Бастырык взлохматил ее страницы своей бурой шкурой.



Писали книгу кожевник и кольчужник, и потный винодел. Писал початок кукурузы и черешневая косточка. Писал рыбацкий невод, розовое солнце заката, узор паутины средь тонких стеблей.


И над всеми ими светила бессмертная Танг-Чолпан.



4. Пока варится соль, родит и живет земля.


5. Пока соль простирается, для земли есть место.


6. Пока соль течет, как вода, можно и о земле своей подумать.


7. Пока соль ветерком вьется, в земле стальной мальчик родится.


8. Пока цела солевая могила, лежащему в ней за оставшихся спокойно.


9. Пока в соли мак расцветает, табуны всегда на родину возвращаются.



10. Соль ест землю, пьет воду, жжет мясо, ломает металл. Книга из соли в голове яд убивает. Солью писанная, она, как бескрайний белоснежный саван, живых охраняет, покойникам надежду дает. О соли сказанное – обо всем реченное; о соли написанное – самое главное, ибо народ, книгу прочитавший, себя помнить забыл, стоит всем своим великим тумэном посреди равнины, зачарованный утренней звездой, умытый росою, корни из ног пустив.

Об авторе :




МУСАЕВ-КАГАН Тимур Абдулзагирович. 23.01.1978 г.р., г. Санкт-Петербург. Образование – ДГПУ, г. Махачкала, преподаватель изоб­разительного искусства, 1999; аспирантура Д


Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля