Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsНовостиИнтервьюАнонс книгIn memoriamГод культуры безопасности "Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилМасхараларТеатрЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИВнимание! Конкурсы!Наши партнерыНаши спонсорыСотрудникиАвторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
107 лет назад в Санкт-Петербурге начала выходить газета «В мире мусульманства»

107 лет назад в Санкт-Петербурге начала выходить газета «В мире мусульманства»


Она была еженедельным литературным, общественно-политическим изданием. Первоначально выпускалась с 15.01.1910 г. в виде раздела пятничных номеров газеты «Новая Русь». Самостоятельно издавалась в СПб. с 03.04.1911 по 20.04.1912 гг., было напечатано 44 номера. Фактическим (ответственным)   редактором был Арслан-Герей Датиев из Северной Осетии.


 

В газете сотрудниками были Гайдар Баматов, Саид Габиев, Ибрагим-бек Гайдаров (все трое из Дагестана), Пшемах Коцев (Кабарда), Алихан Кантемиров (С. Осетия) и Ахмед-хан Мутушев (из Чечни). Финансировалась Правительством России. Издателями газеты декларировалась цель «без какой-либо партийной окраски и тенденций с должным беспристрастием освещать культурные и экономические нужды и особенности жизни мусульманского населения России».


Стилистически газета публиковала путевые заметки, исторические хроники, новости из регионов России, освещала жизнь мусульманского Востока и мусульман в Европе, давала объявления.


А.-Г. Датиев писал: «Последователи ислама просыпаются. И я боюсь, что указанная часть нашей интеллигенции отыщет причины этого пробуждения в «классовых противоречиях» и пойдет навстречу этому пробуждению с теми принципами «классовой борьбы», с которыми отправляются на любую фабрику, (на) любой завод». Этого, по Датиеву, нельзя было допустить, и он стал звать идти в народ «с Кораном и шариатом», а не с «Капиталом» Маркса. ... Если слова «мусульмане – братья», – добавлял Датиев, – страшны для... части мусульманской интеллигенции, то можно легко заменить слово «брат» приятным их сердцу словом «товарищ» и сказать себе, что «мусульмане – товарищи...»[В мире мусульманства. Спб., 1911, 11 ноября].



На фото: стоят - Г. Бамматов, С. Габиев, П. Коцев; сидят – А. Мутушев,

А.-Г. Датиев, И. Гайдаров; полулежит на ковре – А. Кантемиров


Следует отметить, что все сотрудники газеты (их называли «группой черкесских (горских) интеллектуалов») и по образу жизни, и по образу мыслей и деятельности были людьми европейской культуры, интеллектуалами, выпестованными в школе европейского (и русского) свободомыслия и воспитания. Один из активных сотрудников газеты, публицист (юрист) Гайдар Бамматов в одной из своих газетных статей пророчески писал: «Я непоколебимо верю в то, что исторические судьбы навсегда и неразрывно связали русских мусульман с Россией. И все дальнейшее движение мусульман по пути прогресса я не могу себе представить иначе, как в тесном и братском единении с русским народом. Только в величии России, только в ее культурном развитии и преуспевании вижу я залог и нашего духовного развития». И далее: «Я придерживаюсь мнения, что из всех существующих европейских культур только русская достигнет со временем истинно мирового значения. Я думаю, что в недрах русского народного духа зреет вещее слово, которому суждено прозвучать на весь мир».


На страницах газеты «В мире мусульманства» читатели в течение периода ее издания могли прочесть немало таких слов и мыслей.



 

К. Г.



Количество показов: 395
01.06.2018 11:30

Возврат к списку









AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта