Сетевое издание «ЁЛДАШ» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsНовостиИнтервьюАнонс книгIn memoriamГод культуры безопасности Нацпроекты в РДПамятные датыТеатры и кино"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилМасхараларТеатрЯшланы дюньясы Спорт Единоборства Развитие спортаФК «Анжи» СоревнованияМедиасфераО газетеО сайтеСМИ БАННЕРЫ Наши партнерыНаши спонсорыСотрудникиАвторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Сетевое издание «Ёлдаш» (Спутник)

Шалбуздаг

Поездку в Шалбуздаг я планировала давно. Много слышала про красоту тех мест, но никак не складывалось...

Согласно народным поверьям, Шалбуздаг  – священная гора. Впрочем, когда и почему это место стало святилищем, никто уже и не помнит. Паломники верят, что все мечты и желания обязательно исполнятся, если пройти сложный путь до самого конца.

Вот и я в поисках чуда решила поехать туда. Уговорила сестру и племянницу составить мне компанию.

Первым пунктом, куда мы стремились попасть, было селение Мискинджи. Из Махачкалы до этого села едет маршрутка с Южной автостанции.

Доехав до Мискинджи, остановились около мечети, которая находится рядом с дорогой. Там наняли машину до святилища Пир Сулеймана.

Дорога от Мискинджи до святилища была очень извилистой. Но вокруг была такая красота, что нет слов описать все это. Луга с пастбищами и пасеками, запах травы и цветов...

Пир Сулеймана - это могила шейха Сулеймана, считается святым местом.

По преданиям, святой Сулейман жил в селе Лгар Докузпаринского района, после смерти его тело белые голуби унесли на вершину Шалбуздага.

Только тут на самом деле и начинает­ся восхождение. Чуть выше могилы находится мечеть Золотой Эренлер. Подъем сложный, крутой, узкая тропа с мелкими камушками.

Подъем с могилы Пир Сулеймана до мечети показывает, кто сможет продолжить путь, а кто нет.

Рядом с мечетью две большие комнаты, где можно отдохнуть. Есть также столовая, где накормят всех паломников бесплатно. Здесь мы сделали привал. На привале познакомились друг с другом. К моему большому удивлению, было очень много детей и молодежи. А еще удивило количество приезжих из разных уголков России.

Отдохнув, мы двинулись дальше. И чем выше мы поднимались, тем круче становился подъем.

По пути встречались вбитые в землю палки, на которых были привязанные платки (отрезы материи), камни, сложенные в горку. Это было для нас ориентиром, что мы идем правильно.

Дышать с каждым шагом становилось всё труднее, и сердце, казалось, готово выскочить из груди. Неподготовленному организму очень трудно взбираться вверх. Мне хотелось вернуться обратно.

… Господи, я больше не могу… Заплакала из-за своей немощности.

Многие физически не могли осилить путь и спускались назад.

Делали много привалов, чтобы отдышаться. А дышать здесь тяжело.

Высота 4 тысячи метров над уровнем моря, воздух очень разреженный, ощущается нехватка кислорода. Огромные перегрузки испытывает каждый паломник.

По дороге к Шалбуздагу есть место для загадывания желаний – в скале высотой в четыре метра есть небольшое отверстие, если сможешь попасть в это отверстие камешком, сбудется желание. Большое впечатление на меня произвел Грехомер – это узкий проход между двух скал.

По преданию, если грешный человек попробует пройти через этот проход, то он застрянет, в то время как безгрешный спокойно пройдет через него. Я не рискнула пройти… Да, да … испугалась!

И вот она вершина Шалбуздага!

Не знаю, сколько времени прошло (от усталости перестали смотреть на часы), но мы дошли до озера Зам-зам. Вода в нем была очень холодной и такой чистой, что можно было увидеть все камушки, лежащие на дне.

Вода в озере обладает целебными свойствами, каждый набирал ее в емкос­ти, чтобы привезти домой.

Через несколько метров - Пир-Эрен­лер, небольшая пустынная поляна, окруженная камнями. Рядом туннели - узкие проходы, образованные плитами. Для того чтобы исполнились желания, необходимо проползти по ним на четвереньках три раза.

Именно здесь, на вершине, люди загадывают заветные желания. У каждого они свои… Все убеждены, что они обязательно сбудутся. Может, поэтому и стремятся сюда люди, несмотря на очень трудный путь.

И вот мы спускаемся вниз. Казалось, что будет легче в сравнении с подъемом, но увы… Сыпучие склоны не дают свободно двигаться и расслабляться при ходьбе. Но мы уже почти этого не замечаем.

Теперь мы уже шли, разглядывая все, что встречалось по пути…

Стали открываться волшебные виды. Под нами парили облака. Клубился туман.

... Впервые я так близко к облакам, казалось, до них можно дотронуться рукой.

Почему-то вспомнила стихотворение В. Высоцкого, начала читать вслух запомнившиеся строки.

Прощание с горами

В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы - просто некуда деться! -

И спускаемся вниз с покоренных вершин,

Оставляя в горах свое сердце.

На которых еще не бывал.

Кто захочет в беде оставаться один,

Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!

Но спускаемся мы с покоренных вершин, -

Что же делать - и боги спускались на землю.

На которых еще не бывал.

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем

Горы будят у нас - и зовут нас остаться! -

Но спускаемся мы - кто на год, кто совсем, -

Потому что всегда мы должны возвращаться.

Лучше гор могут быть только горы,

На которых никто не бывал!

Процитировать до конца стихотворение не получилось.... меня перебила пожилая женщина, сказав, что здесь можно читать только молитвы.

Мы спускались вниз, нас переполняла радость… мы смогли… Да, в следующем году обязательно вернемся еще раз сюда.

Но скажу вам, что паломничество к горе Шалбуздаг, – настоящее испытание.

Мы спускались, а навстречу нам поднимались те, для которых все еще было впереди.

Мы желали им удачного подъема.

Здесь так принято.

На заметку

Шалбуздаг – вершина в Дагестане.

Высота 4142 метра. Вечных снегов на Шалбуздаге, как и вообще в горах Дагестана, не особенно много, и снежная линия лежит на высоте около 3,5 км над уровнем моря. Небольшие речки, берущие начало на склонах Шалбуздага, впадают в Самур, в его притоки Ахтычай и Усухчай. Вместе с Шахдагом и Базардюзю Шалбуздаг принадлежит к высочайшим горам восточной части Кавказа.

Согласно традиционным поверьям Шалбуздаг – святая гора.

Марьям Исаева

Количество показов: 307
Автор: YOLDASH.news
23.08.2019 21:50
Подписывайтесь на канал yoldash.ru в