Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsВ ДагестанеВ РоссииИнтервьюВ миреНа КавказеГлава РДНародное СобраниеПравительствоМинистерства и ведомства Муниципалитеты In memoriamНовости спортаГод культуры безопасности Выборы - 2018ЧЕ-2018 Kaspeuro2018"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаНовые книгиАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилКроссвордМасхараларТеатрЯнгы китапларЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИФото дняНаши партнерыНаши спонсорыСотрудникиНаши авторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Кумыкские женщины не стыдились своей красоты

Кумыкские женщины не стыдились своей красоты


Признаюсь, к этой теме меня вынудила обратиться появившаяся в последние годы в Дагестане мода скрывать свое лицо и носить т.н. хиджаб. Для начала поясню, что хиджаб (с араб. букв. преграда, завеса) в исламе – любая одежда (с головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный арабский женский головной платок.



Как же одевались наши соплеменницы в далёком прошлом? В источниках немало информации об этом.


Голштинский посол и путешественник Адам Олеарий, посетивший кумыков и в том числе гостивший в шаухальской столице Тарки в первой половине XVII века, писал: «Женщины, как и девицы, без стеснения, с открытыми лицами ходили среди людей. Девицы заплетали свои волосы в 40 косичек, которые свисали вокруг головы; они были очень довольны, когда мы трогали и считали их косички».


Об этом же свидетельствует и русский тюрколог И. Березин, побывавший в Тарках через 100 с лишним лет после А. Олеария: «Женщины облекаются в рубашки более или менее длинные, утопают в шароварах, а голову повязывают платком; к крайнему удовлетворению всех поклонников прекрасного пола, женщины здесь не сле­дуют общему обычаю Востока, не прячут лицо под покрывалом, не поворачива­ются к неверному задом. Я сказал к удовлетворению потому, что между обитательницами Тарху встречается немало красавиц».


И этому факту вряд ли стоит удивляться. Такой открытый стиль одежды и ее ношения был характерен почти для всех представительниц прекрасного пола у тюрков, красота облика и поведения которых воспета многими поэтами и прежде всего поэтом Низами, жена которого, как известно, была из кумыков («дербентских кипчаков»).


А вот что писал, например, арабский путешественник Ибн Батута (XIV век) в своих воспоминаниях, посвященных путешествию в Страну кипчаков (Золотую Орду): «На одном из торжеств рядом с султаном Мехметом Озбеком уселась и его супруга – Тайтуглу Хатун. С другой стороны расположилась другая супруга Гебег Хатун, а слева – все остальные жёны. По левую и правую стороны трона находились сыновья повелителя, а перед троном дочь. Султан вставал с трона, когда входили его жёны и усаживал их на место. Самую же любимую супругу Тайтуглу Хатун он встретил у дверей дворца. Лица всех жён были открыты».


Ибн Батута писал, что вообще всетюркские женщины не закрывали лиц, не избегали мужчин, сами ходили за покупками в сопровождении прислуги.


Кастильский посол Клавио писал, что Мелик Ханым устраивала в своём доме торжества, в которых принимали участие принцы, послы, знатные женщины. По окончании торжеств Мелик Ханым выставляла на обозрение послов свои драгоценности. Длинные платья правительницы поддерживали служанки. Мелик Ханым распускала волосы до плеч и красила лицо пудрой. Клавио пишет, что знатные женщины ещё и красили свои волосы.


Историки отмечают, что тюркские аристократки были весьма образованными и воспитанными и уделяли много времени воспитанию и образованию детей. Так, известно, что дочь кумыкского шаухала, жена иранского шаха Тахмаспа I и мать «черкесских» принцев и принцесс Ага-Ханым слыла одной из красивейших и мудрейших женщин Востока, в конце XVI века была в переписке с женой Султана Великолепного Хюррем-Хатун.




Не отставала от нее и дочь брата шаухала Рабира-Михридиль.




В 1578 году была выдана замуж за турецкого наместника на Кавказе Осман Пашу Оздемир оглы, переехала вместе с ним в Стамбул. Слыла первой красавицей двора. Турки ее называли «Дагистан гюзели»(Дагестанская красавица), поэты воспевали ее красоту, композиторы посвящали ей свои произведения. Есть сведения, что на красавицах-кумычках женился не только сам садразам, но и многие его приближенные сановники.




В историю вписано и имя дочери валия Дагестана Мехти-хана шаухала Тарковского Нух-Бике, в замужестве ханша Мехтулинская, несравненную красоту которой в своих стихах воспел поэт Мирза Шафи Вазех, посвятивший ей цикл своих стихотворений под названием «Зухра».


Замечательной женщиной по своей красоте и уму была дочь шаухала Абу-Муслима Райганат-бике, в замужестве ханша Мехтулинская, воспетая поэтом Йырчи Казаком.




А владетельная княгиня Уму Кусум, супруга Шамсутдин-Хана шаухала, генерал-адъютанта Тарковского из рода мехтулинских ханов, затмевала своей красотой многих особ петербургского двора.


Несравненной красоты женщиной была и дочь Ахмед-хана Мехтулинского – Баба-бике, эмигрировавшая во второй половине XIX века вместе с мужем Даниял-беком Елусуйским в Стамбул. Одна из их дочерей, Каримат, была замужем за сыном имама Шамиля Гази-Магомедом.


Пленительный образ Баба-бике, юной кумыкской княжны, сохранился в передаче русского художника, князя Г.Г. Гагарина (1845 г.)




История красоты не завершилась на этом. Она имеет свое продолжение в наши дни, в современной истории.


Одной из красивейших женщин Кавказа была наша современница, единственная на Северном Кавказе народная артистка СССР Барият Мурадова, актриса Кумыкского театра из Дженгутая, которой кумыкскими поэтами-корифеями посвящены целые поэмы.


Таким образом, история красоты у кумыков, которые, как известно, одними из первых приняли на Кавказе исламскую религию, свидетельствует, что при этом они не отвергали собственное понимание красоты (прекрасного), напротив, сохраняли и развивали по сей день.



К. Гюнер



Количество показов: 335
31.08.2018 13:15

Возврат к списку

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта