ПАТРИАРХ ДАГЕСТАНСКОЙ СЦЕНЫ


Народному артисту России и Дагестана, лауреату множества государственных и международных премий Айгуму Эльдаровичу Айгумову удалось не только наполнить, но и переполнить чашу жизни, подаренную ему судьбой. Диву даешься, как он со всем этим справляется: актер, певец и исполнитель ведущих партий на оперной сцене, режиссер-постановщик, чтец и ведущий республиканских и российских праздников и фестивалей, в то же время — художественный руководитель Кумыкского театра, председатель СТД (Союз театральных деятелей), секретарь Российского СТД и многочисленных общественных палат. Говорят, талантливый человек талантлив во всем.



Айгум Эльдарович – сильный волевой человек, хорошо разбирающийся в разных областях науки и техники. Ещё в юности ему пришлось работать на рыболовецких суднах, катамаранах, и если бы не его внешность и удивительный голос, он мог бы остаться на флоте. А если бы он посвятил себя морю, флотилии, то сегодня мы гордились бы тем, что на одном атомоходе, что бродит по льдам Арктики, контрадмиралом является наш земляк Айгум Айгумов. Вот какими разносторонними знаниями и способностями он обладает.




Судьбе было угодно направить молодого Айгума в Московское театральное училище им. Бориса Щукина. Огромный след в его учебе и творчестве оставили великие русские актеры – педагоги Щукинского училища: Д. Андреева, Б. Кульнев, Л. Калиновский, Ц. Мансурова, Толганов и многие другие.



Шёл 1962 год. А. Айгумов, выпускник театрального училища с артистической внешностью, молодым обаянием и большими вокальными данными, конечно же, легко вписался в коллектив Кумыкского театра.



На него сразу обратили внимание режиссеры. Первым глаз положил Гамид Алиевич Рустамов, затем Сервер Джетере, Зубаил Хиясов, Ислам Казиев. Достаточно вспомнить роли, сыгранные А. Айгумовым в те годы. Среди них – роль Аманхора в спектакле «Аманхор и Дильбар», принц Калаф в спектакле «Принцесса Турандот» Ф. Шиллера, Айгази в спектакле «Айгази» А.-П. Салаватова, Умар-паша в спектакле «Свадьба на войне» А. В. Сулейманова, Печорин в спектакле «Бэла» М. Лермонтова, Махач Дахадаев в спектакле «Сквозь бурю» М.-С. Яхьяева и другие. Образы, созданные А. Айгумовым в тот театральный период, подкупают, прежде всего, молодостью, свежестью красок, романтической героикой характеров.



Одно дело играть в спектаклях, другое – с кем и какими людьми, партнерами по сцене. Вот здесь Айгуму Айгумову здорово повезло. Рядом с ним оказались мастера высокого класса, такие как Барият Мурадова, Алим Курумов, Тажутдин Гаджиев, Дадам Сайднуров и другие.


Большинству его сценических героев хочется подражать, потому что они сильные личности, творцы добрых дел, герои-любовники. Многие из них — борцы за справедливость, эти образы буквально пронизаны жаждой добра, истины, они активно не принимают все косное, борятся за нравственную чистоту героев — вот жизненное кредо артиста А. Айгумова.



А. Айгумов – актер высокой музыкальной культуры, чистота и богатство его голоса не могут не покорять слушателя. Поэтому в музыкальных спектаклях он особенно неподражаем.


Как я выше говорил, долгие годы А. Айгумов руководит Союзом театральных деятелей республики. В работе секретаря Союза театральных деятелей Российской Федерации ему очень помогают такие великие деятели театрального искусства России, как А. Калягин, М. Захаров, О. Табаков, А. Толубеев и другие члены секретариата. Долгие годы, будучи руководителем разных коллективов, Айгум Айгумов вывозил коллективы, в которых работал, на различные международные и российские фестивали, такие как «Туганлык» (г. Уфа), «Науруз» (г. Казань), «Сцена без границ» (г. Владикавказ), «Ходжа Насрутдин» (г. Анкара, Турция), Международный фестиваль народного творчества и фольклора (гг. Селевк и Анамур, Турция). И всегда театры и творческие коллективы, которыми он руководит, приезжают с наградами различных фестивалей.


Как певец и чтец А. Айгумов великолепно читает стихи замечательных поэтов Р. Рождественского, Р. Гамзатова, А. Ахматовой, Б. Пастернака.


Я давно знаю Айгума Эльдаровича, долгое время мы работаем вместе. Однажды я его спросил:



– Айгум Эльдарович, вы столько ролей сыграли на сцене Кумыкского театра, что вас уже можно назвать патриархом дагестанской сцены. Какие из них особенно дороги вам, всегда в вашей памяти, или на кого из героев вы бы хотели быть похожим в жизни?


– Мне очень дорога роль борца за справедливость в музыкальной драме «Йырчы Казак». Проникновенные строки поэзии Йырчы Казака, его героический путь и трагическая смерть, как и многих других талантливых сынов народа, не угодных ханам и феодалам.


Музыкальная драма, которая строится на песнях и стихах Йырчы Казака, конечно же, пришлась по вкусу молодому артисту, который в поэзии и вокале чувствовал себя куда увереннее и уютнее, чем в прозе. В работе над образом Айгумов не только овладел старинным народным песенным жанром со специфической манерой исполнения йыров, но и научился владеть старинным инструментом кумыков – агач-кумузом. «Актер шаг за шагом проникал в смысл роли, овладевал сложным образом и вместе со своим героем становился подлинным художником своего народа», — писал в своей книге «О своем театре» народный артист РСФСР Г. А. Рустамов.


– Я эту роль сыграл еще будучи студентом. Удивительно трагическая судьба народного певца Йырчы Казака увлекла тогда меня. Да еще, играя его образ, мне надо было петь его песни. Это еще больше привлекало в данной роли. Кстати, за эту роль я получил свое первое звание – «Заслуженный артист Дагестана». Мне было тогда 25 лет, а моей невесте, которую играла Барият Мурадова, уже было за 50, но за счет мастерства и умения перевоплощаться она выглядела молоденькой девушкой. Помню и горжусь своей игрой в спектаклях «Свадьба на войне», «Аманхор и Дильбар», «Шамхал Тарковский», – говорит Айгумов.



Мы все помним, как открылся Театр оперы и балета. Когда подбирали актера на главную партию Нуцал-хана в опере «Хочбар», то выбор пал на Айгума Айгумова. Оперные партии, как говорит Айгум, полнее раскрывают творческий потенциал актера и дают ему богатую духовную пищу.


– Совмещение работы в нашем театре с филармонической деятельностью у вас всегда получается удачным. Я помню, как вы участвовали в ответственных концертах, посвященных декадам культуры и искусства Дагестана в Москве. Вы пели в Концертном зале им. Чайковского, в Кремлевском театре в Москве, в Октябрьском зале С.-Петербурга.



Помнится и пятитысячная аудитория в Большом концертном зале Болгарии, когда вы пели «Широка страна моя родная» и вам аплодировали стоя. На главной площади Дагестана вы, как директор, провели 24 парада и демонстраций. Вот откуда у вас всенародная популярность…


В творческой судьбе Айгума Айгумова произошло еще одно знаменательное событие. Это постановка им криминальной драмы чеченского драматурга Алауди Мусаева «Расплата». Данный спектакль влился в театрализованную акцию против наркомании и наркобизнеса в нашей республике. Главные герои спектакля в постановке Айгума Айгумова – молодые люди, заканчивающие учебу в школе и начинающие самостоятельную жизнь, но их подкарауливает беда, свалившаяся на все общество, – наркомания, трагедия современной молодежи. Спектакль тепло принимается зрителем именно из-за актуальности проблемы.


Особенно много и плодотворно работает Айгум Эльдарович в нескольких минувших сезонах, как бы на втором дыхании расширяя свою творческую палитру. Его работа в Русском драматическом театре в спектакле «Перед заходом солнца» по пьесе Гауптмана с режиссером Скандарбеком Тулпаровым принесла ему большой успех. Здесь он создал образ бизнесмена Матиусса Клаузеннини. С этой огромной и сложной ролью Айгум справился блестяще. На международном фестивале стран прикаспийского бассейна и Северного Кавказа в г. Владимире комиссия единогласно присудила ему главный приз — «Шапку Мономаха».


Народный артист России, патриарх дагестанского сценического искусства Айгум Эльдарович Айгумов дошел до своего восьмидесятого совершеннолетия. Это грандиозный для творческого человека юбилей. Нам выпала честь знать вас, работать с вами, прикоснуться к богатству вашей души. 80 лет – это не точка, самое интересное – еще впереди.


 


Багаутдин АДЖИЕВ,

заведующий литературной частью Кумыкского театра.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля